ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОЧИХ
Профессия – Слесарь аварийно-восстановительных работ
Квалификация – 3 разряд
Код профессии – 18447
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для переподготовки или получения второй профессии «Слесарь аварийно-восстановительных работ» 3 разряда. Учебный план предусматривает комплектование групп или по индивидуальному учебному плану из лиц, имеющих среднее общее образование и профессию рабочего или из разряда руководителей или специалистов.
Форма обучения – очная.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Минпросвещения РФ от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Приказ Минтруда России от 20.06.2018 N 397н "Об утверждении профессионального стандарта "Слесарь аварийно-восстановительных работ на сетях водоснабжения и водоотведения";
- Постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 N 15а "О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России";
- "Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 69. Разделы: "Газовое хозяйство городов, поселков и населенных пунктов"; "Водопроводно-канализационное хозяйство"; "Зеленое хозяйство"; "Фотоработы" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 18.09.1984 N 272/17-70)
- Приказ Минобразования России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессии «Слесарь аварийно-восстановительных работ» 3 разряда.
Программа рассчитана на 344 часа, из которых на теоретическое обучение отводится 136 часов, на производственное обучение (практику) 200 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Лицам, успешно освоившим Программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации – свидетельство о профессии рабочего.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- сведения о педагогических работниках;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§ 59 «Слесарь аварийно-восстановительных работ»
3-й разряд
Характеристика работ. Выполнение работ по ремонту водопроводных сетей, конопатке, заливке свинцом или сернистым сплавом раструбов труб малых диаметров до 300 мм. Определение неисправностей водоразборных колонок и пожарных гидрантов на сети. Отогревание замерных трубопроводов различными способами. Включение и выключение вводов сетей малых диаметров по эскизам и схемам. Производство гидравлического испытания ввода сетей малых диаметров. Резка труб всех диаметров роликами, трубопроводами с ручным приводом. Конопатка и заливка свинцом и различными заменителями растворов труб под руководством слесаря более высокой квалификации. Прочистка канализационной сети гидравлическим методом, устранение засорений в трубах гибким валом на глубину до 7-8 м. Подготовка надувных мячей, дисков необходимого удельного веса и лебедок грузоподъемностью 0,5 т. Проверка годности троса для работы в сточной воде. Извлечение осадка из нижележащих колодцев. Производство земляных работ с установкой, забивкой и выемкой металлического шпунта вручную или механизированным способом с использованием водопонижающих устройств. Монтаж пластмассовых трубопроводов, включая соединения на раструбах с резиновыми кольцами.
Должен знать: устройство и принцип работы задвижек, гидрантов, водоразборных колонок, трубопроводов, ручных гидравлических прессов и манометров; правила и способы заделки раструбов свинцом и заменителями свинца; способы определения наличия газа в колодцах; методику гидравлического испытания; способы устранения повреждений на трубопроводах, арматуре, а также способы устранения утечек воды; методы хлорирования трубопроводов хлором и хлорной известью; чтение простых чертежей, схем и эскизов; правила профилактического ремонта инструмента и приспособлений.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
для подготовки рабочих по профессии
«Слесарь аварийно-восстановительных работ» 3-го разряда
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
|
|
|
1 |
Общетехнический курс |
56 |
|
|
1.1 |
Экономика предприятия |
4 |
4 |
устный зачет |
1.2 |
Охрана труда, пожарная безопасность |
16 |
16 |
устный зачет |
1.3 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
8 |
8 |
устный зачет |
1.4 |
Материаловедение |
8 |
8 |
устный зачет |
1.5 |
Чтение чертежей, эскизов, схем |
4 |
4 |
устный зачет |
1.6 |
Основы слесарного дела |
8 |
8 |
устный зачет |
1.7 |
Основы электротехники |
8 |
8 |
устный зачет |
2 |
Специальный курс |
80 |
|
|
2.1 |
Основные сведения из гидравлики и теплотехники |
8 |
8 |
устный зачет |
2.2 |
Сведения об устройстве санитарно-технических систем |
12 |
12 |
устный зачет |
2.3 |
Основные положения по эксплуатации санитарно-технических систем |
12 |
12 |
устный зачет |
2.4 |
Сведения о сборке и соединении элементов трубопроводов санитарно-технических систем и оборудования |
16 |
16 |
устный зачет |
2.5 |
Неисправности в работе санитарно-технических систем и их устранение |
12 |
12 |
устный зачет |
2.6 |
Ремонт трубопроводов и трубопроводной арматуры |
12 |
12 |
устный зачет |
2.7 |
Сведения о монтаже санитарно-технических устройств |
8 |
8 |
устный зачет |
3 |
Производственное обучение |
200 |
На производстве |
Квалификац. испытания |
3.1 |
Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте по безопасности труда |
8 |
8 |
устный контроль |
3.2 |
Ознакомление с видами выполняемых работ при эксплуатации и ремонте трубопроводов санитарно-технических систем и технической документацией на выполнение работ |
8 |
8 |
устный контроль |
3.3 |
Ознакомление с рабочим инструментом и приспособлениями |
24 |
24 |
устный контроль |
3.4 |
Участие в работах по транспортировке деталей трубопроводов, материалов, баллонов с кислородом и ацетиленом к месту работ |
40 |
40 |
устный контроль |
3.5 |
Участие в работах по ремонту и замене поврежденных участков трубопроводов |
40 |
40 |
устный контроль |
3.6 |
Участие в выполнении работ по разборке, ремонту и сборке оборудования |
72 |
72 |
устный контроль |
3.7 |
Квалификационная работа (по ЕТКС) |
8 |
8 |
устный контроль |
|
Консультация |
4 |
|
|
|
Квалификационный экзамен |
4 |
|
устный экзамен |
|
ИТОГО: |
344 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Темы |
Недели |
Всего часов |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Кол-во часов в неделю |
|
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Общетехнический курс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Экономика предприятия |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
1.2 |
Охрана труда, пожарная безопасность |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
1.3 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
1.4 |
Материаловедение |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
1.5 |
Чтение чертежей, эскизов, схем |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
1.6 |
Основы слесарного дела |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
1.7 |
Основы электротехники |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
2 |
Специальный курс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Основные сведения из гидравлики и теплотехники |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
2.2 |
Сведения об устройстве санитарно-технических систем |
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
2.3 |
Основные положения по эксплуатации санитарно-технических систем |
|
4 |
8 |
|
|
|
|
|
|
12 |
2.4 |
Сведения о сборке и соединении элементов трубопроводов санитарно-технических систем и оборудования |
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
16 |
2.5 |
Неисправности в работе санитарно-технических систем и их устранение |
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
12 |
2.6 |
Ремонт трубопроводов и трубопроводной арматуры |
|
|
4 |
8 |
|
|
|
|
|
12 |
2.7 |
Сведения о монтаже санитарно-технических устройств |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
8 |
3 |
Производственное обучение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте по безопасности труда |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
8 |
3.2 |
Ознакомление с видами выполняемых работ при эксплуатации и ремонте трубопроводов санитарно-технических систем и технической документацией на выполнение работ |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
8 |
3.3 |
Ознакомление с рабочим инструментом и приспособлениями |
|
|
|
8 |
16 |
|
|
|
|
24 |
3.4 |
Участие в работах по транспортировке деталей трубопроводов, материалов, баллонов с кислородом и ацетиленом к месту работ |
|
|
|
|
24 |
16 |
|
|
|
40 |
3.5 |
Участие в работах по ремонту и замене поврежденных участков трубопроводов |
|
|
|
|
|
24 |
16 |
|
|
40 |
3.6 |
Участие в выполнении работ по разборке, ремонту и сборке оборудования |
|
|
|
|
|
|
24 |
40 |
8 |
72 |
3.7 |
Квалификационная работа (по ЕТКС) |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
8 |
|
Консультация |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
Квалификационный экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
ИТОГО: |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
24 |
344 |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Общетехнический курс |
56 |
1.1 |
Экономика предприятия |
4 |
1.2 |
Охрана труда, промышленная безопасность |
16 |
1.3 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
8 |
1.4 |
Материаловедение |
8 |
1.5 |
Чтение чертежей, эскизов, схем |
4 |
1.6 |
Основы слесарного дела |
8 |
1.7 |
Основы электротехники |
8 |
2 |
Специальный курс |
80 |
2.1 |
Основные сведения из гидравлики и теплотехники |
8 |
2.2 |
Сведения об устройстве санитарно-технических систем |
12 |
2.3 |
Основные положения по эксплуатации санитарно-технических систем |
12 |
2.4 |
Сведения о сборке и соединении элементов трубопроводов санитарно-технических систем и оборудования |
16 |
2.5 |
Неисправности в работе санитарно-технических систем и их устранение |
12 |
2.6 |
Ремонт трубопроводов и трубопроводной арматуры |
12 |
2.7 |
Сведения о монтаже санитарно-технических устройств |
8 |
|
ИТОГО: |
136 |
1. Общетехнический курс
Тема 1.1. Экономика предприятия
Понятия: «предприятие», «фирма», «организация». Предприятие как основной субъект рыночной экономики. Основные факторы производства. Материально-вещественная и денежная форма ресурсов предприятия. Ограниченность и взаимозаменяемость экономических ресурсов.
Кадровая политика на предприятии. Среднесписочный состав работников предприятия и промышленно-производственный персонал. Текучесть кадров.
Коллективный договор, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, гарантии и компенсации, трудовая дисциплина.
Заработная плата как вознаграждение за труд. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Нормирование труда. Прогрессивные формы организации и стимулирования труда. Нормирование труда (основные понятия и положения). Устранение потерь рабочего времени, аттестация рабочих, их рационализация, расширение зон обслуживания и совмещение профессий. Формы оплаты труда, материальное и моральное стимулирование. Принципы организации производственных бригад, основные направления их совершенствования. Бригадные и индивидуальные формы организации труда. Дисциплина труда и ее роль в организации трудовых процессов.
Экономические категории, критерии, показатели. Повышение эффективности производства - основное направление работы предприятия. Производительность труда, как главный показатель эффективности производства.
Место и роль налогов и обязательных платежей в процессе формирования предприятия. Сущность и критерии экономической эффективности производства. Абсолютная экономическая эффективность: дифференцированные показатели (трудоемкость производства и производительность труда, материалоемкость и материалоотдача производства, среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача и фондоёмкость производства).
Контрольные вопросы:
1. Дайте определения: «предприятие», «организация», «фирма».
2. Какие формы оплаты труда существуют?
3. Что входит в основные средства предприятия?
4. Какие основные требования коллективного договора и трудового соглашения?
Тема 1.2. Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность
Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда и пожарной безопасности. Основные права и обязанности работника и работодателя. Государственные нормативные требования по охране труда. Требования по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями. Ответственность за нарушение требований по охране труда.
Причины и профилактика производственного травматизма. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Профессиональные заболевания и их основные причины. Профилактика профессиональных заболеваний.
Порядок и сроки обучения, виды инструктажей по охране труда для работников. Опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работников. Специальная оценка условий труда. Классы условий труда. Средства индивидуальной защиты. Средства коллективной защиты.
Коллективный договор предприятия. Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты предприятия. Изучение соответствующих инструкций по охране труда (по видам работ, по профессии). Промышленная санитария и гигиена труда. Задачи промышленной санитарии. Личная гигиена.
Электробезопасность. Воздействие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности. Защита от поражения человека электрическим током. Шаговое напряжение. Основные и дополнительные электрозащитные средства, требования к ним. Плакаты, знаки по электробезопасности.
Пожарная безопасность. Основные причины возникновения пожаров в цехе и на территории предприятия. Мероприятия по предупреждению пожаров. Пожароопасные свойства веществ. Средства тушения пожаров и правила их применения. Правила поведения в опасных местах и при пожарах. Планы эвакуации. Знаки пожарной безопасности, эвакуационные.
Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве. Универсальные принципы оказания первой помощи. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Алгоритм оказания первой помощи при закупорке дыхательных путей у взрослого пострадавшего. Виды кровотечений и ран. Правила и техника наложения кровоостанавливающего жгута. Травмы грудной клетки и живота. Травмы опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при вывихах, переломах. Перемещение пострадавшего. Воздействие высокой температуры (ожоги). Химические ожоги. Воздействие низких температур. Электрические ожоги. Меры личной безопасности при контакте с линиями электропередачи. Отравление угарным газом, ядами. Первая помощь при нарушении сознания (обморок), коме, клинической смерти. Определение биологической смерти.
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?
2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?
3. Какие классы условий труда условно относятся к безопасным?
4. Как вести себя при аварийной ситуации, пожаре?
5. Какие действия должен осуществлять работник при клинической смерти пострадавшего?
Тема 1.3. Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Федеральный закон. Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ.
Силы и средства РСЧС (Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.
Категории чрезвычайных ситуаций: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, федеральные.
Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера:
- стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, во время и после его возникновения;
- стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);
- стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания;
- природные пожары (лесные и торфяные);
- массовые инфекционные заболевания людей.
Контрольные вопросы:
1. Назовите категории чрезвычайных ситуаций.
2. Как классифицируются чрезвычайные ситуации?
3. Дайте характеристику чрезвычайных ситуаций.
Тема 1.4. Материаловедение
Чёрные и цветные металлы, их физические, химические и механические свойства, маркировка.
Чугуны, сведения о производстве, область применения, их виды и свойства.
Стали, сведения о способах производства, маркировка, свойства и область применения.
Легированные стали, их свойства, маркировка и область применения.
Термическая и химико-термическая обработка сталей. Виды обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Цементация, азотирование и др. виды химико-термической обработки.
Сплавы - твёрдые, металлокерамические, цветные, их свойства и область применения.
Основные виды обработки металлов: литьё, обработка давлением, резанием, сварка металлов.
Теплоизоляционные материалы, применяемые в тепловых сетях, их свойства.
Прокладочные и уплотнительные материалы.
Набивки сальниковые, технические требования к набивкам.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные механические свойства металлов.
2. В чем заключается сущность термической обработки сталей?
3. Что такое «коррозия металлов»?
Тема 1.5. Чтение чертежей, эскизов, схем
Общие сведения о чертежах. Назначение рабочего чертежа и требования, предъявляемые к нему. Форматы чертежей. Правила обозначения размеров на чертежах. Масштабы чертежей и их условные обозначения на чертежах. Разрезы и сечения, штриховка на них.
Обозначения на чертежах допусков, формы и расположения поверхностей деталей. Структура обозначения шероховатости поверхности и знаки обозначения шероховатости на чертежах.
Эскиз, его отличия от чертежа, его назначение и правила составления. Упражнения в чтении чертежей и в составлении эскизов.
Сборочные чертежи, их назначение и спецификация. Нанесение размеров и обозначение посадок. Разрезы на сборочных чертежах, упражнения в чтении сборочных чертежей.
Изображение теплотрассы в плане и профиле. Разрезы и планы теплофикационных камер и тоннелей.
Условные обозначения трубопроводов, оборудования, арматуры, приборов и других деталей.
Схемы теплопроводов, водоснабжения и канализации.
Контрольные вопросы:
1. Что такое «чертеж», «схема», «эскиз»?
2. Для чего предназначен сборочный чертёж?
Тема 1.6. Основы слесарного дела
Виды слесарных работ. Оборудование слесарных мастерских. Организация рабочего места слесаря. Безопасные условия труда.
Назначение плоскостной разметки. Инструменты и приспособления. Разметка по чертежам и шаблонам. Пространственная разметка и ее назначение. Дефекты при разметке.
Назначение рубки металла. Инструменты, применяемые при рубке металла.
Заточка инструмента для рубки, углы заточки, размеры инструмента. Рубка широких поверхностей, вырубание смазочных канавок и пазов. Безопасность труда.
Назначение правки и рихтовки металла. Правка полосового металла, прутка, листового металла. Правила и способы правки и гибки листового, профильного металла и труб.
Гибка металла в горячем состоянии под различными радиусами и углами. Оборудование для правки и гибки. Рихтовка закаленных деталей.
Назначение резки металла. Резка ручными ножницами, ножовкой. Резка труб. Механизированная резка.
Опиливание металла, назначение и его способы.
Классификация напильников, их выбор. Приемы опыливания, контроль опиленной поверхности.
Инструмент для сверления и нарезания резьбы. Подбор сверл и разверток, охлаждающих жидкостей. Установка сверл и деталей. Управление сверлильными машинами. Оборудование и приспособления для нарезки резьбы. Нарезание резьбы на болтах, шпильках, трубах. Проверка качества резьбы.
Сущность пайки. Характеристика припоев, их обозначение. Флюсы, их назначение, характеристика и применение. Устройство и правила пользования паяльниками и паяльными лампами. Виды паяных соединений. Назначение лужения, подготовка поверхностей к лужению, способы лужения. Назначение склеивания, способы склеивания, подготовка поверхностей. Характеристики клеев. Оценка качества клеевых соединений и причины их непрочности.
Сведения о слесарно-сборочных работах. Сборка неподвижных разъёмных соединений, болтовых и винтовых.
Контрольные вопросы:
1. Что такое нониус и как производится измерение с его использованием?
2. Какие бывают типы насечек у напильников?
3. В чем измеряется шаг метрической и трубной резьбы?
Тема 1.7. Основы электротехники
Основные понятия о постоянном токе. Источники постоянного тока. Гальванические элементы и аккумуляторы, их принцип действия и область применения. Электрические цепи.
Напряжение и сила тока, их единицы измерения.
Сопротивление, проводимость и единицы их измерения. Последовательное, параллельное и смешанное соединения источников тока и потребителей. Закон
Ома для всей цепи и для участка цепи. Законы Кирхгофа.
Энергия и мощность электрического тока, единицы измерения. Тепловое действие тока.
Электрические машины переменного тока. Вращающееся магнитное поле. Трехфазные электродвигатели. Принцип действия и конструкция асинхронного двигателя с короткозамкнутым и фазным ротором. Устройство и принцип работы трансформатора
Пусковая и защитная электроаппаратура.
Нагревательные приборы, лампы накаливания, плавкие предохранители, тепловые реле. Понятие об электрической дуге и применении ее для электросварки.
Контрольные вопросы:
1. Что такое электрический ток?
2. Какие напряжения больше: линейные или фазные и во сколько раз?
3. Трансформаторы тока это повышающие или понижающие трансформаторы?
2. Специальный курс
Тема 2.1. Основные сведения из гидравлики и теплотехники
Понятие о гидравлике и гидродинамике. Основные физические свойства жидкостей. Определение, формула и единицы плотности жидкости; примеры плотности некоторых жидкостей при различных температурах. Вязкость жидкости: единицы и размерности.
Гидростатическое давление. Гидростатический закон, его определение.
Установившийся и неустановившийся поток жидкости. Живое сечение потока. Равномерное движение жидкости. Безнапорный и напорный поток жидкости, расход жидкости, единицы измерения. Средняя скорость потока. Условия неразрывности потока. Гидравлическое сопротивление. Определение потерь напора на преодоление местных сопротивлений.
Истечение жидкости через отверстия и насадки. Типы и примеры применения насадок в технике.
Рабочее тело, его параметры. Удельный объем. Давление, температура. Теплоемкость. Соотношение между тепловой энергией и работой. Механический эквивалент теплоты.
Водяной пар. Краткие сведения о свойствах воды, как теплоносителе. Испарение и конденсация. Насыщенный пар, его упругость. Влажный насыщенный пар. Кипение, его зависимость от давления. Сухой насыщенный пар. Влагосодержание пара. Перегретый пар.
Основы теплопередачи. Законы теплообмена. Теплопроводность, конвекция. Излучение. Понятие о теплообменных аппаратах.
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете основные свойства жидкостей?
2. Какой бывает поток жидкости?
3. Что такое влагосодержание пара?
Тема 2.2. Сведения об устройстве санитарно-технических систем
Виды санитарно-технических систем. Системы центрального водяного отопления и их схемы. Системы отопления с естественной и искусственной циркуляцией. Двухтрубная и однотрубная системы отопления.
Системы парового отопления. Особенности их устройства, область применения, достоинства и недостатки по сравнению с системами водяного отопления.
Понятие об устройстве котельных и их оборудовании.
Краткие сведения об устройстве центрального отопления.
Общие сведения о системах и схемах водоснабжения. Понятие о напоре в городской сети и об основных видах очистки воды. Водопроводная сеть. Глубина заложения водопроводной сети. Колодцы и камеры переключений на водопроводных линиях. Водонапорные башни и резервуары. Насосные станции.
Внутренний водопровод. Схемы, системы внутреннего водопровода и их устройство. Виды, устройство и принцип действия применяемой арматуры. Насосные установки, водонапорные баки и резервуары. Противопожарные устройства.
Назначение горячего водоснабжения. Местные устройства для приготовления горячей воды. Системы горячего водоснабжения и их детали устройства.
Понятие о системах городской канализации, их устройство. Общие сведения о очистке сточных вод и сооружениях. Канализационная сеть.
Основные элементы канализационной сети здания: приемники сточных вод, отводимые линии, стояки, выпуски, местные установки, ревизии, прочистки. Уклоны труб внутренней канализации.
Санитарные приборы, их устройство, принцип действия и места расположения. Одиночные и групповые приборы: правила их установки, крепления и присоединения к канализационной сети. Трапы, сифоны, их назначение.
Контрольные вопросы:
1. Назовите виды санитарно-технических систем.
2. Назовите виды парового отопления.
3. Что из себя представляет канализационная сеть?
Тема 2.3. Основные положения по эксплуатации санитарно-технических систем
Виды и способы организации технического обслуживания и ремонта санитарно-технических систем. Форма организации эксплуатационных служб. Бригадный метод обслуживания систем жилых домов.
Регламенты на ремонт и обслуживание инженерных систем с учетом срока службы сантехнического оборудования жилых зданий.
Эксплуатационные требования к системам отопления: расчетная температура воздуха в помещении, пожарная безопасность, регулирование системы, минимальное загрязнение вредными примесями, удобство в эксплуатации и ремонте, расчетное давление в системе, ее герметичность.
Критерии качества работы систем отопления зданий.
Эксплуатационные требования к системам холодного и горячего водоснабжения; эксплуатационные нормы водопотребления; давление в водопроводной сети; герметичность системы; защита от коррозии и отпотевания; температура горячей воды; разность давлений на подводках холодной и горячей воды. Критерии качества работы холодного и горячего водопровода.
Эксплуатационные требования к системе канализации и водостокам: герметичность системы; пропускная способность; наличие уклонов, устройств для прочистки и ликвидации засоров, наличие вентиляции, заземление металлических санитарных приборов; предотвращение замерзания системы; предотвращение попадания вредных газов из канализационной системы в помещения.
Надежность работы водостоков при положительных и отрицательных температурах.
Контрольные вопросы:
1. Какие формы организации эксплуатационных служб существуют?
2. Какие существуют критерии качества работы систем отопления зданий?
3. Какие эксплуатационные требования предъявляются к системам холодного и горячего водоснабжения?
Тема 2.4. Сведения о сборке и соединении элементов трубопроводов санитарно-технических систем и оборудования
Назначение и виды трубопроводов. Характеристика труб и арматуры внутренних санитарно-технических устройств. Диаметры, стандарты условного прохода труб. Прочность трубопроводов и арматуры. Пробное и рабочее давление для арматуры и деталей трубопроводов из различных материалов. Элементы трубопроводов санитарно-технических систем (магистрали, подводки, стояки), их назначение.
Соединения стальных труб на муфтах и сгонах, их типоразмеры. Правила и приемы соединения водогазовых труб на резьбе, последовательность операций.
Материалы, инструмент и приспособления для резьбовых соединений труб.
Фланцевые соединения, приемы соединения и разъединения, применяемые инструмент и уплотнительные материалы.
Виды сварных соединений, оборудование и инструмент для сварки, подготовка труб к сварке. Применение сварки при ремонте и монтаже трубопроводов санитарно-технических систем.
Назначение и способы разбортовки и развальцовки труб, оборудование и инструмент, применяемые при этом.
Способы соединения раструбных труб, разметка, перерубка и обработка концов труб.
Последовательность выполнения операций при заделке раструбов чугунных труб цементом или асбоцементной смесью, инструмент и приспособления применяемые при этом.
Способы и приемы соединения пластмассовых труб. Раструбные соединения с применением уплотнительных колец. Клеевые составы, технология клеевых соединений, инструмент и приспособления для соединения пластмассовых труб.
Разборка, замена секций радиаторов, их группировка. Уплотнение секций при сборке. Применяемое оборудование, материалы, инструмент.
Организация рабочего места и безопасность труда при выполнении слесарно-сборочных и ремонтных работ.
Контрольные вопросы:
1.Какие существуют виды трубопроводов?
2. Какие применяют правила и приемы соединения водогазовых труб на резьбе?
3. Какие способы разбортовки и развальцовки труб существуют и для чего они предназначены?
Тема 2.5. Неисправности в работе санитарно-технических систем и их устранение.
Правила нормальной работы системы центрального отопления. Основные виды неисправностей в работе отопления. Устранение основных неисправностей: ремонт арматуры, удаление воздуха из системы, ремонт труб, радиаторов. Регулировка системы центрального отопления.
Основные неисправности в работе водопровода и устранение их: набивка сальников, смена прокладок, замена поврежденных участков трубопроводов, отогревание замерзших участков, устранение шумов.
Ремонтные работы по устранению неисправностей в работе канализации: прочистка засоров в стояках и отводных линиях, прочистка сифонов, замена санитарных приборов, ремонт труб внутридомовой канализации. Отогревание замерзшего трубопровода.
Контрольные вопросы:
1. Какие параметры при нормальной работе системы центрального отопления?
2. Какие основные неисправности в работе водопровода существуют?
3. Какие основные неисправности в работе канализации существуют?
Тема 2.6. Ремонт трубопроводов и арматуры
Организация и проведение ремонтных работ. Инструмент и приспособления для ремонтных работ, электрифицированный инструмент, его назначение и применение при ремонте.
Использование газосварки для ремонта трубопроводов. Основные правила обращения и транспортировки баллонов с кислородом и ацетиленом.
Транспортировка деталей, оборудования, инструмента к месту производства работ.
Ремонт стальных трубопроводов, устранение течей путем замены поврежденных участков вставками, сваркой в косой стык.
Ремонт пластмассовых трубопроводов с нарезанием резьбы, с использованием клея, применением муфт, применяемые инструмент и приспособления.
Ремонт соединений трубопроводов. Разборка, удаление старого уплотнения. Уплотнительные материалы, правила уплотнения и сборка резьбовых соединений.
Ремонт сварных соединений. Правила ремонта дефектных участков шва с использованием сварки.
Ремонт фланцевых соединений. Виды неисправностей и правила ремонта фланцевых соединений. Правила подтяжки болтов, замены прокладок, устранения перекосов.
Ремонт раструбных соединений чугунных и пластмассовых трубопроводов. Способы заделки раструбных щелей. Способы восстановления стыков чугунных и пластмассовых труб.
Классификация арматуры по назначению. Характеристика запорной, водоразборной, регулирующей и предохранительной арматуры.
Материалы для сальников и прокладок, применяемые при ремонте арматуры. Устранение утечек через сальниковые уплотнения. Правила набивки сальников и смены прокладок. Ремонт уплотнительных поверхностей задвижек. Испытание отремонтированной арматуры на прочность и плотность. Приспособления для испытания фланцевой арматуры.
Организация рабочего места при выполнении ремонтных работ.
Контрольные вопросы:
1. Как производится организация ремонтных работ?
2. Как классифицируется арматура по назначению?
3. Какие используют материалы для сальников и прокладок?
4. Как организовывается рабочее место при выполнении ремонтных работ?
Тема 2.7. Сведения о монтаже санитарно-технических систем
Техническая документация на производство работ по монтажу санитарно-технических систем.
Состав рабочих чертежей на монтаж оборудования. Технологические монтажные схемы. Общая характеристика, виды, последовательность выполнения подготовительных, монтажных и сдаточных работ.
Инструмент, приспособления, применяемые для разметки, пробивки и сверления отверстий, правила безопасной работы с ними.
Способы крепления трубопроводов, санитарных и отопительных приборов.
Особенности монтажа трубопроводов в подвалах и чердаках. Виды теплоизоляции.
Виды и технология электрогазосварочных работ при монтаже трубопроводов и оборудования.
Испытания смонтированного оборудования.
Организация рабочего места и безопасность труда при монтаже санитарно-технических систем.
Контрольные вопросы:
1. Что из себя представляют технологические монтажные схемы?
2. Какой инструмент и приспособления, применяются для разметки, пробивки и сверления отверстий?
3. Как производится испытание смонтированного оборудования?
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
3.1 |
Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте по безопасности труда |
8 |
3.2 |
Ознакомление с видами выполняемых работ при эксплуатации и ремонте трубопроводов санитарно-технических систем и технической документацией на выполнение работ |
8 |
3.3 |
Ознакомление с рабочим инструментом и приспособлениями |
24 |
3.4 |
Участие в работах по транспортировке деталей трубопроводов, материалов, баллонов с кислородом и ацетиленом к месту работ |
40 |
3.5 |
Участие в работах по ремонту и замене поврежденных участков трубопроводов |
40 |
3.6 |
Участие в выполнении работ по разборке, ремонту и сборке оборудования |
72 |
3.7 |
Квалификационная работа (по ЕТКС) |
8 |
|
ИТОГО: |
200 |
*Примечание: Самостоятельное выполнение работ и квалификационная работа должны осуществляться под руководством рабочего-наставника и под контролем мастера производственного обучения.
3.Производственное обучение
Тема 3.1. Вводное занятие. Инструктаж по организации рабочего места и по правилам безопасности труда.
Ознакомление с инструкциями по правилам безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности.
Тема 3.2. Ознакомление с видами выполняемых работ при эксплуатации и ремонте трубопроводов санитарно-технических систем и технической документацией на выполнение работ.
Тема 3.3. Ознакомление с рабочим инструментом и приспособлениями.
Тема 3.4. Участие в работах по транспортировке деталей трубопроводов, материалов, баллонов с кислородом и ацетиленом к месту работ. Выполнение работ под руководством рабочего-наставника/
Тема 3.5. Участие в работах по ремонту и замене поврежденных участков трубопроводов/
Устранение основных видов неисправностей в работе систем центрального отопления, водоснабжения и канализации под руководством рабочего-инструктора.
Тема 3.6. Участие в выполнении работ по разборке, ремонту и сборке оборудования.
Выполнение работ под руководством рабочего-наставника по разборке, ремонту, сборке простых деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения и канализации.
Тема 3.7. Квалификационная работа. (по ЕТКС)
Выполнение работы согласно ЕТКС (на выбор, в зависимости от времени года)
- ремонт водопроводных сетей;
- определение неисправностей водоразборных колонок и пожарных гидрантов на сети;
- отогревание замерных трубопроводов различными способами;
- включение и выключение вводов сетей малых диаметров по эскизам и схемам;
- конопатка и заливка свинцом и различными заменителями растворов труб под руководством слесаря более высокой квалификации;
- прочистка канализационной сети гидравлическим методом;
- устранение засорений в трубах гибким валом на глубину до 7-8 м;
- проверка годности троса для работы в сточной воде;
- производство земляных работ с установкой, забивкой и выемкой металлического шпунта вручную или механизированным способом с использованием водопонижающих устройств;
- монтаж пластмассовых трубопроводов, включая соединения на раструбах с резиновыми кольцами.
Итоговая аттестация
Проведение итоговой аттестации обучающихся осуществляется на основании Положения «О текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» (версия 3) и Положения «О порядке производственного обучения (практики) по программам УП филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Наименование аудитории |
Средства обучения |
Учебные классы |
компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», тренажёр имитации травм «Антон-3», учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия |
Сведения о педагогических работниках:
Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющие необходимое образование в соответствии с действующим законодательством РФ.
Список литературы и методические материалы
1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
6. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
7. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
8. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
9. Приказ Минтруда России от 15.12.2020 N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок".
10. Приказ Минтруда России от 27.11.2020 N 835н "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями".
11. Приказ Минтруда России от 28.10.2020 N 753н "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов".
12. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
13. Методические рекомендации по первой помощи и неотложной медицинской помощи: учебно-методическое пособие для лиц без специального медицинского образования, работников угольной отрасли/М.А. Бородина, О.Ю. Попов, А.Г. Васильев, В.И.Бородина, А.В. Алехнович, В.М. Будянский, В.Н. Довгаль, И.В. Шипилов, В.А. Бетехтина, Л.В. Цай. – М.: ООО «СКС», 2016. – 104 с.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
по профессии «Слесарь аварийно-восстановительных работ» 3-го разряда
БИЛЕТ № 1
1. Как классифицируются системы отопления?
2. Что такое технологические трубопроводы и каково их назначение?
3. Что такое разметка, и какие приспособления и инструмент применяются для разметки?
4. Какие факторы, определяют исход поражения электрическим током? Что такое расчетное сопротивление человека?
БИЛЕТ № 2
1. Рассказать устройство водяных систем отопления.
2. Что такое условный проход трубопроводов?
3. Дайте понятие резки металла. Какой инструмент применяется для резки металла?
4. Что такое защитное заземление, и каково его назначение? Что такое сопротивление заземляющего устройства? Что подлежит заземлению?
БИЛЕТ № 3
1. Какие положительные и отрицательные качества паровых систем отопления?
2. Что такое пробное и рабочее давление?
3. Какой применяется контрольно-измерительный инструмент для слесарных работ?
4. Как производится освобождение пострадавшего от действия электрического тока?
БИЛЕТ № 4
1. Рассказать об особенностях воздушных систем отопления?
2. Какие материалы, приспособления и инструмент, применяются для изготовления резьбовых соединений труб.
3. Что такое опиливание металла, какой инструмент применяется для опиливания?
4. Какие существуют основные и дополнительные электрозащитные средства в электроустановках до 1000В?
БИЛЕТ № 5
1. Что такое основные нагревательные приборы, их положительные и отрицательные качества?
2. Что такое фланцевые соединения? Рассказать приемы фланцевых соединений.
3. Что такое шабрение металла? Как проводится проверка качества шабрения?
4. Какие проводятся организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ?
БИЛЕТ № 6
1. Что из себя представляют схемы тепловых сетей централизованного теплоснабжения?
2. Какие применяют способы соединения раструбных труб?
3. Как проводится нарезание резьбы? Какой инструмент применяется для нарезания резьбы?
4. Какие Ваши действия при несчастном случае, аварии, чрезвычайной ситуации?
БИЛЕТ № 7
1. Какие существуют источники водоснабжения и водоприемники?
2. Что такое трубопроводная арматура и каково ее назначение?
3. Как производится сверление металла, какой инструмент применяется для сверления?
4. Какие меры безопасности применяются при подъеме и опускании тяжестей, при переноске баллонов со сжатым воздухом, при переноске грузов носилками?
БИЛЕТ № 8
1. Дайте классификацию сточных вод. Как происходит их очистка?
2. Каковы основные правила обращения и транспортировки баллонов с кислородом и ацетиленом?
3. Назовите виды брака при сверлении металла и нарезке резьбы.
4. Как оказать первую помощь при ожогах, и обморожениях?