ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
рабочих по профессии
Профессия – Машинист буровой установки
Квалификация – 3 разряд
Код профессии – 13590
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная программа предназначена для профессионального обучения рабочих «Машинист буровой установки» 3 разряда. Учебный план предусматривает комплектование группы или по индивидуальному учебному плану из лиц, имеющих среднее общее или среднее профессиональное образование. Обучающийся должен иметь удостоверение стропальщика.
Форма обучения – очная.
Настоящая программа подготовки разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
· Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 №292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
· Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N 1093н"Об утверждении профессионального стандарта "Машинист буровой установки".
· Приказ Минтруда России от 07.05.2015 N 277н "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: "Общие профессии горных и горнокапитальных работ"; "Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию"; "Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов"; "Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения"; "Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых"; "Агломерация руд"; "Добыча и обогащение горнохимического сырья"; "Добыча и обогащение строительных материалов"; "Добыча и переработка торфа"; "Переработка бурых углей и озокеритовых руд", параграф 37;
· Приказ Минобразования России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессии «Машинист буровой установки» 3 разряда.
Программа применяется для обучения рабочих для работы на следующем оборудовании:
- буровой станок СБР-160А-24;
- установка буровая УДБ-8-01С;
- буровая установка ПБУ-2.
- буровой станок БТС-150Б/БМ
Программа рассчитана на 360 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 188 часов, на производственное обучение (практику) 164 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- сведения о педагогических работниках;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§ 37. Машинист буровой установки 3 разряда
Характеристика работ. Управление буровыми станками и установками различных типов, включая самоходные на базе трактора, при бурении и расширении скважин. Монтаж, демонтаж, перемещение, подготовка к работе, установка и регулирование бурового оборудования, планировка и расчистка площадки для его установки. Разметка скважин согласно паспорту на буровые работы. Управление процессом бурения в зависимости от геологических условий, возникновения осложнений, состояния бурового оборудования и инструмента. Цементация, тампонаж, крепление скважин обсадными трубами, выполнение других работ, предусмотренных технологическим регламентом и режимно-технологической документацией. Спускоподъемные работы, наращивание штанг, извлечение труб. Выбор осевого усилия, частоты вращения инструмента, количества подаваемой промывочной жидкости, воздуха для обеспечения оптимальных режимов бурения. Наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов. Регулирование параметров процесса бурения для получения оптимальных скоростей проходки. Выполнение работ по предупреждению и ликвидации кривизны, аварий и осложнении в скважинах. Приготовление промывочных жидкостей и тампонажных смесей. Контроль параметров промывочных жидкостей. Восстановление водоотдачи пород в скважинах, установка фильтров и водоподъемных средств. Подбор буров, долот и буровых коронок, смена их в процессе бурения. Чистка, промывка, желонение скважин. Обслуживание компрессоров, установленных на буровом оборудовании, передвижных компрессоров, работающих в комплексе с буровой установкой (станком), газифицированных установок, применяемых при огневом бурении, насосов, емкостей для жидкого кислорода и другого вспомогательного оборудования. Ловильные работы, закрытие устья скважин. Выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования и трактора, участие в их ремонте. Замена двигателей, автоматов, пускателей. Участие в подготовке приборов и устьевых устройств для проведения специальных геофизических, гидрогеологических и других исследований. Проведение ликвидационных работ. В необходимых случаях - отбор керна, бурового шлама, образцов горных пород и определение категории крепости пород по буримости. Рекультивация земель по окончании буровых работ. Стропальные и погрузочно-разгрузочные работы на буровой. Ведение первичной технической документации.
Должен знать: назначение, устройство, правила монтажа, демонтажа и эксплуатации бурового и силового оборудования, их характеристики; конструкции буровых вышек и мачт, правила их сборки и разборки; технологические режимы, правила и способы бурения и расширения скважин с отбором и без отбора керна в нормальных и осложненных условиях; геолого-технический наряд на скважину; содержание и порядок заполнения паспорта буровзрывных работ; цель и сущность цементации, битумизации, силикатизации, тампонажа и замораживания скважин; назначение, состав, способы приготовления и обработки промывочных жидкостей, понизителей крепости горных пород и сложных инъекционных растворов; назначение, характеристику, виды применяемых инструмента, приспособлений и материалов; требования, предъявляемые к качеству заправки бурового инструмента в зависимости от крепости буримых горных пород; способы управления процессом бурения с учетом геологических условий, возникновения осложнений в зависимости от состояния бурового оборудования и инструмента; условия и формы залегания полезных ископаемых; причины возникновения технических неисправностей и аварий, меры по их предупреждению и ликвидации; инструкцию по отбору и хранению керна; способы выполнения ловильных работ; основы геологии, гидрогеологии, горных работ, электротехники, гидравлики, пневматики; название и расположение горных выработок; классификацию и свойства горных пород; методы рекультивации земель; правила ведения первичной технической документации, ее формы; устройство и схему энергетической сети и методы ликвидации утечек тока; способы и правила производства стропальных работ; устройство трактора и самоходной установки, правила их эксплуатации и ремонта; план ликвидации аварий, правила безопасного ведения взрывных работ.
При бурении геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые буровыми установками первого класса (грузоподъемностью до 0,5 т), мотобурами, ручными и переносными комплектами, штангами - 3-й разряд;
при бурении: скважин несамоходными станками ударно-вращательного бурения, самоходными станками вращательного бурения с мощностью двигателя до 50 кВт, станками зондировочного бурения из подземных горных выработок; геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые буровыми установками второго класса (грузоподъемностью на крюке от 0,5 до 1,5 т); гидрогеологических и геофизических скважин вращательным способом без применения очистного агента, ударно-канатным и другими способами бурения; при разбуривании негабаритов самоходными буровыми установками, перфораторами, электросверлами - 4-й разряд;
при бурении: скважин станками канатно-ударного бурения, самоходными станками вращательного бурения с мощностью двигателей свыше 50 кВт, самоходными станками ударно-вращательного бурения с мощностью двигателей до 150 кВт, самоходными станками шарошечного бурения с мощностью двигателей до 300 кВт, сбоечно-буровыми машинами и станками из подземных горных выработок, кроме станков зондированого бурения; геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые буровыми установками третьего, четвертого и пятого классов (грузоподъемностью на крюке от 1,5 до 15 т); гидрогеологических скважин вращательным способом бурения с применением очистного агента; при выемке (выбуривании) полезного ископаемого из тонких пластов шнеко-буровыми машинами и станками на подземных работах - 5-й разряд;
при бурении: скважин самоходными станками ударно-вращательного бурения с мощностью двигателей 150 кВт и более (или оборудованных гидросистемами), самоходными станками шарошечного бурения с мощностью двигателей 300 кВт и более, станками термического бурения, станками вибровращательного бурения; геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые буровыми установками шестого, седьмого и восьмого классов (грузоподъемностью на крюке свыше 15 т); при выемке (выбуривании) полезного ископаемого из тонких пластов шнеко-буровыми машинами и станками на открытых горных работах - 6-й разряд.
*Примечания:
1. По настоящей тарифно-квалификационной характеристике тарифицируются работы и рабочие, занятые на бурении скважин всех видов, кроме скважин на нефть и газ, на бурении которых рабочие и работы тарифицируются с соответствующим выпуском ЕТКС.
2. При бурении геологоразведочных скважин с использованием специальных технических средств, обеспечивающих повышение качества геологического опробования и скорости бурения, установление и поддержание заданного направления ствола скважины (бурение с применением комплексов со съемными керноприемниками, гидроударников и пневмоударников, с гидротранспортом керна; направленное и многоствольное бурение); при бурении геологоразведочных скважин в сложных горногеологических условиях; при бурении геологоразведочных скважин на полях, отработанных шахтами (при бурении скважин через отработанные пласты), тарификация производится на один разряд выше.
3. Классы буровых установок для бурения геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые утверждены государственными стандартами и включают в себя: глубину бурения, начальный и конечный диаметр скважин, грузоподъемность на крюке, мощность приводного электродвигателя, частоту вращения бурового снаряда, угол наклона, скорость подъема, длину бурильной свечи.
4. Мощность двигателей бурового оборудования принята как суммарная мощность электродвигателей, установленных на данном оборудовании.
5. Помощники машиниста буровой установки, освоившие весь комплекс работ, предусмотренных в тарифно-квалификационной характеристике машиниста буровой установки, тарифицируются на один разряд ниже машиниста буровой установки, с которым они работают, и на два разряда ниже, если весь комплекс работ не освоен.
6. При отсутствии помощников машиниста буровой установки передвижные компрессоры обслуживают машинисты передвижных компрессоров (с различным двигателем), которые тарифицируются с соответствующим выпуском ЕТКС.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по программе профессионального обучения
«Машинист буровой установки» 3 разряда
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
Промежуточная аттестация |
||||
1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
184 |
|
|
1.1 |
Общетехнический курс |
56 |
|
|
1.1.1 |
Экономика предприятия |
4 |
4 |
зачет |
1.1.2 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
4 |
4 |
зачет |
1.1.3 |
Сведения из технической механики |
8 |
8 |
зачет |
1.1.4 |
Основы горного дела |
8 |
8 |
зачет |
1.1.5 |
Слесарные и электромонтажные работы |
16 |
16 |
зачет |
1.1.6 |
Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность |
16 |
16 |
зачет |
1.2 |
Специальный курс |
128 |
|
|
1.2.1 |
Общие сведения о гидравлике, гидроприводе и гидроаппаратуре |
24 |
24 |
зачет |
1.2.2 |
Устройство и эксплуатация буровых станков |
48 |
48 |
зачет |
1.2.3 |
Устройство и эксплуатация компрессоров |
24 |
24 |
зачет |
1.2.4 |
Ремонт буровых станков |
32 |
32 |
зачет |
2. |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
160 |
На производстве |
Квалификационные испытания |
|
Консультация |
4 |
|
|
|
Квалификационный экзамен |
4 |
|
экзамен |
|
ИТОГО: |
352 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Темы |
Недели |
Всего часов |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Кол-во часов в неделю |
|
||||||||||
1 |
Экономика предприятия |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
2 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
3 |
Сведения из технической механики |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
4 |
Основы горного дела |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
5 |
Слесарные и электромонтажные работы |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
6 |
Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность |
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
7 |
Общие сведения о гидравлике, гидроприводе и гидроаппаратуре |
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
24 |
8 |
Устройство и эксплуатация буровых станков |
|
|
40 |
8 |
|
|
|
|
|
48 |
9 |
Устройство и эксплуатация компрессоров |
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
24 |
10 |
Ремонт буровых станков |
|
|
|
8 |
24 |
|
|
|
|
32 |
|
Производственное обучение |
|
|
|
|
16 |
40 |
40 |
40 |
24 |
160 |
|
Консультация |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
Квалификационный экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
ИТОГО: |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
32 |
352 |
Программа теоретического обучения
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Экономика предприятия |
4 |
2 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
4 |
3 |
Сведения из технической механики |
8 |
4 |
Основы горного дела |
8 |
5 |
Слесарные и электромонтажные работы |
16 |
6 |
Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность |
16 |
7 |
Общие сведения о гидравлике, гидроприводе и гидроаппаратуре |
24 |
8 |
Устройство и эксплуатация буровых станков |
48 |
9 |
Устройство и эксплуатация компрессоров |
24 |
10 |
Ремонт буровых станков |
32 |
|
ИТОГО: |
184 |
Тема 1. Экономика предприятия.
Понятие «предприятие», «фирма», «организация». Предприятие как основной субъект рыночной экономики. Конкурентная среда предприятия.
Основные факторы производства. Материально-вещественная и денежная форма ресурсов предприятия. Ограниченность и взаимозаменяемость экономических ресурсов.
Экономические издержки: внутренние и внешние, постоянные и переменные, общие и средние, предельные. Основные направления снижения издержек производства.
Основные факторы производства. Основные производственные фонды как экономическая категория. Состав и структура основных средств. Оборотные средства предприятия.
Кадровая политика на предприятии. Среднесписочный состав работников предприятия и промышленно-производственный персонал. Текучесть кадров. Заработная плата как вознаграждение за труд. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Компенсации и социальные выплаты. Основные требования коллективного договора и трудового соглашения.
Классификация затрат на производство продукции. Сущность и основные функции цены: учетная, распределительная, сбалансированности, рационализации, стимулирования.
Место и роль налогов и обязательных платежей в процессе формирования предприятия.
Сущность и критерии экономической эффективности производства. Абсолютная экономическая эффективность: дифференцированные показатели (трудоемкость производства и производительность труда, материалоемкость и материалоотдача производства, среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача и фондоёмкость производства), интегральные показатели (затраты на 1 руб. товарной продукции, рентабельность производства и продукции, капиталоемкость и капиталоотдача, коэффициент экономической эффективности инвестиций).
Контрольные вопросы:
1. Что такое «предприятие» (понятие)?
2. Что входит в основные средства предприятия?
3. Что входит в оборотные средства предприятия?
Тема 2. Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций.
Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Федеральный закон. Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ.
Силы и средства РСЧС (Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.
Категории чрезвычайных ситуаций: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, федеральные.
Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера:
· стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, во время и после его возникновения;
· стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);
· стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания;
· природные пожары (лесные и торфяные);
· массовые инфекционные заболевания людей.
Контрольные вопросы:
1. Как по видам классифицируются ЧС природного и техногенного характера по масштабам распространения и тяжести последствий?
2. Какие основные задачи в области ГО и ЧС?
3. Какие основные причины возникновения ЧС?
Тема 3. Сведения из технической механики.
Основные понятия и определения: Статика. Кинематика. Динамика.
Основы расчетов на прочность и жесткость элементов конструкций. Прочность. Жесткость. Устойчивость. Выносливость. Напряжение. Перемещение и деформация. Понятие о машинах и механизмах. Общее понятие о передачах, виды передач. Сила, единицы измерения, момент силы относительно точки и оси. Понятие о трении. Равномерное, переменное, поступательное и вращательное движение.
Краткие сведения о стандартизации, взаимозаменяемости деталей машин, допусках и посадках.
Классификация машин по характеру рабочего процесса.
Классификация деталей машин, подшипники качения и скольжения. Общие сведения о муфтах. Виды разъемных и неразъемных соединений.
Контрольные вопросы:
1. Что такое машины и механизмы?
2. Как классифицируются детали машин?
3. Что такое стандартизация?
Тема 4. Основы горного дела.
Общие сведения о горных породах, полезных ископаемых.
Основные элементы систем разработки. Способы разработки угольных месторождений: открытый и подземный.
Сущность открытых горных работ и элементы открытых горных работ: карьер, горизонт, уступ, забой, заходка, фронт работ, площадки и бермы. Глубина карьера. Рабочие процессы, выполняемые в забоях. Механизация работ по вскрыше и добыче угля.
Наиболее характерные способы вскрытия и условия их применения. Основные элементы систем разработки: высота уступа, ширина заходки, ширина рабочей площадки, углы откосов, призмы обрушения и т.д.
Организация буровзрывных работ на карьерах. Правила безопасности при буровзрывных работах. Сигналы и правила поведения рабочих при производстве взрывных работ. Способы бурения горных пород. Взрывчатые материалы, применяемые на разрезах, их свойства, способы взрывания зарядов.
Типовой проект буровзрывных работ. Осмотр забоя после взрыва и приведение его в безопасное состояние. Ликвидация отказавших зарядов.
Назначение, классификация и область применения выемочно-погрузочных машин и выемочно-транспортирующих машин.
Назначение и виды карьерного транспорта.
Отвальные работы: расположение отвалов, типы отвалов, применение драглайнов при отвалообразовании.
Расположение, обустройство санитарно-бытовых и производственно-бытовых помещений. Освещение территории разреза и производственных мест. Вентиляция на разрезах. Организация водоотлива на разрезах.
Контрольные вопросы:
1. Какие бывают грунты и как они классифицируются?
2. Что называют горными и пустыми породами?
3. Какие задачи выполняют геологоразведочные работы?
Тема 5. Слесарные и электромонтажные работы.
Виды слесарных работ и их назначение. Слесарные операции. Оборудование слесарных мастерских. Организация рабочего места слесаря.
Набор рабочего инструмента для выполнения основных слесарных операций и назначение слесарного инструмента (масштабная линейка, кронциркуль, нутромер, штангенциркуль, микрометр). Назначение плоскостной разметки. Инструменты и приспособления. Разметка по чертежам и шаблонам. Пространственная разметка и ее назначение. Дефекты при разметке.
Назначение рубки металла. Инструменты, применяемые при рубке металла.
Заточка инструмента для рубки, углы заточки, размеры инструмента. Рубка широких поверхностей, вырубание смазочных канавок и пазов.
Назначение правки и рихтовки металла. Правка полосового металла, прутка, листового металла. Правила и способы правки и гибки листового, профильного металла и труб. Гибка металла в горячем состоянии под различными радиусами и углами. Оборудование для правки и гибки. Рихтовка закаленных деталей.
Назначение резки металла. Резка ручными ножницами, ножовкой. Резка труб. Механизированная резка. Опиливание металла, назначение и его способы.
Классификация напильников, их выбор. Приемы опиливания, контроль опиленной поверхности.
Инструмент для сверления и нарезания резьбы. Подбор сверл и разверток, охлаждающих жидкостей. Установка сверл и деталей. Управление сверлильными машинами. Оборудование и приспособления для нарезки резьбы. Нарезание резьбы на болтах, шпильках, трубах. Проверка качества резьбы.
Общая технология электромонтажных работ. Монтаж электропроводки и оборудования. Установка защитного оборудования, щитов, счетчиков. Настройка внешних и внутренних линий. Монтаж систем электроосвещения. Электротехнические работы. Установка рабочего силового электрооборудования. Введение и наладка источников электроэнергии. Заземление в рамках производства электромонтажных работ.
Электромонтажный инструмент, приспособления и расходные материалы при электромонтажных работах. Марки и сечения проводов и кабелей. Способы оконцевания однопроволочных и многопроволочных жил. Соединение проводов. Установка соединительных коробок, выключателей и розеток. Проверка кабеля перед монтажом, размотка с барабана. Прокладка кабеля по конструкциям и опорам. Разделка кабеля, оконцевание жил. Маркировка проводов и жил кабелей.
Подготовка светильников и прожекторов к монтажу. Зарядка светильников и прожекторов. Монтаж и заземление осветительной арматуры.
Монтаж панелей управления. Ревизия магнитных пускателей, контакторов перед монтажом. Установка контакторно-релейной аппаратуры. Подключение проводов и жил кабелей.
Проверка и ревизия эл. машин перед монтажом, установка их на фундамент или раму. Центровка агрегатов и отдельных машин. Заземление. Опробование после монтажа, проверка машин на биение и нагрев.
Контрольные вопросы:
1. Какие замеры можно выполнять штангенциркулем?
2. В чем заключаются разметочные работы?
3. Что такое опиливание?
4. Какой инструмент применяется для нарезания резьбы?
5.Как производится центровка агрегатов?
Тема 6. Охрана труда, пожарная безопасность, первая помощь пострадавшим на производстве.
Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда и пожарной безопасности. Основные права и обязанности работника и работодателя. Государственные нормативные требования по охране труда. Требования по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями. Ответственность за нарушение требований по охране труда.
Причины и профилактика производственного травматизма. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Профессиональные заболевания и их основные причины. Профилактика профессиональных заболеваний.
Порядок и сроки обучения, виды инструктажей по охране труда для работников. Опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работников. Специальная оценка условий труда. Классы условий труда. Средства индивидуальной защиты. Средства коллективной защиты.
Коллективный договор предприятия. Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты предприятия. Изучение соответствующих инструкций по охране труда (по видам работ, по профессии). Промышленная санитария и гигиена труда. Задачи промышленной санитарии. Личная гигиена.
Электробезопасность. Воздействие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности. Защита от поражения человека электрическим током. Шаговое напряжение. Основные и дополнительные электрозащитные средства, требования к ним. Плакаты, знаки по электробезопасности.
Пожарная безопасность. Основные причины возникновения пожаров в цехе и на территории предприятия. Мероприятия по предупреждению пожаров. Пожароопасные свойства веществ. Средства тушения пожаров и правила их применения. Правила поведения в опасных местах и при пожарах. Планы эвакуации. Знаки пожарной безопасности, эвакуационные.
Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве. Универсальные принципы оказания первой помощи. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Алгоритм оказания первой помощи при закупорке дыхательных путей у взрослого пострадавшего. Виды кровотечений и ран. Правила и техника наложения кровоостанавливающего жгута. Травмы грудной клетки и живота. Травмы опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при вывихах, переломах. Перемещение пострадавшего. Воздействие высокой температуры (ожоги). Химические ожоги. Воздействие низких температур. Электрические ожоги. Меры личной безопасности при контакте с линиями электропередачи. Отравление угарным газом, ядами. Первая помощь при нарушении сознания (обморок), коме, клинической смерти. Определение биологической смерти.
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?
2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?
3. Как вести себя при аварийной ситуации, пожаре?
4. Как оказать первую помощь при различных видах кровотечений?
Тема 7. Общие сведения о гидравлике, гидроприводе и гидроаппаратуре.
Понятие о гидравлике и гидродинамике. Основные физические свойства жидкостей. Определение, формула и единицы плотности жидкости; примеры плотности некоторых жидкостей при различных температурах. Вязкость жидкости: единицы и размерности.
Требования к жидкостям гидросистем. Основные типы гидронасосов и гидромоторов. Распределительная, регулирующая и контрольно-измерительная аппаратура гидросистем. Соединения гидросистем и присоединительная арматура.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение гидравлике.
2. Какие требования предъявляются к жидкостям гидросистем?
3. Назовите основные типы гидронасосов и гидромоторов.
Тема 8. Устройство и эксплуатация буровых станков СБР-160А-24; УДБ-8-01С; ПБУ-2; БТС-150Б\БМ.
Техническая характеристика буровых станков. Кинематические схемы буровых станков. Назначение и устройство рамы станка и компоновка оборудования на раме. Рабочие органы, их назначение и устройство, смазка редукторов. Механизмы подъема бурового става и подачи штанг. Гусеничный ход, его назначение, устройство и смазка.
Гидравлическая система буровых станков. Гидропривод и его элементы: маслобак, насосы, золотники, их назначение и устройство. Силовые цилиндры исполнительных механизмов.
Пневмосистема буровых станков. Назначение пневмосистемы, ее основные элементы: компрессор, фильтры, клапаны, маслосборники и маслоотделители, их назначение и устройство.
Электрооборудование буровых станков: электродвигатели, пусковая и защитная электроаппаратура (типы электродвигателей, магнитные пускатели, контакторы, кнопочные посты, тепловые реле, конечные выключатели, реле утечки, предохранители).
Правила эксплуатации буровых станков. Регулирование и ремонт фрикционов и тормозов. Регулирование цепей и гусеничных лент.
Карты смазки буровых станков: редукторов, подшипников, открытых зубчатых передач, направляющих стоек, канатов, звездочек.
Возможные неполадки механической части: выход из строя муфт, вилок, рычагов и тяг, подшипников, стук и вибрация редукторов, износ фрикционных дисков и лент, способы предупреждения и устранения неисправностей.
Обслуживание и уход за системами гидравлики и пневматики: подтяжка соединений, периодичность смены масел и замены фильтров, регулировка клапанов, осмотр и проверка арматуры.
Основные неисправности электрооборудования станков: чрезмерный нагрев электродвигателей и их подшипников, отказы в работе пусковой и защитной аппаратуры, неисправности электропроводок и кабельных линий.
Конструкция бурового инструмента, подготовка его к работе, армирование и заточка.
Контрольные вопросы:
1. Из каких основных узлов состоит буровой станок (основные узлы станка)?
2. Какие правила установки бурового станка для бурения скважин?
3. Какие правила перегона буровых станков?
Тема 9. Устройство и эксплуатация компрессоров.
Устройство компрессоров, фильтров, предохранительных клапанов.
Принцип действия и характеристика пневмосистемы станков. Устройство и назначение пневмораспределителей. Назначение и устройство реле давления.
Контрольные вопросы:
1. Назовите принцип действия пневмосистемы станков.
2. Для чего служит пневмораспределитель?
3. Каково назначение реле давления?
Тема 10. Ремонт буровых станков СБР-160А-24; УДБ-8-01С; ПБУ-2; БТС-150Б\БМ.
Основные сведения об организации ремонта. Общие сведения об износе. Виды износа. Срок службы узлов и деталей буровых станков.
Ремонтно-эксплуатационная документация.
Система планово-предупредительного ремонта оборудования. Виды ремонта буровых станков: текущий, годовой, средний и капитальный.
Разборка буровых станков на узлы и детали. Ремонт основных деталей и узлов. Восстановление изношенных поверхностей. Ремонт подшипников скольжения и качения.
Ремонт электрооборудования, центровка электромашин, восстановление изоляции проводов и кабелей, чистка и замена контактов пускателей и контакторов.
Ремонтно-эксплуатационная документация.
Контрольные вопросы:
1. Назначение и устройство редуктора хода бурового станка СБР-160А-24.
2. Как осуществляется смазка коробки передач бурового станка?
3. Какие существуют виды ремонтов буровых станков?
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план производственного обучения
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Изучение локальных нормативных актов. |
8 |
2 |
Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода. |
4 |
3 |
Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами |
8 |
4 |
Управление буровыми станками и установками различных типов, включая самоходные на базе трактора, при бурении и расширении скважин. Монтаж, демонтаж, перемещение, подготовка к работе, установка и регулирование бурового оборудования, планировка и расчистка площадки для его установки. Разметка скважин согласно паспорту на буровые работы. Управление процессом бурения в зависимости от геологических условий, возникновения осложнений, состояния бурового оборудования и инструмента. Цементация, тампонаж, крепление скважин обсадными трубами, выполнение других работ, предусмотренных технологическим регламентом и режимно-технологической документацией. Спускоподъемные работы, наращивание штанг, извлечение труб. Выбор осевого усилия, частоты вращения инструмента, количества подаваемой промывочной жидкости, воздуха для обеспечения оптимальных режимов бурения. Наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов. Регулирование параметров процесса бурения для получения оптимальных скоростей проходки. Выполнение работ по предупреждению и ликвидации кривизны, аварий и осложнении в скважинах. Приготовление промывочных жидкостей и тампонажных смесей. Контроль параметров промывочных жидкостей. Восстановление водоотдачи пород в скважинах, установка фильтров и водоподъемных средств. Подбор буров, долот и буровых коронок, смена их в процессе бурения. Чистка, промывка, желонение скважин. |
56 |
5 |
Обслуживание компрессоров, установленных на буровом оборудовании, передвижных компрессоров, работающих в комплексе с буровой установкой (станком), газифицированных установок, применяемых при огневом бурении, насосов, емкостей для жидкого кислорода и другого вспомогательного оборудования. Ловильные работы, закрытие устья скважин. Выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования и трактора, участие в их ремонте. Замена двигателей, автоматов, пускателей. Участие в подготовке приборов и устьевых устройств для проведения специальных геофизических, гидрогеологических и других исследований. Проведение ликвидационных работ. В необходимых случаях - отбор керна, бурового шлама, образцов горных пород и определение категории крепости пород по буримости. Рекультивация земель по окончании буровых работ. Стропальные и погрузочно-разгрузочные работы на буровой. Ведение первичной технической документации. |
48 |
6 |
Самостоятельная работа машинистом буровой установки, выполнение работ на рабочем месте под наблюдением рабочего наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии «Машинист буровой установки» 3 разряда. |
32 |
7 |
Квалификационная работа. |
4 |
|
ИТОГО: |
160 |
Рабочая программа
1. Прохождение на рабочем месте инструктажа по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, и других видов обязательных инструктажей. Изучение локальной нормативной документации. 2. Ознакомление с нормативно-технической документацией и инструкциями по охране труда. Ознакомление с расположением оборудования и механизмов на рабочем месте. Ознакомление со схемой маршрутов безопасного прохода по территории, расположением административных, бытовых и вспомогательных помещений, а также местами хранения аптечек для оказания первой помощи работникам и средств пожаротушения. 3. Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами. 4. Управление буровыми станками и установками различных типов, включая самоходные на базе трактора, при бурении и расширении скважин. Монтаж, демонтаж, перемещение, подготовка к работе, установка и регулирование бурового оборудования, планировка и расчистка площадки для его установки. Разметка скважин согласно паспорту на буровые работы. Управление процессом бурения в зависимости от геологических условий, возникновения осложнений, состояния бурового оборудования и инструмента. Цементация, тампонаж, крепление скважин обсадными трубами, выполнение других работ, предусмотренных технологическим регламентом и режимно-технологической документацией. Спускоподъемные работы, наращивание штанг, извлечение труб. Выбор осевого усилия, частоты вращения инструмента, количества подаваемой промывочной жидкости, воздуха для обеспечения оптимальных режимов бурения. Наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов. Регулирование параметров процесса бурения для получения оптимальных скоростей проходки. Выполнение работ по предупреждению и ликвидации кривизны, аварий и осложнении в скважинах. Приготовление промывочных жидкостей и тампонажных смесей. Контроль параметров промывочных жидкостей. Восстановление водоотдачи пород в скважинах, установка фильтров и водоподъемных средств. Подбор буров, долот и буровых коронок, смена их в процессе бурения. Чистка, промывка, желонение скважин. 5. Обслуживание компрессоров, установленных на буровом оборудовании, передвижных компрессоров, работающих в комплексе с буровой установкой (станком), газифицированных установок, применяемых при огневом бурении, насосов, емкостей для жидкого кислорода и другого вспомогательного оборудования. Ловильные работы, закрытие устья скважин. Выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования и трактора, участие в их ремонте. Замена двигателей, автоматов, пускателей. Участие в подготовке приборов и устьевых устройств для проведения специальных геофизических, гидрогеологических и других исследований. Проведение ликвидационных работ. В необходимых случаях - отбор керна, бурового шлама, образцов горных пород и определение категории крепости пород по буримости. Рекультивация земель по окончании буровых работ. Стропальные и погрузочно-разгрузочные работы на буровой. Ведение первичной технической документации. 6. Самостоятельная работа машинистом буровой установки, выполнение работ на рабочем месте под наблюдением рабочего наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии «Машинист буровой установки» 3 разряда. 7. Квалификационная работа (по ЕТКС).
|
Итоговая аттестация
Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании Положения «О текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и Положения «О порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).
Результатом обучения является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (невыполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Наименование аудитории |
Средства обучения |
Учебные классы |
компьютер, видеопроектор, экран, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации, учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия |
Сведения о педагогических работниках:
Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющие необходимое образование в соответствии с действующим законодательством РФ.
Список литературы и методические материалы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
4. Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
6. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
7. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
8. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
9. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
10. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок".
11. Приказ Минтруда России от 17.08.2015 N 552н (ред. от 20.12.2018) "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями".
12. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".
13. Методические рекомендации по первой помощи и неотложной медицинской помощи: учебно-методическое пособие для лиц без специального медицинского образования, работников угольной отрасли / М.А. Бородина, О.Ю. Попов, А.Г. Васильев, В.И.Бородина, А.В. Алехнович, В.М. Будянский, В.Н. Довгаль, И.В. Шипилов, В.А. Бетехтина, Л.В. Цай. – М.: 000 «СКС», 2016. – 104 с.
14. Учебное пособие «Алгоритмы первой помощи».
15. Учебник «Первая помощь».
16. Слесарное дело: Учебник для нач.проф.образования/Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
17. Экономика предприятия: учебник и практикум для СПО / Л. А. Чалдаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 435 с.
18. Основы горного дела: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Горная книга», Издательство Московского государственного горного университета, 2008. – 464 с.
19. Галдин Н.С. Основы гидравлики и гидропривода: Учебное пособие. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2006. – 145 с.
20. Буровые станки и бурение скважин: Учебное пособие В.И. Зварыгин. - 2-e изд., стереотип. - (Высшее образование: Специалитет (СФУ)).
21. Гидравлические машины. Насосы, вентиляторы, компрессоры и гидропривод: Учебное пособие Б.В. Ухин. - (Высшее образование).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
для рабочих по профессии
«Машинист буровой установки» 3 разряда
БИЛЕТ № 1
1. Каково назначение и область применения буровой установки ПБУ-2?
2. Какие основные технические характеристики установки буровой УДБ-8-01С?
3. Как осуществляется прием и сдача смены?
4. Что такое «Открытие горные работы», «Добычные работы», «Вскрышные работы» (дать понятие)?
5. Какие требования по охране труда должны выполняться перед началом работ?
БИЛЕТ № 2
2. Из каких основных узлов состоит установка буроваяУДБ-8-01С (основные узлы).
3. Какие правила установки бурового станка для бурения скважин?
4. Какие правила перегона буровых станков?
5. Какие существуют меры безопасности при передвижении людей по территории разреза?
6. Какие требования по охране труда должны выполняться по окончании работ?
БИЛЕТ № 3
1. Из каких основных узлов состоит буровой станок СБР-160А-24?
2. Какое общее устройство привода подачи бурового станка СБР-160А-24?
3. Какие сигналы применяются при проведении буровзрывных работ и какие безопасные расстояния?
4. Как производится регулировка подшипников входного и выходного валов вращателя бурового станка БТС-150Б?
5. Какие требования по охране труда должны выполняться в аварийных ситуациях?
БИЛЕТ № 4
1. Как производится подготовка бурового станка БТС-150Б к бурению (летом и зимой).
2. Из каких узлов состоит привод вращения бурового станка СБР-160А-24?
3. Как производится технический уход № 1 бурового станка БТС-150Б?
4. Какие существуют параметры карьера (уступ, угол откоса уступа, верхняя и нижняя бровки уступа, берма безопасности)?
5. Какие виды инструктажей по охране труда проводятся работникам?
БИЛЕТ № 5
1. Назначение и устройство мачты бурового станка БТС-150Б.
2. Из каких узлов состоит гусеничный ход станка СБР-160А-24?
3. Как осуществляется смазка коробки передач станка БТС-150Б?
4. Каково назначение и устройство заземления?
5. Какие бывают классы пожаров?
БИЛЕТ № 6
1. Каково назначение и устройство штыбоотбрасывателя?
2. Каково назначение и устройство редуктора хода бурового станка СБР-160А-24?
3. Чем регламентируются углы откоса в рабочих уступах?
4. Какие применяются основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением до 1000В?
5. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения требований по охране труда?
БИЛЕТ № 7
1. Какие существуют блокировки на буровом станке СБР-160А-24?
2. Каково назначение и принцип действия гидравлических домкратов?
3. Как производится ежесменное техническое обслуживание буровой установки ПБУ-2?
4. Каков порядок бурения первого ряда скважин от верхней бровки уступа?
5. Какая универсальная схема применяется при оказании первой помощи?
БИЛЕТ № 8
1. Как устроена фрикционная электромагнитная муфта привода подачи станка СБР-160А-24.
2. Из каких составных частей состоит гидростанция станка БТС-150Б?
3. Какие сроки проверки работы тормозов привода хода станка СБР-160А-24, какие требования к работе тормозов?
4. Какие существуют способы разработки угольных месторождений?
5. Сколько существует классов условий труда, какие классы условий труда условно относятся к безопасным?
БИЛЕТ № 9
1. Из каких основных узлов состоит рама станка БТС-150Б?
2. Назначение и состав электрооборудования вводного шкафа установки буровой УДБ-8-01С.
3. Какие работы проводятся при техническом уходе № 2 и сроки выполнения?
4. Что такое буровая скважина из каких элементов она состоит?
5. Какие применяются методы оказания первой помощи пострадавшему при нарушении сознания?
БИЛЕТ № 10
1. Устройство буровой рамы буровой установки ПБУ-2?
2. Каково назначение и устройство механизма натяжения гусеничного хода станка БТС-150Б?
3. Что такое технологическая карта (паспорт) ведения горных работ?
4. Какие применяются звуковые сигналы, подаваемые машинистом буровой установки при работе?
5. В какие сроки расследуются несчастные случаи с легкими повреждениями здоровья и иные?