ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ
Профессия – Выбивальщик отливок
Квалификация – 2 разряд
Код профессии – 11504
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная программа предназначена для профессионального обучения рабочих по профессии «Выбивальщик отливок» 2 разряда.
К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование.
Особое условие: наличие удостоверения стропальщика.
Форма обучения – очная.
Язык, на котором осуществляется обучение - русский.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС, выпуск 1, § 23);
- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;
Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Выбивальщик отливок» 2 разряда.
Программа рассчитана на 240 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 120 часов, на производственное обучение 112 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- сведения о педагогических работниках;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§ 7. Выбивальщик отливок 2-го разряда
Характеристика работ. Выбивка мелких простых толстостенных стальных, чугунных отливок или отливок из цветных металлов из опок, кокилей и полукокилей вручную или на выбивных механизмах, расчистка ямы из-под формы после выбивки отливки. Складывание отливок по маркам в штабеля, на тележки и вагонетки. Подвешивание выбитых отливок на подвесной конвейер или укладка на транспортер непосредственно после выбивки в горячем состоянии для передачи на последующие операции. Отбивка и укладка на отведенное место литниковых чаш, стояков, литников и выпоров. Спаривание и укладка опок после выбивки в штабеля, на рольганги, тележки, конвейеры или на отведенное место. Просев, перелопачива-ние и увлажнение наполнительной смеси после выбивки. Выбивка крупных отливок, заформование в почве. Выбивка на выбивных механизмах при помощи крана или вручную средних отливок с количеством стержней свыше четырех. Выбивка крупных и сложных отливок, заформованных в почве. Выбивка мелких простых отливок, поступающих с конвейера при поточно-массовом производстве. Передача на последующие операции отливок после выбивки с погрузкой их на рольганги, транспортеры, тележки или платформы. Выбивка стержней из отливок на вибрационной машине в условиях поточно-массового производства.
Должен знать: устройство однотипных выбивных механизмов; способы отделения литников и выпоров без повреждения отливок; правила охлаждения отливок; место расположения стержней, каркасов и холодильников в формах; правила комплектования и укладки отливок и опок; применяемый инструмент; приемы и правила выбивки отливок, поступающих с конвейера, при поточно-массовом производстве; режим остывания отливок в форме, устройство подъемно-транспортных средств; способы строповки, правила подъема и перемещения отливок.
Примеры работ
Выбивка отливок:
1. Барабаны поршневых и золотниковых колец.
2. Вкладыши и крышки подшипников.
3. Вкладыши для газовых плит.
4. Втулки.
5. Детали мелкие.
6. Колеса, шкивы.
7. Колодки тормозных башмаков.
8. Консоли фрезерных станков больших размеров.
9. Корпуса воздуходувок, редукторов, водяных насосов, масляных фильтров.
10. Крепления межрамные.
11. Кронштейны рессор.
12. Лапы судовых якорей.
13. Патроны станков.
14. Педали сцепления.
15. Плиты.
16. Ползуны зубошлифовальных станков.
17. Поршни компрессоров.
18. Секции котлов.
19. Станины горизонтально- и вертикально-фрезерных станков.
20. Станины токарно-винторезных станков.
21. Фартуки токарно-винторезных станков с высотой центров свыше 200 мм.
22. Фланцы.
23. Фитинги.
24. Шкивы вентиляторов.
25. Щиты подшипниковые диаметром до 400 мм.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессионального обучения рабочих
«Выбивальщик отливок» 2 разряд
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
Промежуточная аттестация |
||||
1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
120 |
|
|
|
Общетехнический курс |
48 |
|
|
1.1 |
Основы экономики |
4 |
4 |
устный зачет |
1.2 |
Общая технология производства |
4 |
4 |
устный зачет |
1.3 |
Основы материаловедения |
4 |
4 |
устный зачет |
1.4 |
Допуски и технические измерения |
4 |
4 |
устный зачет |
1.5 |
Основы черчения |
4 |
4 |
устный зачет |
1.6 |
Основы электротехники |
12 |
12 |
устный зачет |
1.7 |
Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария |
16 |
16 |
устный зачет |
|
Специальный курс |
72 |
|
|
1.8 |
Устройство и работа оборудования |
24 |
24 |
устный зачет |
1.9 |
Особенности выбивки отливок из различных сплавов |
8 |
8 |
устный зачет |
1.10 |
Оснастка, инструмент |
8 |
8 |
устный зачет |
1.11 |
Формовочные материалы |
8 |
8 |
устный зачет |
1.12 |
Отработанная песчано-глинистая смесь |
8 |
8 |
устный зачет |
1.13 |
Технологический процесс формовки |
16 |
16 |
устный зачет |
2 |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
112 |
На производстве |
Квалификационные испытания |
2.1 |
Изучение инструктажа по охране труда. Ознакомление с производственным процессом литейного участка и рабочим местом |
8 |
8 |
устный контроль |
2.2 |
Подготовка к работе инструмента, приспособлений и их назначение. Устройство выбивных решёток, основные принципы действия. |
32 |
32 |
устный контроль |
2.3 |
Система транспортёров. Основные операции варки жидкого стекла. Принцип действия комплекса по регенерации оборотной песчано-глинистой смеси. |
40 |
40 |
устный контроль |
2.4 |
Укладка выбитых отливок. Уборка и транспортировка отходов. |
12 |
12 |
устный зачет |
2.5 |
Выполнение работ под наблюдением рабочего-наставника |
12 |
12 |
устный зачет |
2.6 |
Квалификационная работа (по ЕТКС) |
8 |
8 |
устный зачет |
3 |
Консультация |
4 |
|
|
4 |
Квалификационный экзамен |
4 |
|
экзамен |
|
ИТОГО: |
240 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Темы |
Недели |
Всего часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
Количество часов в неделю |
|
|||||||
1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
40 |
40 |
40 |
|
|
|
120 |
1.1 |
Основы экономики |
4 |
|
|
|
|
|
4 |
1.2 |
Общая технология производства |
4 |
|
|
|
|
|
4 |
1.3 |
Основы материаловедения |
4 |
|
|
|
|
|
4 |
1.4 |
Допуски и технические измерения |
4 |
|
|
|
|
|
4 |
1.5 |
Основы черчения |
4 |
|
|
|
|
|
4 |
1.6 |
Основы электротехники |
12 |
|
|
|
|
|
12 |
1.7 |
Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария |
8 |
8 |
|
|
|
|
16 |
1.8 |
Устройство и работа оборудования |
|
24 |
|
|
|
|
24 |
1.9 |
Особенности выбивки отливок из различных сплавов |
|
8 |
|
|
|
|
8 |
1.10 |
Оснастка, инструмент |
|
|
8 |
|
|
|
8 |
1.11 |
Формовочные материалы |
|
|
8 |
|
|
|
8 |
1.12 |
Отработанная песчано-глинистая смесь |
|
|
8 |
|
|
|
8 |
1.13 |
Технологический процесс формовки |
|
|
16 |
|
|
|
16 |
2. |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
|
|
|
40 |
40 |
32 |
112 |
2.1 |
Изучение инструктажа по охране труда. Ознакомление с производственным процессом литейного участка и рабочим местом |
|
|
|
8 |
|
|
8 |
2.2 |
Подготовка к работе инструмента, приспособлений и их назначение. Устройство выбивных решёток, основные принципы действия. |
|
|
|
32 |
|
|
32 |
2.3 |
Система транспортёров. Основные операции варки жидкого стекла. Принцип действия комплекса по регенерации оборотной песчано-глинистой смеси. |
|
|
|
|
40 |
|
40 |
2.4 |
Укладка выбитых отливок. Уборка и транспортировка отходов. |
|
|
|
|
|
12 |
12 |
2.5 |
Выполнение работ под наблюдением рабочего-наставника |
|
|
|
|
|
12 |
12 |
2.6 |
Квалификационная работа (по ЕТКС) |
|
|
|
|
|
8 |
8 |
3. |
Консультация |
|
|
|
|
|
4 |
4 |
4. |
Квалификационный экзамен |
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
ИТОГО: |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
240 |
1. Программа теоретического обучения
Общетехнический курс
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1.1 |
Основы экономики |
4 |
1.2 |
Общая технология производства |
4 |
1.3 |
Основы материаловедения |
4 |
1.4 |
Допуски и технические измерения |
4 |
1.5 |
Основы черчения |
4 |
1.6 |
Основы электротехники |
12 |
1.7 |
Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария |
16 |
|
ИТОГО: |
48 |
Аннотация к дисциплинам
Тема 1.1. Основы экономики
Себестоимость продукции. Факторы, определяющие себестоимость продукции. Понятие о производительности труда. Пути повышения производительности труда. Основные и оборотные средства предприятия.
Общие понятия о научной организации труда. Основы технического нормирования и организации заработной платы. Нормы времени и нормы выработки, методы их расчета. Системы оплаты труда. Тарифная сетка, тарифные ставки. ЕТКС. Порядок оформления документов для начисления заработной платы. Система премирования рабочих.
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие «предприятие».
2. Что входит в основные средства предприятия?
3. Что входит в оборотные средства предприятия?
Тема 1.2. Общая технология производства
Схема технологического процесса производства отливок. Виды литейных форм и область их применения. Исходные формовочные материалы, формовочные смеси. Основные сведения о модельной и другой литейной оснастке. Формовка ручная и машинная. Краткая характеристика формовки стержней. Понятие об элементах литниковых систем и питании отливок.
Шихтовые материалы, применяемые в литейном производстве, подготовка их к плавке. Типы основных плавильных печей. Сплавы, применяемые в процессе плавки.
Свойства эмульсии и смесей, применяемых при изготовлении оболочковых форм и стержней; назначение литников и выпоров; способ приготовления формовочных смесей; температуру подогрева модельных плит и обжига оболочек; соотношения между сечениями питателей, шлаковиков и стояков; порядок определения мест установки питателей и устранение мелких дефектов в них; назначение и условия применения специального инструмента и приспособлений, применяемых при формовке; способ определения качества просушки форм и стержней; правила хранения моделей.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют виды литейных форм и область их применения?
2. Какие шихтовые материалы, применяют в литейном производстве?
3. Расскажите о свойствах эмульсии и смесей.
Тема 1.3. Основы материаловедения
Основные физические, химические и механические свойства металлов. Понятие о диаг-рамме железо-углерод. Зависимость свойств металлов от их структуры.
Чугуны. Основные сведения о производстве чугуна. Виды чугуна (серый, белый, ковкий), их свойства, область применения. Классификация серых чугунов в зависимости от структуры, физических и других свойств (жаростойкие, кислотоупорные, антифрикционные, высокопрочные). Простые и легированные чугуны. Понятие о модификации, ее влияние на свойства чугуна, маркировка чугунов.
Стали. Основные сведения о способах производства стали. Классификация сталей. Углеродистые стали, их химический состав, свойства, применение, маркировка.
Легированные стали. Влияние на качество стали легирующих элементов: марганца, хрома, никеля, молибдена, вольфрама, кобальта и др. Механические и технологические свойства легированных сталей. Маркировка легированных сталей и их применение.
Цветные металлы и их сплавы. Медь, олово, свинец, цинк, алюминий; их основные свойства и применение. Медь и ее сплавы (бронзы, латуни), их свойства, применение, маркировка. Алюминий и его сплавы, их химический состав, механические и технологические свойства, маркировка и область применения. Сплавы на основе цинка, олова, свинца и др.
Классификация цветных сплавов по условиям их плавки.
Контрольные вопросы:
1. По каким свойствам отличаются стали от чугуна?
2. Какие виды обработки металлов существуют?
3. Какие бывают легированные стали и их марки?
Тема 1.4. Допуски и технические измерения
Стандартизация и нормализация деталей. Свободные, габаритные и присоединительные размеры. Точность обработки.
Номинальный, предельный и действительный размеры. Поле допуска, предельные отклонения. Классы точности и их применение. Понятие о зазоре и натяге. Таблицы допусков и посадок, пользование ими.
Классы и разряды чистоты. Обозначение чистоты поверхностей на чертежах.
Виды измерительных и проверочных инструментов. Штангенциркули, микрометры щупы, их устройство и применение. Приемы измерения. Уход за измерительными инструментами и их хранение.
Контрольные вопросы:
1. Какие бывают размеры?
2. Как применять измерительные и проверочные инструменты?
Тема 1.5. Основы черчения
Чертежи и эскизы деталей. Значение чертежей в технике. Чертёж детали и его назначение. Расположение проекций на чертеже. Масштабы. Линии чертежа. Нанесение размеров и предельных отклонений. Обозначения и надписи на чертежах. Оформление чертежей. Последовательность в чтении чертежей.
Сечения, разрезы и линии обрыва и их обозначения. Штриховка в разрезах и сечениях. Условные обозначения на чертежах основных типов резьб, зубчатых колес, пружин, болтов, валов, гаек и т.д.
Понятие об эскизе; отличие от рабочего чертежа. Последовательность работы при выполнении эскизов с натуры. Обмер деталей.
Сборочные чертежи. Сборочный чертеж и его назначение. Спецификация. Нанесение размеров. Размеры на сборочных чертежах. Изображение и условное обозначение сварных швов, заклепочных соединений и др. Размеры, наносимые на отливки и модели деталей.
Контрольные вопросы:
1. Значение чертежей в технике?
2. Расположение проекций на чертеже?
3. Что такое сечение и разрез?
4. Как производится обмер готовой детали?
Тема 1.6. Основы электротехники
Физическая сущность электричества. Электрическое поле. Источники постоянного тока. Понятие об электрическом потенциале, напряжении, электродвижущей силе. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическая проводимость. Единицы измерения электрических величин. Электроизоляционные материалы. Электрическая цепь. Последовательное, параллельное и смешанное соединение источников тока и сопротивлений.
Энергия и мощность электрического тока, единицы измерения. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Короткое замыкание.
Магнитное поле. Электромагниты. Проводник с током в магнитном поле. Электромагнитная индукция.
Получение переменного синусоидального тока. Период, частота. Мгновенные, амплитудные и действующие значения электродвижущей силы, напряжения и тока. Активное сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Сдвиг фаз между током и напряжением. Коэффициент мощности.
Получение трехфазного переменного тока. Четырехпроводная и трехпроводная системы. Соединение обмоток генератора и потребителей звездой и треугольником. Линейные и фазные токи и напряжения, зависимость между ними при соединении звездой и треугольником. Мощность трехфазного тока.
Электрические машины переменного тока. Принцип действия асинхронного двигателя. Вращающееся магнитное поле. Устройство электродвигателя с короткозамкнутым ротором. Устройство электродвигателя с фазным ротором. Способы пуска в ход. Реверсирование.
Синхронные машины. Принцип действия трехфазного синхронного генератора и его основные части. Питание обмоток возбуждения генератора. Обратимость синхронных машин. Принцип действия синхронного двигателя.
Устройство и принцип действия трансформатора. Коэффициент трансформации. Однофазные и трехфазные трансформаторы. Соединение обмоток трехфазного трансформатора звездой и треугольником. Автотрансформаторы. Устройство промышленных трансформаторов. Классификация и назначение электрической аппаратуры. Виды защиты и защитная аппаратура: плавкие предохранители, максимальные, тепловые и минимальные реле. Аппаратура ручного управления: рубильники, выключатели, переключатели. Аппаратура дистанционного управления: контакторы, пускатели.
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют единицы измерения напряжения?
2. Что такое мощность электрического тока?
3. Какие существуют единицы измерения сопротивления и проводимости?
Тема 1.7. Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария
Требования безопасности труда. Основы законодательства о труде. Правила и нормативные документы по безопасности труда. Органы надзора за охраной труда. Изучение инструкций по безопасности труда. Правила поведения на территории и в цехах предприятия. Основные причины травматизма на производстве. Меры безопасности при работе выбивальщика по деревянным моделям.
Ответственность рабочих за невыполнение правил безопасности труда и трудовой дисциплины. Вредные и опасные производственные факторы, влияющие на человеческий организм. Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны вредных веществ.
Требования безопасности труда в аварийных ситуациях. Требования к средствам индивидуальной защиты выбивальщика отливок. Правила их применения. Нормы обеспечения, порядок выдачи, хранения, пользования спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.
Правила технической эксплуатации и требования безопасности труда при работе на выбивальных решетках.
Санитарно-промышленное законодательство. Органы санитарного надзора, их назначение и роль в охране труда.
Основные понятия о гигиене труда. Гигиенические нормативы. Рациональный режим труда и отдыха. Режим рабочего дня. Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила хранения.
Производство работ в помещениях с повышенной температурой в запыленной и загазованной воздушной среде. Вредное воздействие шума и вибрации на организм человека, борьба с шумом и вибрацией.
Производственная санитария. Санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений. Санитарно-технологические мероприятия, направленные на максимальное снижение загрязнения воздуха рабочих помещений вредными веществами. Требования к освещению помещений и помещений вредными веществами. Требования к освещению помещений и рабочих мест. Виды вентиляционных устройств, правила их эксплуатации. Санитарный уход за производственными и другими помещениями.
Профилактика профессиональных заболеваний и производственного травматизма. Краткая санитарно-гигиеническая характеристика условий труда на предприятии. Стандарт ССБТ «Опасные и вредные факторы. Классификация». Оказание первой помощи пострадавшим и самопомощь при травмах.
Пожарная безопасность. Основные причины пожаров в цехах и на территории предприятия. Противопожарные мероприятия. Средства тушения пожаров, правила их применения. Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах. Эвакуация людей из зоны пожара. Изучение плана ликвидации аварий.
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?
2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?
3. Какова периодичность проведения повторного инструктажа на рабочем месте?
Специальный курс
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1.8 |
Устройство и работа оборудования |
24 |
1.9 |
Особенности выбивки отливок из различных сплавов |
8 |
1.10 |
Оснастка, инструмент |
8 |
1.11 |
Формовочные материалы |
8 |
1.12 |
Отработанная песчано-глинистая смесь |
8 |
1.13 |
Технологический процесс формовки |
16 |
|
ИТОГО: |
72 |
Аннотация к дисциплинам
Тема 1.8. Устройство и работа оборудования
Устройство выбивных решеток. Принцип действия. Правила работы.
Устройство барабанного сушила для сушки песка. Управление работой комплекса по сушке и транспортировке песка. Подготовка барабанного сушила к работе.
Силикатная установка для варки жидкого стекла. Устройство и принцип работы: подготовка силикатной установки к работе; загрузка барабана; процесс варки жидкого стекла.
Работа комплекса по регенерации отработанной песчано-глинистой смеси.
Устройство элеваторов, ленточных конвейеров, полигональных сит; их назначение, принцип действия.
Контрольные вопросы:
1. Как устроены выбивные решетки?
2. Как устроено барабанное сушило?
3. Как работает комплекс по регенерации отработанной песчано-глинистой смеси?
Тема 1.9. Особенности выбивки отливок из различных сплавов
Кристаллизация расплава и формирование отливок в форме при затвердевании. Понятие о разовой форме. Назначение процесса выбивки. Продолжительность процесса охлаждения отливок в формах в зависимости от марки сплава.
Дефекты отливок по вине выбивальщика: искажение конфигурации отливки, образование трещин. Причины их образования. Меры предупреждения.
Контрольные вопросы:
1. Что такое разовая форма?
2. Какие существуют дефекты отливок?
Тема 1.10. Оснастка, инструмент
Классификация опок: ручные, сварные, цельнолитые, специальные конструкции опок. Особенности конструкции, назначение опок. Спаривание опок. Требования, предъявляемые к ним. Устройство и работа пневмоинструмента. Принцип действия. Требования, предъявляемые к пневмоинструменту. Понятие о загрузке формовочных материалов в бункера. Ёмкости для транспортировки сыпучих материалов, требования к ним.
Контрольные вопросы:
1. Рассказать о классификации опок?
2. Какие требования, предъявляются к пневмоинструменту?
Тема 1.11. Формовочные материалы
Исходные формовочные материалы: формовочные пески, формовочные глины, связующие материалы (материалы органического происхождения; неорганические связующие материалы; связующие на основе синтетических смол). Требования к исходным формовочным материалам, их назначение.
Вспомогательные формовочные материалы: противопригарные материалы; материалы, увеличивающие податливость стержней; материалы, снижающие прилипаемость смесей к поверхности модели и стержневых ящиков.
Подготовка исходных материалов: сушка, просеивание.
Виды формовочных смесей. Основные свойства формовочных смесей: влажность, прочность, газопроницаемость и т.д. Понятие о выборе формовочных смесей в зависимости от материала отливок и вида формовки.
Виды стержневых смесей. Основные свойства стержневых смесей.
Примеры рецептов формовочных и стержневых смесей. Порядок приготовления, способы хранения смесей.
Использование отработанной смеси. Регенерация отработанной смеси. Методы контроля формовочных и стержневых смесей.
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете исходные формовочные материалы?
2. Какие вы знаете вспомогательные формовочные материалы?
3. Какие вы знаете виды формовочных смесей?
Тема 1.12. Отработанная песчано-глинистая смесь
Подготовка отработанной смеси. Удаление в отработанных смесях посторонних включений. Требования к температуре и влажности отработанной песчано-глинистой смеси после выбивки из форм.
Основные операции, выполняемые при регенерации отработанной смеси: добавление сухого песка, глины, крепителя, воды до необходимой влажности. Понятие о регенерации. Виды регенерации отработанной смеси.
Контрольные вопросы:
1. Как работать с отработанной смесью?
2. Какие основные операции, выполняются при регенерации отработанной смеси?
Тема 13. Технологический процесс
Регенерация формовочной песчано-глинистой смеси. Основные операции. Транспортировка в смесеприготовительное отделение оборотной песчано-глинистой смеси.
Охлаждение отливок в формах после их заливки металлом.
Выбивка стальных отливок из песчано-глинистых форм на выбивных решётках. Выбивка стальных отливок из песчано-жидкостекольных форм. Выбивка чугунных и цветных отливок. Технические требования к выбитым отливкам.
Сушка песка в барабанном сушиле. Подготовка барабанного сушила к работе.
Варка жидкого стекла. Основные операции. Требования к жидкому стеклу, параметры. Окончательная доводка плотности и модуля жидкого стекла до требуемых значений. Отбор пробы жидкого стекла на анализ. Загрузка и транспортировка сыпучих и жидких материалов.
Контрольные вопросы:
1. Как происходит охлаждение отливок в формах?
2. Как происходит варка жидкого стекла?
2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план производственного обучения.
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
2.1 |
Изучение инструктажа по охране труда. Ознакомление с производственным процессом литейного участка и рабочим местом |
8 |
2.2 |
Подготовка к работе инструмента, приспособлений и их назначение. Устройство выбивных решёток, основные принципы действия. |
32 |
2.3 |
Система транспортёров. Основные операции варки жидкого стекла. Принцип действия комплекса по регенерации оборотной песчано-глинистой смеси. |
40 |
2.4 |
Укладка выбитых отливок. Уборка и транспортировка отходов. |
12 |
2.5 |
Выполнение работ под наблюдением рабочего-наставника |
12 |
2.6 |
Квалификационная работа (по ЕТКС) |
8 |
|
ИТОГО: |
112 |
*Примечание: Все работы, выполняемые обучаемым при прохождении производственного обучения, производятся под руководством рабочего-наставника и мастера производственного обучения.
Аннотация к рабочей программе
1. Изучение производственных инструкций по правилам безопасности для выбивальщика. Получение необходимых видов инструктажей на рабочем месте. Изучение правил внутреннего распорядка. Ознакомление с производственным процессом литейного участка и его оборудованием. Ознакомление с рабочим местом и обязанностями выбивальщика. Организация и техническое оснащение рабочего места. Ознакомление с исходными формовочными материалами. Их хранение и подготовка. Участие в подготовке исходных формовочных материалов. Требования, предъявляемые к формовочному песку, жидкому стеклу. Участие в приготовлении формовочных и стержневых смесей.
2. Подготовка к работе инструмента и приспособлений, которыми пользуется в своей работе выбивальщик: лопата совковая, ведра мерные, емкость для загрузки силикат-глыбы, лабораторная колба, стропа, ёмкости для транспортировки сыпучих материалов, ёмкость для жидкого стекла. Их назначение. Правила строповки отливок, опок, ёмкостей с материалами. Безопасного выполнения грузоподъёмных работ. Ознакомление с оборудованием, его назначение, правила эксплуатации: Устройство выбивных решёток, основные принципы действия. Барабанное сушило для сушки песка. Подготовка оборудования к работе. Управление работой комплекса по сушке и транспортировки песка.
3. Система транспортёров: ленточные конвейера, элеваторы. Принцип действия. Силикатная установка для варки жидкого стекла. Изучение технологической инструкции «Жидкое стекло. Приготовление и контроль качества». Материалы и требования к ним. Основные правила подготовки силикатной установки к работе; загрузка барабана. Основные операции варки жидкого стекла. Правильность отбора проб жидкого стекла для анализа. Выпуск жидкого стекла из барабана. Окончательная доводка плотности и модуля жидкого стекла. Изучение правил ликвидации аварийных ситуаций (прорыв пара из уплотнений; закупорка выходного патрубка муфтового вентиля при сбрасывании давления из внутреннего барабана; сброс крышки и выброс горячего жидкого стекла из горловины силикатного барабана; отключение электроэнергии).
Ознакомление с работой комплекса по регенерации оборотной песчано-глинистой смеси. Принцип действия.
4. Укладка выбитых отливок. Выбивка крупных отливок из песчано-жидкостекольных форм при помощи пневматического молотка. Устройство и правила эксплуатации пневмоинструмента. Техника безопасности при работе с пневмоинструментом. Ознакомление с ручной выбивкой отливок из мелких и стержневых форм. Ознакомление с дефектами литья. Причины их образования, меры предупреждения. Уборка и транспортировка отходов, образующихся во время работы выбивальщика. Подготовка рабочего места для передачи смены.
5. Выполнение работ под наблюдением рабочего-наставника и мастера производственного обучения.
6. Квалификационная работа (по ЕТКС)
Итоговая аттестация
Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).
Результатом обучения является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Помещения Учебного пункта филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова»» включают 5 учебных классов, комнату персонала (мастеров и преподавателей) Учебного пункта. На этажах имеются туалетные комнаты. Учебные классы оборудованы стульями, двухместными и одноместными ученическими столами, меловыми и маркерными досками, шкафами для верхней одежды. В классах соблюдается тепловой, световой и санитарный режимы.
Наименование аудитории |
Средства обучения |
Учебные классы |
компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», робот-тренажёр «Антон-1.01- Травма» учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия |
Сведения о педагогических работниках
Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющих необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.
Список литературы и методические материалы
1. Войтов А.Г. Экономика, общий курс: М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002
2. Адаскин А.М., Зуев В.М. Металловедение (металлообработка): –М.: Изд. Центр Академия, 2007
3. Рогов В.А и др. Современные машиностроительные материалы и заготовки: М.: Издат. центр «Академия», 2008
4. Алиев И.И. Справочник по электротехнике и электрооборудованию. – М.: Высшая школа, 2000
5. Вышнепольский И.С. Техническое черчение:. –М.: 2003
6. Девисилов В.А. Охрана труда: М.: Форум: Инфра-М, 2005
7. Иванов Б.С. Охрана труда в литейном и термическом производстве: –М.: Машиностроение, 1990
8. Васильев В.А. Справочник литейщика: Пособие для формовщиков, заливщиков, модельщиков. – Донецк : Донбасс, 1983
9. Свердлов В.И. Механизация и автоматизация процессов заливки форм, выбивки и очистки отливок. – Л.: Машиностроение, 1980
Экзаменационные билеты
«Выбивальщик отливок 2-й разряд»
Билет№1
1. Какой принцип работы барабанного сушила для песка?
2. Какие предъявляются требования к опокам и грузам?
3. Как происходит охлаждение отливок в формах после их заливки металлом?
4. Какие существуют правила и меры безопасности при сушке песка?
Билет №2
1. Рассказать устройство и работу элеваторов, ленточных конвейеров.
2. Какие существуют правила работы с пневмоинструментом?
3. Как происходит выбивка отливок из форм на выбивных решётках?
4. Какие принимать безопасные меры при выбивке отливок из форм?
Билет №3
1. Рассказать устройство и работу выбивных решёток.
2. Какие предъявляют требования к ручному инструменту?
3. Как происходит выбивка отливок из песчано-жидкостекольных форм?
4. Какие действия должен предпринять работник при несчастном случае на производстве?
Билет №4
1. Как работает комплекс по регенерации оборотной песчано-глинистой смеси?
2. Какие предъявляются требования к ёмкости для транспортировки сыпучих материалов?
3. Как происходит процесс приготовления жидкого стекла?
4. Как оказать первую помощь пострадавшим при кровотечении? Назовите виды кровотечений.
Билет №5
1. Какие существуют формовочные материалы?
2. Какие предъявляются требования к пневматическому инструменту?
3. Какие принимают меры к предупреждению брака в отливках при неправильной выбивке?
4. Какие существуют аварийные ситуации и действия работника при их возникновении?
Билет №6
1. Рассказать устройство силикатной установки.
2. Как отработать песчано-глинистую смесь?
3. Какие предъявляются требования к опокам и грузам?
4.
Какие правила безопасности должен соблюдать работник
при выполнении работ с грузоподъёмными машинами и механизмами?