ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ
Профессия – Машинист железнодорожно-строительных машин с правом управления СМ-2 и УК-25/9
Квалификация – 5 разряд
Код профессии – 13720
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная программа – предназначена для профессионального обучения при переподготовке рабочих по профессии «Машинист железнодорожно-строительных машин» 5 разряда, с правом управления снегоуборочных машин СМ-2 и укладочных кранов УК-25/9-18.
К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие среднее образование.
Форма обучения – очная. Срок подготовки – 4 месяца.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС, выпуск 52, параграф 17);
- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;
Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Машинист железнодорожно-строительных машин» 5 разряда, с правом управления снегоуборочных машин СМ-2 и укладочных кранов УК-25/9-18.
Программа подготовки рассчитана на 688 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 328 часов, на практическое обучение 352 часа, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- сведения о педагогических работниках;
- итоговая аттестация;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЕТКС - Машинист железнодорожно-строительных машин (5 разряд)
Характеристика работ. Управление машинами различных типов и назначения, силовыми установками и отдельными рабочими узлами и механизмами согласно технологическому процессу при сооружении, ремонте и текущем содержании верхнего строения железнодорожных путей, искусственных сооружений, земляного полотна и балластной призмы. Техническое обслуживание машин, заливка горючими и смазочными материалами. Выявление и устранение неисправностей в процессе работы машин. Участие в планово-профилактическом ремонте оборудования.
Должен знать: назначение, устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования и технологию выполняемых работ; причины возникновения неисправностей и способы их предупреждения и устранения; правила наладки и регулировки электрического, пневматического, гидравлического и механического оборудования; технические требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ; правила и нормы по охране труда, требования правил пожарной безопасности и производственной санитарии; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах; инструкцию по сигнализации на железных дорогах; правила технической эксплуатации железных дорог (в соответствующих объемах); нормы расхода горючих, смазочных материалов и электроэнергии.
5-й разряд — при управлении выправочно-подбивочно-отделочной машиной (отдельные рабочие узлы, механизмы и дизель-генераторные силовые установки), думпкаром, звеносборочной и звеноразборочной машинами (отдельные узлы и механизмы), плужным снегоочистителем, путевой универсальной машиной на комбинированном ходу, путевым стругом, путеподъемником, путеремонтной летучкой, путеукладчиком узкой колеи, путеукладчиком широкой колеи (грузоподъемные и тяговые лебедки укладочного или погрузочного крана), рельсоукладчиком, рихтовочной машиной съемной, снегоуборочной и уборочной машиной с пневматическим и механическим приводом рабочих органов, спецсоставом для транспортировки рельсовых плетей с энергетической установкой, стругом-снегоочистителем, хоппер-дозатором, щебнеочистительной (балластоочистительной) машиной (отдельные рабочие узлы, механизмы и силовые установки).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Профессионального обучения переподготовки рабочих по профессии
«Машинист железнодорожно-строительных машин 5 разряд, с правом управления СМ-2 и УК-25/9-18»
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Аудиторные занятия | Форма контроля |
Промежуточная аттестация | ||||
| ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ | 328 |
|
|
| Общетехнический курс | 40 |
|
|
1 | Электротехника | 16 | 16 | зачет |
2 | Охрана труда | 20 | 20 | зачет |
3 | Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций | 4 | 4 | зачет |
| Специальный курс | 288 |
|
|
4 | Устройство и ремонт пути | 12 | 12 | зачет |
5 | Механическое оборудование СМ-2 и УК-25/9-18 | 64 | 64 | зачет |
6 | Устройство и работа электрооборудования снегоуборочного поезда СМ-2 и УК-25/9-18 | 32 | 32 | зачет |
7 | Тормоза и пневматическое оборудование | 28 | 28 | зачет |
8 | Дизель-генераторы СМ-2,УК-25/9-18 и их системы | 44 | 44 | зачет |
9 | Основы гидравлики и гидросистема УК-25/9-18 | 20 | 20 | зачет |
10 | Крановое и грузоподъемное оборудование УК-25 | 16 | 16 | зачет |
11 | Управление, техническое обслуживание и эксплуатация машин СМ-2 и УК-25/9-18 | 48 | 48 | зачет |
12 | ПТЭ, инструкции и безопасность движения | 24 | 24 | зачет |
| ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ | 352 | На производстве | Квалификационные испытания |
| Консультация | 4 |
|
|
| Квалификационный экзамен | 4 |
| экзамен |
| Итого | 688 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п | Темы | Недели | Всего часов | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |||
Количество часов в неделю | |||||||||||||||||||||
1 | Электротехника | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16 |
2 | Охрана труда |
|
|
| 16 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20 | |
3 | Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
4 | Устройство и ремонт пути | 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
5 | Механическое оборудование СМ-2 и УК-25/9-18 |
|
| 8 | 20 | 16 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 64 |
6 | Устройство и работа электрооборудования снегоуборочного поезда СМ-2 и УК-25/9-18 | 4 | 20 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 32 |
7 | Тормоза и пневматическое оборудование |
|
|
|
|
|
| 20 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 28 |
8 | Дизель-генераторы СМ-2,УК-25/9-18 и их системы | 4 | 20 | 16 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 44 |
9 | Основы гидравлики и гидросистема УК-25/9-18 |
|
|
|
| 12 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20 |
10 | Крановое и грузоподъемное оборудование УК-25 |
|
|
|
|
| 12 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16 |
11 | Управление, техническое обслуживание и эксплуатация машин СМ-2 и УК-25/9-18 |
|
|
|
|
|
| 16 | 20 | 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 48 |
12 | ПТЭ, инструкции и безопасность движения |
|
|
|
|
|
|
| 12 | 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 24 |
| Производственная практика |
|
|
|
|
|
|
|
| 16 | 40 | 40 | 32 | 24 | 32 | 40 | 40 | 40 | 32 | 16 | 352 |
| Консультация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | 4 | |
| Квалификационный экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | 4 |
| Итого | 40 | 40 | 32 | 40 | 32 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 24 | 32 | 40 | 40 | 40 | 32 | 24 | 688 |
Программа теоретического обучения
Общетехнический курс
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Электротехника | 16 |
2 | Охрана труда | 20 |
3 | Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций | 4 |
| Итого | 40 |
Тема 1. Электротехника.
Общие сведения об электрооборудовании путевых машин. Устройство и принцип действия машин постоянного тока. Устройство и принцип действия машин переменного тока. Способы регулирования скорости вращения двигателей постоянного и переменного тока. Схемы соединения электрических машин постоянного и переменного тока. Устройство и принцип действия трансформаторов. Стабилизаторы напряжения. Магнитоуправляемые контакты. Магнитные усилители. Электромашинные усилители. Устройство и принцип действия релейно - контакторной аппаратуры управления и сигнализации.
Пускорегулирующая аппаратура (рубильник, переключатель, выключатели, реостаты, контроллеры, магнитные пускатели). Защитная аппаратура (предохранители, реле и пр.).
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют единицы измерения напряжения?
2. Какие существуют единицы измерения тока?
3. Что такое мощность электрического тока?
4. Какие существуют единицы измерения сопротивления и проводимости?
5. Что такое действующее значение переменного тока?
Тема 2. Охрана труда.
Ответственность администрации и рабочих за нарушение правил безопасности. Изучение инструкций по охране труда для машиниста железнодорожно-строительных машин.
Поражающие факторы электрического тока. Назначение и устройство защитного заземления. Электрозащитные средства. Правила выхода из зоны шагового напряжения. Освобождение пострадавшего от электрического тока. Первая помощь пострадавшим от несчастного случая.
Анализ травматизма и причины несчастных случаев. Задачи промышленной санитарии и гигиены труда. Профилактические и защитные санитарные мероприятия. Общие санитарные правила. Требования к освещенности рабочего места, питьевой воде, спецодежде, защитным приспособлениям.
Основные причины возникновения пожаров. Мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров. Оборудование, средства борьбы с пожарами. Огнетушители, принцип их действия, назначение и правила пользования ими. Обязанности рабочих при возникновении пожаров.
Контрольные вопросы
1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?
2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?
3. Какие классы условий труда условно относятся к безопасным?
4. В какие сроки проводится расследование несчастного случая?
5. Какова периодичность проведения повторного инструктажа на рабочем месте?
Тема 3. Гражданская оборона, защита работников и предприятие от чрезвычайных ситуаций.
Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления. Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ. Силы и средства РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.
Категории подразделения чрезвычайных ситуаций: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера: стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, во время и после его возникновения; стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи); стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия.
Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания; природные пожары (лесные и торфяные); массовые инфекционные заболевания людей.
Контрольные вопросы
1. Какие категории подразделения чрезвычайных ситуаций?
2. Как классифицируются и характеризуются чрезвычайные ситуации природного характера?
3. Какие действия населения при оповещении чрезвычайных ситуаций?
Специальный курс
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
4 | Устройство и ремонт пути | 12 |
4.1. Земляное полотно и искусственные сооружения 4.2. Верхнее строение пути 4.3 Ремонт и текущее содержание пути
| 4 4 4 | |
5 | Механическое оборудование СМ-2 и УК-25/9-18 | 64 |
5.1.Общие сведения 5.2.Устройство и работа головной машины СМ-2 5.3.Устройство и работа промежуточного полувагона 5.4.Устройство и работа концевого полувагона 5.5.Устройство и работа укладочного крана УК-25/9-18 5.6.Экипажная часть | 4 16 16 20 8 | |
6 | Устройство и работа электрооборудования снегоуборочного поезда СМ-2 и УК-25/9-18 | 32 |
6.1. Общие сведения 6.2.Назначение и устройство электрооборудования моторной платформы укладочного крана 6.3. СМ-2. Электрооборудование источников энергии 6.4.Электрооборудование приводов рабочих органов 6.5.Электрооборудование вспомогательных агрегатов 6.6. Пуск и остановка дизель-генератора 6.7.Уход и техническое обслуживание электрооборудования
| 4 8 4 4 4 4 4 | |
7 | Тормоза и пневматическое оборудование | 28 |
8 | Дизель-генераторы СМ-2,УК-25/9-18 и их системы | 44 |
9 | Основы гидравлики и гидросистема УК-25/9-18 | 20 |
9.1. Введение, основные понятия 9.2. Назначение и устройство элементов гидросистемы 9.3. Гидравлические схемы 9.4. Эксплуатация гидропривода | 4 8 4 4 | |
10 | Крановое и грузоподъемное оборудование УК-25 | 16
|
11 | Управление, техническое обслуживание и эксплуатация машин СМ-2 и УК-25/9-18 | 48 |
11.1. Основы тяги 11.2. Требования к эксплуатации путевых машин 11.3. Управление движением машины 11.4. Управление машиной в рабочем режиме 11.5. Техническое обслуживание машины 11.6. Ремонт машины
| 8 8 8 8 8 8 | |
12 | ПТЭ, инструкции и безопасность движения | 24 |
| Итого | 288 |
Тема 4. Устройство и ремонт пути.
4.1 Земляное полотно и искусственные сооружения
Земляное полотно и его назначение. Материалы, применяемые при устройстве земляного полотна. Механизмы для возведения насыпей и разработки выемок. Сооружения для отвода поверхностных и грунтовых вод. Деформация земляного полотна и способы ее устранения.
Искусственные сооружения; их виды и назначение.
4.2 Верхнее строение пути
Назначение верхнего строения пути. Составные элементы верхнего строения пути. Рельсы, стыковые и промежуточные рельсовые скрепления; их типы и характеристики. Шпалы. Балластный слой. Бесстыковой путь и его особенности. Понятие об эпюре шпал.
Ширина колеи в прямых и кривых участках пути. Возвышение одного рельса над другим. Стрелочные переводы; их устройство и типы. Марки крестовин.
4.3 Ремонт и текущее содержание пути
Значение механизации ремонтно-путевых работ. Характеристики и объем работ по капитальному, среднему и подъемочному ремонтам пути. Условия и технологические процессы производства ремонта пути с применением путевых машин.
Особенности производства работ на участках с железобетонными шпалами бесстыкового пути. Технические требования на приемку пути после ремонта. Текущее содержание пути. Планово-предупредительные ремонты. Применение путевых машин при текущем содержании пути.
Инструкция МПС России от 01.07.2000 г. № ЦП-774 «Инструкция по текущему содержанию пути». Причины расстройств железнодорожного пути и способы их устранения. Планирование и организация путевых работ; их виды и сроки производства.
Контроль состояния пути. Оценка состояния пути путевыми контрольно-измерительными приборами. Нормы износа рельсов и элементов стрелочных переводов. Ширина колеи в прямых и кривых участках пути.
Контрольные вопросы
1. Какие материалы, применяемые при устройстве земляного полотна?
2. Назначение верхнего строения пути?
3. Какие характеристики и какой объем работ по ремонтам пути?
4. Какие причины расстройств железнодорожного пути?
5. Какие нормы износа рельсов?
Тема 5.Механическое оборудование СМ-2 и УК-25/9-18.
5.1.Общие сведения.
Назначение и техническая характеристика снегоуборочного поезда и укладочного крана.
5.2.Устройство и работа головной машины СМ-2.
Кабина управления. Отопительно-вентиляционная установка. Кабина электростанции. Устройство и назначение рамы ходовой; автосцепного устройства; ходовой части машины; питателя с механизмом подъема; питателя с встроенным двигателем; крыльев; транспортера с приводом; льдоскалывающего устройства; боковых щеток.
5.3.Устройство и работа промежуточного полувагона.
Рама полувагона. Устройство конвейера- накопителя, ленты конвейера, опорного ролика, ведущего и ведомого валов, привода конвейера.
5.4.Устройство и работа концевого полувагона.
Рама полувагона. Разгрузочное устройство. Кабина управления.
5.5.Устройство и работа укладочного крана УК-25/9-18.
Общее устройство укладочного крана.
5.6.Экипажная часть
Назначение и состав экипажной части. Рама машины. Назначение и устройство рамы. Автосцепное оборудование. Назначение и состав. Устройство и действие автосцепки. Осмотр и проверка оборудования с целью выявления недопустимых в эксплуатации неисправностей.
Колесные пары машин. Назначение и устройство. Профиль поверхности катания колеса. Неисправности колесных пар, при которых их эксплуатация запрещена. Буксы машины. Назначение и конструкция. Осмотр, возможные неисправности букс. Прицепная платформа.
Контрольные вопросы
1. Назначение СМ-2 и УК-25/9-18?
2. Устройство и работа головной машины СМ-2?
3. Устройство и работа промежуточного полувагона?
4. Устройство и работа укладочного крана УК-25/9-18?
5. Каково назначение и состав экипажной части?
Тема 6. Устройство и работа электрооборудования снегоуборочного поезда с головной машиной СМ-2 и укладочного крана УК-25/9-18.
6.1. Общие сведения.
Типы приводов рабочих органов СМ-2 и УК-25. Электрические приводы и электрические системы управления. Назначение и основные технические характеристики электрооборудования машин. Расположение элементов и функциональных узлов электрооборудования на машинах.
6.2.Назначение и устройство электрооборудования моторной платформы укладочного крана:
Генераторы постоянного тока ПН-750 (П- 111П); автоматические выключатели защиты от перегрузок; тяговые электродвигатели ДК-309А(ДК-305А) с контакторными панелями включения; электродвигатели КПДН-3Ш (Д-41) лебедок с кулачковыми контроллерами управления и ящиками пускорегулирующих сопротивлений; электродвигатели привода компрессоров; гидронасосов и освещения; аккумуляторные батареи.
6.3. СМ-2. Электрооборудование источников энергии:
Синхронный генератор ГСФ-200 со статической системой возбуждения, стартер типа СТ-722, генератор зарядный Г-731А, аккумуляторные батареи, а также комплектное устройство КУ-67М или щит дистанционного управления ЩДУ (в машинах последних выпусков).
6.4.Электрооборудование приводов рабочих органов:
Электродвигатели привода компрессора, конвейера головной машины, питателя, конвейеров-накопителей промежуточных и концевого полувагонов, а также вибратора на загрузочной воронке.
6.5.Электрооборудование вспомогательных агрегатов:
Вспомогательные механизмы, агрегаты и аппаратура (зарядное устройство для аккумуляторной батареи, аппаратура: освещения и сигнализации, систем электрического отопления, пожарной сигнализации, обогрева лобовых стекол, телефонной связи между кабинами головной машины, концевого полувагона и локомотива: радиосвязи).
6.6. Пуск и остановка дизель-генератора.
(схема запуска и остановки).
6.7.Уход и техническое обслуживание электрооборудования.
Правила техники безопасности при эксплуатации и обслуживании электрооборудования машин. Ремонт электрических машин и аппаратов. Возможные неисправности в электрических цепях машин, способы их обнаружения и методы устранения. Уход за аккумуляторной батареей.
Контрольные вопросы
1. какие существуют типы приводов рабочих органов СМ-2 и УК-25?
2. каково назначение моторной платформы укладочного крана?
3. Какие неисправности в электрических цепях машин?
4. Как запускать и останавливать дизель-генератора?
5. Какие правила и безопасности при работе с электрооборудованием машин?
ТЕМА 7. Тормоза и пневматическое оборудование.
Устройство и назначение пневматического оборудования. Назначение тормозной системы. Классификация тормозов и их применение. Тормозная сила, коэффициент трения и коэффициент сцепления. Тормозной путь; факторы, влияющие на длину тормозного пути. Причины заклинивания колесных пар.
Назначение, устройство и принцип работы компрессоров ПК-35м. и ВВ-0,8/8-720. Система смазки. Регулятор давления типа АК-11Б. Неисправность компрессора.
Схема автоматического тормоза. Принцип действия тормозной системы. Устройство и назначение крана машиниста усл. № 394, крана вспомогательного тормоза усл. № 4ВК; разобщительных, предохранительных и выпускных клапанов. Устройство, принцип действия и особенности работы при различных режимах воздухораспределителей усл. № 483 и усл. № 292.
Назначение и устройство запасных резервуаров. Соединительные рукава и их головки. Концевые и разобщительные краны, краны экстренного торможения. Устройство и работа тормозных цилиндров, их неисправности и способы их предупреждения и устранения. Принципиальная схема тормозного пневматического и вспомогательного оборудования укладочного крана.
Схема тормозной рычажной передачи, их конструкция. Ручной тормоз. Регулировка и уход за тормозной рычажной передачей. Характерные неисправности, способы их предупреждения и устранения.
Рабочие резервуары СМ-2 и их характеристики. Устройство и назначение сборника воздухоочистителя усл.№116-у. Краны управление цилиндрами привода механизмов, места их установки и назначение. Устройство и назначение пневматических цилиндров привода механизмов.
Подготовка пневматического оборудования и тормозной системы для работы перед выездом. Особенности ухода за автотормозами в зимний период.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение пневматического оборудования?
2. Каков принцип работы компрессоров ПК-35м. и ВВ-0,8/8-720?
3. Какой принцип действия тормозной системы?
4. Какие существуют характерные неисправности, способы их предупреждения и устранения?
5. Какие особенности ухода за автотормозами в зимний период?
Тема 8. Дизель-генераторы СМ-2, УК-25/9-18 и их системы.
Назначение и устройство двигателей внутреннего сгорания типа ЯМЗ-238Б и 1Д12В300. Рабочий процесс ДВС, четырехтактные и двухтактные двигатели. Полный рабочий цикл четырех- и двухтактного двигателей: всасывание, сжатие, рабочий ход и выпуск отработанных газов. Полный объем и объем камеры сгорания. Степень сжатия и ее величина. Влияние степени сжатия на мощность и экономичность двигателя. Температура и давление рабочей смеси и воздуха в конце сжатия, при рабочем ходе и выпуске отработанных газов. Влияние на мощность основных параметров двигателя: диаметра цилиндра, хода поршня, числа оборотов, среднего индикаторного давления.
Основные узлы двигателя: картер, его назначение, материал, устройство. Крепление к картеру цилиндров, передней опоры и кожуха маховика. Установка коленчатого вала, масляного и водяного насосов. Вентиляция картера, ее назначение, устройство; сапун. Силовые шпильки крепления блока и головки блока, порядок затяжки силовых шпилек. Цилиндры: их назначение и способ крепления к картеру. Головка блока: ее устройство и способ крепления к блоку. Правила установки распределительных валов, клапанов, насоса, форсунок, крепление всасывающего и выхлопного клапанов. Назначение уплотнительной прокладки головки блока. Охлаждение головки. Неисправности головки блока и блока цилиндров двигателя. Кривошипно-шатунный механизм: поршень; назначение, материал, устройство. Поршневой палец; назначение, материал, тип, способ установки и крепления. Шатун, его назначение, материал, устройство. Верхняя и нижняя головки, стержень. Втулка верхней головки, способ ее крепления и смазки. Нижняя головка. Съемная крышка нижней головки. Вкладыши нижней головки. Коленчатый вал; назначение, материал, основные части. Коренные и шатунные шейки, их расположение. Вкладыши коренных шеек вала. Смазка коренных и шатунных подшипников. Маховик, его назначение, материал, способ соединения маховика дизеля с валом рабочего органа. Механизм газораспределения. Распределительные валы; назначение, материал, установка, количество и профиль кулачков, упорные шайбы. Подвод масла к валам. Клапаны, назначение, материал, расположение и устройство. Всасывающие и выхлопные клапаны; их различия, материал. Устройство для регулирования величин зазоров у клапанов. Величина открытия клапанов. Притирка клапанов. Фазы газораспределения. Влияние фаз газораспределения на мощность двигателя. Привод к распределительным валам и агрегатам. Назначение и общее устройство механизма. Кинетическая схема передач к агрегатам. Передача к топливному насосу, регулятору, распределительным валам, генератору, масляному, водяному, топливоподающему насосам. Привод тахометра. Способ смазки подшипников валов.
Рама дизель-генератора. Упругая муфта соединения дизеля с генератором. Топливная система. Система смазки. Масляный бак. Маслоперепускной клапан. Масло-запорный клапан. Масляные радиаторы. Масло-прокачивающий насос. Система охлаждения работающего дизель генератора. Водяной радиатор с паровоздушным клапаном. Регулятор температуры. Система подогрева. Устройство подогревателя ПЖД-600Б. механизм дистанционного управления. Воздухоочиститель. Механизм аварийной остановки. Стоп устройство. Выхлопная система. Система воздушного пуска.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение двигателей внутреннего сгорания типа ЯМЗ-238Б и 1Д12В300?
2. Из каких основных узлов состоит двигатель внутреннего сгорания?
3. Каково назначение распределительных валов?
4. Какой способ смазки подшипников коленчатых валов?
5. Как работает система воздушного пуска?
Тема 9. Основы гидравлики и гидросистема УК-25/9-18.
9.1. Введение, основные понятия.
Назначение гидросистемы, давление в системе, расход жидкости. Приборы для определения давления. Вязкость жидкости. Кавитация, гидроудары. Условные обозначения, применяемые в гидросхемах.
9.2. Назначение и устройство элементов гидросистемы.
Масляный бак; его устройство, установка. Насос; установка, привод, устройство, техническая характеристика. Золотниковый распределитель; назначение и устройство. Гидравлические цилиндры; назначение, устройство, работа. Дозатор (делитель потока); назначение, устройство, работа. Разгрузочно-предохранительный клапан, манометры, маслопроводы.
9.3. Гидравлические схемы.
Схемы насосной станции, схема гидравлического оборудования машины и ее работа.
9.4. Эксплуатация гидропривода.
Порядок включения насоса, аварийная остановка. Проверка уровня жидкости гидросистемы. Обслуживание фильтров, клапанов; очистка рабочей жидкости. Масла, применяемые в гидросистеме.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение гидросистемы?
2. Из чего состоит масляный насос?
3. Каков порядок включения насоса, аварийной остановки?
4. Как проверить уровень жидкости гидросистемы?
Тема 10. Крановое и грузоподъемное оборудование УК-25/9-18.
Назначение и устройство кранового оборудования (портальные стойки с выдвижными каретками, ферма), на котором расположено грузоподъемное оборудование. Назначение и устройство грузовой и тяговой лебедок, тросо-блочной системы, крановых тележек, ограничителей подъема, ограничителей хода грузовых тележек, канатных поддержек, откидных балок, грузоподъемной траверсы и кранового электрооборудования.
Контрольные вопросы
1. Из каких узлов состоит крановое устройство УК-25?
Тема 11. Управление, техническое обслуживание и эксплуатация машин.
11.1. Основы тяги
Образование сил тяги и сил сопротивления движению машины. Ограничение силы тяги по мощности двигателя, силовой передаче и сцеплению колес с рельсами.
11.2. Требования к эксплуатации путевых машин
Инструкция МПС России от 13.02.2003 г. № ЦРБ-934 «Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации специального самоходного подвижного состава железных дорог Российской Федерации».
Эксплуатационная документация машины, основные запчасти, сигнальные принадлежности, состав бригады и допуск к управлению.
Перевозка людей. Ответственность за эксплуатацию путевых машин и контроль за работой машинистов.
11.3. Управление движением машины
Проверка состояния машины перед выездом, запуск двигателя, контроль работоспособности систем узлов и агрегатов машины, опробование тормозов; начало движения, разгон, торможение, остановка, реверсирование движения, смена кабины управления.
Маршрутный лист, документы для отправления машины на перегон; отправление со станции, движение по перегону и станциям.
Транспортирование машины отдельным локомотивом, в поезде; сопровождение машины.
11.4. Управление машиной в рабочем режиме
Порядок отправления машины на закрытый перегон. Перевод машины в рабочее положение. Взаимоотношения машиниста с руководителем работ. Обеспечение безопасности движения поездов.
Управление машиной, силовой установкой, отдельными рабочими узлами, механизмами и системами согласно техническому процессу при сооружении, ремонте или текущем содержании железнодорожного пути. Обязанности и согласование действий членов бригады при рабочем процессе. Выявление и устранение неисправностей в процессе работы машины.
Перевод машины в транспортное положение, обеспечение безопасного движения, отправление и прибытие на станцию.
11.5. Техническое обслуживание машины
Назначение, виды и сроки технического обслуживания. Перечень и объем работ при ежесменном (ЕО), первом (ТО-1), втором (ТО-2) и сезонном (СО) техническом обслуживании. Отметки в журнале учета и документации машины.
Контрольно-технический осмотр машины. Горюче-смазочные материалы, заправка водой, топливом и другими расходными материалами.
Смазка узлов машины в соответствии с картой смазки.
11.6. Ремонт машины
Назначение и виды планового ремонта. Определение вида ремонта. Перечень и объем работ при текущем, среднем и капитальном ремонтах.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют требования к эксплуатации путевых машин?
2. Как проводится проверка состояния машины перед выездом?
3. Каков порядок отправления машины на закрытый перегон?
4. Какие сроки технического обслуживания?
5. Какие виды планового ремонта?
Тема 12. ПТЭ, инструкции и безопасность движения.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта.
Контрольные вопросы
1. Какие вы знаете правила технической эксплуатации железных дорог?
2. Какие требования по безопасности движения заложены в Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов?
3. Какие требования к сигнализации заложены в Инструкция по сигнализации на железных дорогах?
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план производственного обучения.
№ п/п | Темы | Всего часов | |
1 | Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности | 8 | |
2 | Ознакомление с рабочим местом | 12 | |
3 | Порядок приема и сдачи смены | 8 | |
4 | Управление машинами различных типов и назначения | 160 | |
5 | Техническое обслуживание машин | 40 | |
6 | Выявление и устранение неисправностей в процессе работы машин. | 40 | |
7 | Участие в планово-профилактическом ремонте оборудования. | 40 | |
8 | Выполнение работ под руководством рабочего инструктора | 40 | |
9 | Квалификационная работа | 4 | |
| Итого | 352 |
Рабочая программа
1. Прохождение на рабочем месте инструктажа по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Получение других необходимых видов инструктажей. Изучение локальной нормативной документации. 2. Ознакомление с рабочим местом, органами управления машин и оборудования, а также с контрольными приборами. 3. Изучение порядка приема и сдачи смены. 4. Управление машинами различных типов и назначения, силовыми установками и отдельными рабочими узлами и механизмами, согласно инструкции по эксплуатации и технологическому процессу при сооружении, ремонте и текущем содержании верхнего строения железнодорожных путей, искусственных сооружений, земляного полотна и балластной призмы. 5. Проведение техническое обслуживание машин, заливка горючими и смазочными материалами. 6. Выявление и устранение неисправностей в процессе работы машин. 7. Участие в планово-профилактическом ремонте оборудования. 8. Выполнение работ под руководством рабочего инструктора, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии «Машинист железнодорожно-строительных машин 5-го разряда, с правом управления СМ-2 и УК-25/9-18». 9. Квалификационная работа (по ЕТКС) |
Итоговая аттестация
Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).
Результатом обучения является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Наименование аудитории | Средства обучения |
Учебные классы | компьютер, видеопроектор, экран, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации, учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия |
Сведения о педагогических работниках
Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (3 преподавателя, 1 мастер ПО) и 3 специалиста по ж/д транспорту, имеющих необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.
Список литературы и методические материалы
1. Б.И. Петленко «Электротехника и электроника «М. Чекмарёв А.А. «Инженерная графика» (машиностроительное черчение), М., «Инфра-М», 2009г.
2. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, 2018 г.
3. М.М. Кацман «Электрические машины» Москва 2003г.
4. А.Н. Гуркин «Электротехника», альбом М., УМК МПС России.
5. Марков М.Ф. «Сборник официальных материалов по охране труда».
6. Трудовой кодекс РФ.
7. Правила противопожарного режима (ПП РФ от 25.04.2012 № 390)
8. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок
9. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда
10. Укладочные краны УК-25/9-18 (информационный интернет-ресурс )
11. Положение о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах РФ—Путь и путевое хозяйство.1994, №11
12. Конструкция железнодорожного пути и его содержание. М.А. Фришман, Н.А. Пономаренко, Транспорт, 2000.
13. Путевые машины, С.А. Соломонов, М.П. Попович, Б.Н. Стефанов, Транспорт, 1996.
14. Машины и механизмы для путевого хозяйства, С.А. Соломонов, В.П. Хабаров, Л.Я Малицкий, Транспорт, 1984.
15. Машинизация текущего содержания пути, К.С. Исаев, В.Ф. Федулов, Ю.М. Щекотков, Транспорт, 1984.
16. Машины и оборудование производственных баз путевых машинных станций, Г.В. Завгородний, ДВГУПС, 1997.
17. Повышение износостойкости и сроков службы деталей путевых машин, Ю.А. Евдокимов, А.К. Алферов, А.А. Бураков, Транспорт, 1985.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
для машиниста железнодорожно-строительных машин 5-го разряда с правом управления СМ-2 и УК-25/9-18.
БИЛЕТ № 1
БИЛЕТ № 2
Техническая характеристика снегоуборочного поезда СМ-2.
Общее устройство укладочного крана УК-25/9-18.
Полный рабочий цикл четырех- и двухтактного двигателей
Электрооборудование вспомогательных агрегатов СМ-2.
Сигналы тревоги.
Виды кровотечений и оказание первой помощи при кровотечении.
БИЛЕТ № 3
1. Назначение, общее устройство головной машины СМ-2.
2. Из каких устройств состоит грузоподъемное оборудование УК-25/9-18.
3. Перечислите основные узлы двигателя внутреннего сгорания.
4. Принцип действия автотормозов.
5. Требования, предъявляемы к ручным сигналам.
6. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения требований по охране труда.
БИЛЕТ № 4
1. Назначение и устройство ходовой рамы; Поворотная балка автосцепного устройства, головной машины СМ-2.
2. Назначение и устройство грузовой лебедки УК-25/9-18.
3. Система смазки дизеля 1Д12В300.
4. Верхнее строение пути, основные его элементы.
5. Назначение сигналов на железнодорожном транспорте.
6. Оказание первой помощи при вывихах и ушибах.
БИЛЕТ № 5
1. Назначение, устройство и работа питателя с механизмом подъема СМ-2.
2. Назначение и устройство тяговой лебедки УК-25/9-18.
3. Система охлаждения дизель- генератора.
4. Техническое обслуживание магнитных пускателей.
5. Порядок действий обслуживающего персонала при работе СМ-2.
6. Оказание первой помощи при попадании инородных тел под кожу или в глаз.
БИЛЕТ № 6.
БИЛЕТ № 7
БИЛЕТ № 8
БИЛЕТ № 9 .
БИЛЕТ № 10