ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ
Профессия – Грузчик
Квалификация – 2 разряд
Код профессии – 11768
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная
программа предназначена для профессионального обучения рабочих по профессии «Грузчик» 2 разряда.
К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие основное общее, среднее общее или среднее профессиональное образование.
Особое условие: наличие удостоверения стропальщика.
Форма обучения – очная.
Язык, на котором осуществляется обучение - русский.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС, выпуск 1, § 50);
- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;
Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Грузчик» 2 разряда.
Программа рассчитана на 80 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 40 часов, на производственное обучение 32 часа, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- сведения о педагогических работниках;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§ 50. Грузчик 2-й
разряд
Характеристика работ. Погрузка,
выгрузка и внутрискладская переработка грузов - сортировка, укладка, переноска,
перевеска, фасовка и т.д. вручную с применением простейших
погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспортировки: тачек,
тележек, транспортеров и других подъемно-транспортных механизмов. Установка
лебедок, подъемных блоков, устройство временных скатов и других приспособлений
для погрузки и выгрузки грузов. Крепление и укрытие грузов на складах и
транспортных средствах. Переноска щитов и трапов.
Должен знать. Правила погрузки и выгрузки грузов; правила
укладки, крепления, укрытия грузов на складе и транспортных средствах; правила
применения простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств
транспортировки; условную сигнализацию при погрузке и выгрузке грузов подъемно-транспортными
механизмами.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессионального обучения рабочих
по профессии «Грузчик» 2 разряда
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
Промежуточная аттестация |
||||
1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
40 |
|
|
|
Общетехнический курс |
16 |
|
|
1.1 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
4 |
4 |
устный зачет |
1.2 |
Охрана труда, пожарная безопасность и промсанитария |
12 |
12 |
устный зачет |
|
Специальный курс |
24 |
|
|
1.3 |
Технология погрузочно-разгрузочных работ |
12 |
12 |
устный зачет |
1.4 |
Устройство погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспортировки |
12 |
12 |
устный зачет |
2 |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
32 |
На производстве |
Квалификационные испытания |
2.1 |
Инструктаж и ознакомление на рабочем месте. Изучение инструкций по ОТ |
4 |
4 |
устный контроль |
2.2 |
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ |
12 |
12 |
устный контроль |
2.3 |
Выполнение работ по ЕТКС под руководством рабочего-наставника |
8 |
8 |
устный контроль |
2.4 |
Квалификационная работа |
8 |
8 |
устный зачет |
3 |
Консультация |
4 |
|
|
4 |
Квалификационный экзамен |
4 |
|
экзамен |
|
ИТОГО: |
80 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Темы |
Недели |
Всего часов |
|
1 |
2 |
|||
Количество часов в неделю |
||||
1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
40 |
|
40 |
1.1 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от ЧС |
4 |
|
4 |
1.2 |
Охрана труда, пожарная безопасность и промсанитария |
12 |
|
12 |
1.3 |
Технология погрузочно-разгрузочных работ |
12 |
|
12 |
1.4 |
Устройство погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспортировки |
12 |
|
12 |
2. |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
|
32 |
32 |
2.1 |
Инструктаж на рабочем месте. Изучение инструкций по ОТ |
|
4 |
4 |
2.2 |
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ |
|
12 |
12 |
2.3 |
Выполнение работ по ЕТКС под руководством рабочего-наставника |
|
8 |
8 |
2.4 |
Квалификационная работа |
|
8 |
8 |
3. |
Консультация |
|
4 |
4 |
4. |
Квалификационный экзамен |
|
4 |
4 |
|
ИТОГО: |
40 |
40 |
80 |
1. Программа теоретического обучения
Общетехнический курс
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов часов |
1.1 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от ЧС |
4 |
1.2 |
Охрана труда, пожарная безопасность и промсанитария |
12 |
|
ИТОГО: |
16 |
Аннотация к дисциплинам
Тема 1.1. Гражданская оборона, защита работников и предприятие от чрезвычайных ситуаций
Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления. Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ. Силы и средства РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.
Категории подразделения чрезвычайных ситуаций: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера: стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, во время и после его возникновения; стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи); стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия.
Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания; природные пожары (лесные и торфяные); массовые инфекционные заболевания людей.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют категории подразделения чрезвычайных ситуаций?
2. Как классифицируются и характеризуются чрезвычайные ситуации природного характера?
3. Какие осуществляют действия население при оповещении о чрезвычайной ситуации?
Тема 1.2. Охрана труда, пожарная безопасность и промсанитария
Требования безопасности
труда. Изучение инструкций по охране и безопасности труда. Правила поведения на
территории и в цехах предприятия. Основные причины травматизма на производстве.
Меры безопасности при переноске груза вручную. Меры безопасности на высоте.
Гигиенические требования к
рабочей спецодежде, уход за ней и правила её хранения. Значение правильного
освещения помещений и рабочих мест.
Электробезопасность. Действие
электрического тока на организм человека и виды поражения электрическим током.
Защита от прикосновения к токоведущим частям. Способы освобождения человека от
действия электрического тока.
Требования безопасности труда
и пожарной безопасности. Основные причины пожаров в цехах и на территории
предприятия. Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах. Обеспечение
рабочих мест первичными средствами пожаротушения. Правила применения
огнетушащих средств. Места для курения. Оказание помощи пострадавшим при
несчастном случае на производстве.
Санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений. Требования к освещению помещений и рабочих мест. Виды вентиляционных устройств, правила их эксплуатации. Санитарный уход за производственными и другими помещениями.
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?
2. Какова периодичность проведения повторного инструктажа на рабочем месте?
Специальный курс
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1.3 |
Технология погрузочно-разгрузочных работ |
12 |
1.4 |
Устройство погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспортировки |
12 |
|
ИТОГО: |
24 |
Аннотация к дисциплинам
Тема 1.3. Технология погрузочно-разгрузочных работ
Порядок осмотра грузов до начала работ. Порядок выгрузки из вагона ящиков, оборудования, огнеупорных изделий, сыпучих материалов, стекла, рулона и других грузов. Порядок погрузки-разгрузки опасных грузов и их хранение. Правила транспортировки и перемещения грузов. Правила укладки, крепления, укрытия грузов на складе и транспортных средствах. Условия сигнализации при погрузке и выгрузке грузов подъемно-транспортными механизмами. Правила перевозки, складирования погрузки и разгрузки.
Контрольные вопросы
1. Какие правила безопасности применяются при погрузочно-разгрузочных работах?
2. Какие существуют правила перевозки, складирования погрузки и разгрузки грузов?
Тема 1.4.
Устройство погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств
транспортировки
Применение погрузочно-разгрузочных механизмов и средств транспортировки. Канаты и стропы, допускаемые нагрузки на канаты, требования для строп. Грузоподъемные механизмы и приспособления, применяемые при погрузочно-разгрузочных работах и требования к ним. Лебедки ручные и электрические. Тормозные устройства лебедок. Область применения, достоинства и недостатки ручных лебедок. Устройство, принцип действия, виды домкратов. Типы применяемых тар и их конструкции: поддоны, контейнеры, для перевозки оборудования. Типы грузоподъемных сооружений, используемых при погрузочно-разгрузочных работах. Ручные сигналы, подаваемые грузчиком (стропальщиком) машинисту крана при погрузочно-разгрузочных работах.
Контрольные вопросы
1. Какие применяют средства транспортировки при погрузке грузов?
2. Какие типы тары применяют для погрузочно-разгрузочных работ?
3. Как выбрать стропы и тару для погрузки груза?
2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план производственного обучения
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
2.1 |
Инструктаж на рабочем месте. Изучение инструкций по ОТ. |
4 |
2.2 |
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ |
12 |
2.3 |
Выполнение работ по ЕТКС под руководством рабочего-наставника |
8 |
2.4 |
Квалификационная работа |
8 |
|
ИТОГО: |
32 |
*Примечание: Все работы, выполняемые обучаемым при прохождении производственного обучения, производятся под руководством рабочего-наставника и мастера производственного обучения.
Аннотация к рабочей программе
1. Получение инструктажа по
безопасности труда на рабочем месте. Ознакомление с инструкциями по ОТ на
рабочем месте и др. локальной документацией. Ознакомление с технологической
схемой предприятия, его основными участками, службами.
Ознакомление с рабочим местом и
обязанностями грузчика.
2. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
3. Выполнение всего комплекса работ, предусмотренных квалификационной характеристикой грузчика. Все работы выполняются под руководством рабочего-наставника.
4. Выполнение квалификационной работы.
Итоговая аттестация
Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).
Результатом проведения обучения по повышению квалификации, является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Помещения Учебного пункта филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова»» включают 5 учебных классов, комнату персонала (мастеров и преподавателей) Учебного пункта. На этажах имеются туалетные комнаты. Учебные классы оборудованы стульями, двухместными и одноместными ученическими столами, меловыми и маркерными досками, шкафами для верхней одежды. В классах соблюдается тепловой, световой и санитарный режимы.
Наименование аудитории |
Средства обучения |
Учебные классы |
компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», робот-тренажёр «Антон -1.01- Травма» учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия. |
Сведения о педагогических работниках
Для реализации данной программы учебным пунктом привлекаются 4 педагогических работника: 2 преподавателя и 2 мастера ПО, имеющих необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.
Список литературы и методические материалы
1. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов от 28 октября 2020 г. № 753н.
Аллегри А.Т. Транспортно-складские работы. –М.: Машиностроение, 1983
2. Погрузочно-разгрузочные работы: Практическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2005
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ
БИЛЕТЫ
для профессии «Грузчик» 2-го разряда
БИЛЕТ № 1
1. Какие применяют правила погрузки и выгрузки грузов?
2. Какие применяют меры безопасности при работе грузчиком?
3. Как оказать первую помощь при переломах? Какие виды переломов Вы знаете?
БИЛЕТ № 2
1. Как крепятся грузы на складах и транспортных средствах?
2. Какие правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах?
3. Как оказать первую помощь при кровотечении? Назовите виды кровотечений.
БИЛЕТ № 3
1. Какие применяют правила укладки, крепления, укрытия грузов на складе и
транспортных средствах?
2. Какими условными сигналами пользуется грузчик при погрузке и выгрузке грузов?
3. Как оказать первую помощь при ожогах и сколько степеней ожогов Вы знаете?
БИЛЕТ № 4
1. Какой существует порядок погрузки-разгрузки опасных грузов?
2. Какие применяются первичные средства пожаротушения при пожаре?
3. Как оказать первую помощь при вывихах и ушибах?
БИЛЕТ
№ 5
1. Какие существуют типы тар и строп, применяемые для погрузочно-разгрузочных работ?
2. Какие необходимо соблюдать меры безопасности при работе с грузами?
3. Как оказать первую помощь при поражении электрическим током
напряжением до 1000В?