ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ
Профессия – Земледел
Квалификация – 1 разряд
Код профессии – 12264
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная
программа предназначена для профессионального обучения рабочих по профессии «Земледел» 1 разряда.
К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие основное общее, среднее общее или среднее профессиональное образование.
Особое условие: наличие удостоверения стропальщика.
Форма обучения – очная.
Язык, на котором осуществляется обучение - русский.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС, выпуск 2 ч.1, § 26);
- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;
Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Земледел» 1 разряда.
Программа рассчитана на 272 часа, из которых на теоретическое обучение отводится 120 часов, на производственное обучение 144 часа, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- сведения о педагогических работниках;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Характеристика работ. Приготовление по заданным рецептам формовочных и стержневых смесей на бегунах или вручную под руководством земледела более высокой квалификации. Просеивание размолотых материалов и песка на механических и ручных ситах. Регулирование подачи смесей с транспортеров в бункера. Подноска формовочной смеси к рабочим местам. Подвозка и загрузка в бегуны материалов для формовочных и стержневых смесей. Заготовка материалов для приготовления сульфитного щелока, графитовой пасты, клея, краски, крепителей и различных составов для окраски и исправления стержней и форм.
Должен знать: назначение материалов, входящих в состав формовочных и стержневых смесей; основные требования, предъявляемые к формовочным и стержневым смесям; правила работы на ручных и механических ситах и воздушных классификаторах; правила управления обслуживаемыми механизмами для смешивания формовочных материалов; наименования материалов, применяемых для приготовления сульфитного щелока, графитовой пасты, клея, краски, крепителей и различных составов; правила хранения их и обращение с ними.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессионального обучения рабочих по профессии «Земледел» 1 разряда
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
Промежуточная аттестация |
||||
1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
120 |
|
|
|
Общетехнический курс |
48 |
|
|
1.1 |
Основы экономики |
4 |
4 |
устный зачет |
1.2 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
4 |
4 |
устный зачет |
1.3 |
Общая технология производства |
4 |
4 |
устный зачет |
1.4 |
Основы материаловедения |
4 |
4 |
устный зачет |
1.5 |
Допуски и технические измерения |
4 |
4 |
устный зачет |
1.6 |
Основы черчения |
4 |
4 |
устный зачет |
1.7 |
Основы электротехники |
8 |
8 |
устный зачет |
1.8 |
Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария |
16 |
16 |
устный зачет |
|
Специальный курс |
72 |
|
|
1.9 |
Устройство и работа оборудования подготовки и изготовление формовочного материала и смесей. |
20 |
20 |
устный зачет |
1.10 |
Инструмент, приспособления применяемые при изготовления формовочных материалов и смесей. |
8 |
8 |
устный зачет |
1.11 |
Формовочные материалы и смеси применяемые при литейном производстве. |
16 |
16 |
устный зачет |
1.12 |
Технологический процесс изготовления формовочных материалов и смесей. |
20 |
20 |
устный зачет |
1.13 |
Изучение технологической инструкции «Формовочные и стержневые смеси. Приготовление и контроль качества». |
8 |
8 |
устный зачет |
2 |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
144 |
На производстве |
Квалификационные испытания |
2.1 |
Изучение инструкций по охране труда. Ознакомление с производственным процессом литейного участка и рабочим местом |
12 |
12 |
устный контроль |
2.2 |
Подготовка к работе инструмента, приспособлений и их назначение. |
20 |
20 |
устный контроль |
2.3 |
Ознакомление с оборудованием. Устройство смесителей литейных чашечных. Устройство и работа лопастного смесителя. |
40 |
40 |
устный контроль |
2.4 |
Участие в процессе приготовления формовочной и стержневой смесей. Общие требования, основные операции. Уборка и транспортировка отходов. |
40 |
40 |
устный зачет |
2.5 |
Выполнение работ под наблюдением рабочего-наставника |
24 |
24 |
устный зачет |
2.6 |
Квалификационная работа (по ЕТКС) |
8 |
8 |
устный зачет |
3 |
Консультация |
4 |
|
|
4 |
Квалификационный экзамен |
4 |
|
экзамен |
|
ИТОГО: |
272 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Темы |
Недели |
Всего часов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
Количество часов в неделю |
|||||||||
1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
40 |
40 |
40 |
|
|
|
|
120 |
1.1 |
Основы экономики |
4 |
|
|
|
|
|
|
4 |
1.2 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
4 |
|
|
|
|
|
|
4 |
1.3 |
Общая технология производства |
4 |
|
|
|
|
|
|
4 |
1.4 |
Основы материаловедения |
4 |
|
|
|
|
|
|
4 |
1.5 |
Допуски и технические измерения |
4 |
|
|
|
|
|
|
4 |
1.6 |
Основы черчения |
4 |
|
|
|
|
|
|
4 |
1.7 |
Основы электротехники |
8 |
|
|
|
|
|
|
8 |
1.8 |
Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария |
8 |
8 |
|
|
|
|
|
16 |
1.9 |
Изучение инструктажа по охране труда. Ознакомление с производственным процессом литейного участка и рабочим местом |
|
20 |
|
|
|
|
|
20 |
1.10 |
Подготовка к работе инструмента, приспособлений и их назначение. |
|
8 |
|
|
|
|
|
8 |
1.11 |
Ознакомление с оборудованием. Устройство смесителей литейных чашечных. Устройство и работа лопастного смесителя. |
|
4 |
12 |
|
|
|
|
16 |
1.12 |
Участие в процессе приготовления формовочной и стержневой смесей. Общие требования, основные операции. Уборка и транспортировка отходов. |
|
|
20 |
|
|
|
|
20 |
1.13 |
Выполнение работ под наблюдением рабочего-наставника |
|
|
8 |
|
|
|
|
8 |
2. |
Квалификационная работа (по ЕТКС) |
|
|
|
40 |
40 |
40 |
24 |
144 |
2.1 |
Изучение инструкций по охране труда. Ознакомление с производственным процессом литейного участка и рабочим местом |
|
|
|
12 |
|
|
|
12 |
2.2 |
Подготовка к работе инструмента, приспособлений и их назначение. Устройство выбивных решёток, основные принципы действия. |
|
|
|
20 |
|
|
|
20 |
2.3 |
Система транспортёров. Основные операции варки жидкого стекла. Принцип действия комплекса по регенерации оборотной песчано-глинистой смеси. |
|
|
|
8 |
32 |
|
|
40 |
2.4 |
Укладка выбитых отливок. Уборка и транспортировка отходов. |
|
|
|
|
8 |
32 |
|
40 |
2.5 |
Выполнение работ под наблюдением рабочего-наставника |
|
|
|
|
|
8 |
16 |
24 |
2.6 |
Квалификационная работа (по ЕТКС) |
|
|
|
|
|
|
8 |
8 |
3. |
Консультация |
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
4. |
Квалификационный экзамен |
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
ИТОГО: |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
272 |
1. Программа теоретического обучения
Общетехнический курс
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1.1 |
Основы экономики |
4 |
1.2 |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
4 |
1.2 |
Общая технология производства |
4 |
1.3 |
Основы материаловедения |
4 |
1.4 |
Допуски и технические измерения |
4 |
1.5 |
Основы черчения |
4 |
1.6 |
Основы электротехники |
8 |
1.7 |
Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария |
16 |
|
ИТОГО: |
48 |
Аннотация к дисциплинам
Тема 1.1. Основы экономики
Себестоимость продукции. Факторы, определяющие себестоимость продукции. Понятие о производительности труда. Пути повышения производительности труда. Основные и оборотные средства предприятия.
Общие понятия о научной организации труда. Основы технического нормирования и организации заработной платы. Нормы времени и нормы выработки, методы их расчета. Системы оплаты труда. Тарифная сетка, тарифные ставки. ЕТКС. Порядок оформления документов для начисления заработной платы. Система премирования рабочих.
Контрольные вопросы
1. Что входит в основные средства предприятия?
2. Что входит в оборотные средства предприятия?
3. Что такое производительность труда?
Тема 1.2 Гражданская оборона, защита работников и предприятие от чрезвычайных ситуаций
Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления. Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ. Силы и средства РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.
Категории подразделения чрезвычайных ситуаций: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера: стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, во время и после его возникновения; стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи); стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия.
Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания; природные пожары (лесные и торфяные); массовые инфекционные заболевания людей.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют категории подразделения чрезвычайных ситуаций?
2. Как классифицируются и характеризуются чрезвычайные ситуации природного характера?
3. Какие осуществляют действия население при оповещении о чрезвычайной ситуации?
Тема 1.3. Общая технология производства
Схема технологического процесса производства отливок. Виды литейных форм и область их применения. Исходные формовочные материалы, формовочные смеси. Основные сведения о модельной и другой литейной оснастке. Формовка ручная и машинная. Краткая характеристика формовки стержней. Понятие об элементах литниковых систем и питании отливок. Шихтовые материалы, применяемые в литейном производстве, подготовка их к плавке. Типы основных плавильных печей. Сплавы, применяемые в процессе плавки.
Свойства эмульсии и смесей, применяемых при изготовлении оболочковых форм и стержней; назначение литников и выпоров; способ приготовления формовочных смесей; температуру подогрева модельных плит и обжига оболочек; соотношения между сечениями питателей, шлаковиков и стояков; порядок определения мест установки питателей и устранение мелких дефектов в них; назначение и условия применения специального инструмента и приспособлений, применяемых при формовке; способ определения качества просушки форм и стержней; правила хранения моделей.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют виды литейных форм и область их применения?
2. Какие шихтовые материалы, применяют в литейном производстве?
3. Расскажите о свойствах эмульсии и смесей.
Тема 1.4. Основы материаловедения
Основные физические, химические и механические свойства металлов. Понятие о диаграмме железо-углерод. Зависимость свойств металлов от их структуры.
Чугуны. Основные сведения о производстве чугуна. Виды чугуна (серый, белый, ковкий), их свойства, область применения. Классификация серых чугунов в зависимости от структуры, физических и других свойств (жаростойкие, кислотоупорные, антифрикционные, высокопрочные). Простые и легированные чугуны. Понятие о модификации, ее влияние на свойства чугуна, маркировка чугунов.
Стали. Основные сведения о способах производства стали. Классификация сталей. Углеродистые стали, их химический состав, свойства, применение, маркировка.
Легированные стали. Влияние на качество стали легирующих элементов: марганца, хрома, никеля, молибдена, вольфрама, кобальта и др. Механические и технологические свойства легированных сталей. Маркировка легированных сталей и их применение.
Цветные металлы и их сплавы. Медь, олово, свинец, цинк, алюминий; их основные свойства и применение. Медь и ее сплавы (бронзы, латуни), их свойства, применение, маркировка. Алюминий и его сплавы, их химический состав, механические и технологические свойства, маркировка и область применения. Сплавы на основе цинка, олова, свинца и др.
Классификация цветных сплавов по условиям их плавки.
Контрольные вопросы:
1. По каким свойствам отличаются стали от чугуна?
2. Какие виды обработки металлов существуют?
3. Какие бывают легированные стали и их марки?
Тема 1.5. Допуски и технические измерения
Стандартизация и нормализация деталей. Свободные, габаритные и присоединительные размеры. Точность обработки.
Номинальный, предельный и действительный размеры. Поле допуска, предельные отклонения. Классы точности и их применение. Понятие о зазоре и натяге. Таблицы допусков и посадок, пользование ими.
Классы и разряды чистоты. Обозначение чистоты поверхностей на чертежах.
Виды измерительных и проверочных инструментов. Штангенциркули, микрометры щупы, их устройство и применение. Приемы измерения. Уход за измерительными инструментами и их хранение.
Контрольные вопросы:
1. Какие бывают размеры на чертеже?
2. Какие существуют виды измерительных и проверочных инструментов?
3. Какие существуют классы чистоты обработки деталей?
Тема 1.6. Основы черчения
Чертежи и эскизы деталей. Значение чертежей в технике. Чертёж детали и его назначение. Расположение проекций на чертеже. Масштабы. Линии чертежа. Нанесение размеров и предельных отклонений. Обозначения и надписи на чертежах. Оформление чертежей. Последовательность в чтении чертежей.
Сечения, разрезы и линии обрыва и их обозначения. Штриховка в разрезах и сечениях. Условные обозначения на чертежах основных типов резьб, зубчатых колес, пружин, болтов, валов, гаек и т.д.
Понятие об эскизе; отличие от рабочего чертежа. Последовательность работы при выполнении эскизов с натуры. Обмер деталей.
Сборочные чертежи. Сборочный чертеж и его назначение. Спецификация. Нанесение размеров. Размеры на сборочных чертежах. Изображение и условное обозначение сварных швов, заклепочных соединений и др. Размеры, наносимые на отливки и модели деталей.
Контрольные вопросы:
1. Значение чертежей в технике?
2. Как производится обмер готовой детали?
3. Что такое сборочный чертеж?
Тема 1.7. Основы электротехники
Физическая сущность электричества. Электрическое поле. Источники постоянного тока. Понятие об электрическом потенциале, напряжении, электродвижущей силе. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическая проводимость. Единицы измерения электрических величин. Электроизоляционные материалы. Электрическая цепь. Последовательное, параллельное и смешанное соединение источников тока и сопротивлений.
Магнитное поле. Электромагниты. Проводник с током в магнитном поле. Электромагнитная индукция.
Получение переменного синусоидального тока. Период, частота. Мгновенные, амплитудные и действующие значения электродвижущей силы, напряжения и тока. Активное сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Сдвиг фаз между током и напряжением. Коэффициент мощности.
Получение трехфазного переменного тока. Четырехпроводная и трехпроводная системы. Соединение обмоток генератора и потребителей звездой и треугольником. Линейные и фазные токи и напряжения, зависимость между ними при соединении звездой и треугольником. Мощность трехфазного тока.
Электрические машины переменного тока. Принцип действия асинхронного двигателя. Вращающееся магнитное поле. Устройство электродвигателя с короткозамкнутым ротором. Устройство электродвигателя с фазным ротором. Способы пуска в ход. Реверсирование.
Синхронные машины. Принцип действия трехфазного синхронного генератора и его основные части. Питание обмоток возбуждения генератора. Обратимость синхронных машин. Принцип действия синхронного двигателя.
Устройство и принцип действия трансформатора. Коэффициент трансформации. Автотрансформаторы. Устройство промышленных трансформаторов. Классификация и назначение электрической аппаратуры. Виды защиты и защитная аппаратура: плавкие предохранители, максимальные, тепловые и минимальные реле. Аппаратура ручного управления: рубильники, выключатели, переключатели. Аппаратура дистанционного управления: контакторы, пускатели.
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют единицы измерения напряжения?
2. Что такое мощность электрического тока?
3. Какие существуют единицы измерения сопротивления и проводимости?
Тема 1.8. Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария
Требования безопасности труда. Основы законодательства о труде. Правила и нормативные документы по безопасности труда. Органы надзора за охраной труда. Изучение инструкций по безопасности труда. Правила поведения на территории и в цехах предприятия. Меры безопасности при работе земледела.
Ответственность рабочих за невыполнение правил безопасности труда и трудовой дисциплины. Вредные и опасные производственные факторы, влияющие на человеческий организм. Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны вредных веществ.
Требования безопасности труда в аварийных ситуациях. Требования к средствам индивидуальной защиты выбивальщика отливок. Правила их применения. Нормы обеспечения, порядок выдачи, хранения, пользования спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.
Санитарно-промышленное законодательство. Органы санитарного надзора, их назначение и роль в охране труда.
Основные понятия о гигиене труда. Рациональный режим труда и отдыха. Режим рабочего дня. Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила хранения.
Производство работ в помещениях с повышенной температурой в запыленной и загазованной воздушной среде. Вредное воздействие шума и вибрации на организм человека, борьба с шумом и вибрацией.
Производственная санитария. Санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений. Санитарно-технологические мероприятия, направленные на максимальное снижение загрязнения воздуха рабочих помещений вредными веществами. Требования к освещению помещений и помещений вредными веществами. Требования к освещению помещений и рабочих мест. Виды вентиляционных устройств, правила их эксплуатации. Санитарный уход за производственными и другими помещениями.
Профилактика профессиональных заболеваний и производственного травматизма. Оказание первой помощи пострадавшим и самопомощь при травмах.
Пожарная безопасность. Основные причины пожаров в цехах и на территории предприятия. Противопожарные мероприятия. Средства тушения пожаров, правила их применения. Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах. Эвакуация людей из зоны пожара. Изучение плана ликвидации аварий.
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?
2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?
3. Какова периодичность проведения повторного инструктажа на рабочем месте?
Специальный курс
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1.9 |
Устройство и работа оборудования подготовки и изготовление формовочного материала и смесей. |
20 |
1.10 |
Инструмент, приспособления применяемые при изготовления формовочных материалов и смесей. |
8 |
1.11 |
Формовочные материалы и смеси применяемые при литейном производстве. |
16 |
1.12 |
Технологический процесс изготовления формовочных материалов и смесей. |
20 |
1.13 |
Изучение технологической инструкции «Формовочные и стержневые смеси. Приготовление и контроль качества». |
8 |
|
ИТОГО: |
72 |
Аннотация к дисциплинам
Тема 1.9. Устройство и работа оборудования подготовки и изготовление формовочного материала и смесей
Устройство смесителей литейных чашечных. Основные принципы работы. Правила работы на них. Устройство и работа лопастного смесителя. Основные принципы работы (принцип действия основан на перемешивании компонентов смеси; в отличии от бегунов компоненты смеси в нём не перетираются, а только перемешиваются).
Устройство и работа ленточных конвейеров и плужковых сбрасывателей. Их назначение. Основные принципы работы. Правила работы на них.
Контрольные вопросы:
1. Каков принцип работы смесителя литейного чашечного?
2. Каков принцип работы ленточных конвейеров и плужковых сбрасывателей?
3. Каков принцип работы лопастного смесителя?
Тема 1.10. Инструмент, приспособления, применяемые в изготовления формовочных материалов и смесей
Инструменты, применяемые в работе земледела: лопата совковая, лопата штыковая, скребок металлический для очистки стенок смесителя, кувалда 2÷4кг. Требования, предъявляемые к инструменту.
Приспособления: ёмкости для приготовления формовочных и стержневых смесей; ёмкости металлические для дозировки связующих материалов (жидкое стекло, молотая глина, раствор едкого натра) при приготовлении смесей; ёмкости металлические для хранения готовой формовочной и стержневой смеси. Требования, предъявляемые к ним.
Контрольные вопросы:
1. Какой инструмент применяют в работе земледела?
2. Какие применяют емкости для приготовления формовочной смеси? Основные требования к емкостям.
Тема 10. Формовочные материалы и смеси, применяемые при литейном производстве
Исходные формовочные материалы: формовочные пески, формовочные глины, связующие материалы (материалы органического происхождения; неорганические связующие материалы; связующие на основе синтетических смол). Требования к исходным формовочным материалам, их назначение.
Вспомогательные формовочные материалы: противопригарные материалы; материалы, увеличивающие податливость стержней; материалы, снижающие прилипаемость смесей к поверхности модели и стержневых ящиков. Подготовка исходных материалов: сушка, просеивание. Приготовление смесей: дозировка исходных материалов, режимы смешивания.
Виды формовочных смесей. Основные свойства формовочных смесей: влажность, прочность, газопроницаемость и т.д. Понятие о выборе формовочных смесей в зависимости от материала отливок и вида формовки.
Виды стержневых смесей. Основные свойства стержневых смесей. Примеры рецептов формовочных и стержневых смесей. Порядок приготовления, способы хранения смесей. Использование отработанной смеси. Регенерация отработанной смеси. Методы контроля формовочных и стержневых смесей. Литейные краски. Их назначение, состав.
Контрольные вопросы:
1. Что входит в состав исходных формовочных материалов?
2. Что входит в состав вспомогательных формовочных материалов?
3. Какие бывают виды формовочных и стержневых смесей?
Тема 11. Приготовление формовочных и стержневых смесей. Технологический процесс
Подготовка формовочных материалов к работе. Общие требования, основные операции и последовательность их выполнения. Требования, предъявляемые к основным и вспомогательным формовочным материалам.
Использование отработанной песчано-глинистой смеси. Подготовка отработанной смеси; основные операции при подготовке.
Выбор состава формовочных и стержневых смесей. Назначение, состав, физико-механические свойства.
Приготовление песчано-жидкостекольных смесей: дозировка исходных материалов, время смешивания, физико-механические свойства. Последовательность выполнения операций.
Приготовление песчано-глинистых формовочных смесей: дозировка исходных материалов, время смешивания, физико-механические свойства. Последовательность выполнения операций.
Приготовление песчано-смоляной смеси: дозировка исходных материалов, время смешивания, физико-механические свойства. Последовательность выполнения операций.
Контроль качества смесей в лаборатории: определение газопроницаемости; влажности; прочности на сжатие в сырую; прочности на разрыв.
Контрольные вопросы:
1. Как подготовить формовочные материалы к работе?
2. Что входит в состав формовочных и стержневых смесей?
3. Как определяют контроль качества смесей?
Тема 12. Изучение технологической инструкции «Формовочные и стержневые смеси. Приготовление и контроль качества»
Правила безопасности для земледела. Основные и вспомогательные формовочные материалы (какие материалы применяются; марка; ГОСТ или ТУ). Условия хранения. Подготовка формовочных материалов к работе (сушка песка, приготовление жидких лигносульфонатов, подготовка отработанной формовочной смеси, опилки, жидкое стекло и др.) Изучение технологической инструкции «Формовочные и стержневые смеси. Приготовление и контроль качества». Формовочные материалы. Подготовка формовочных материалов к работе.
Оборудование, инструмент, приспособления. Их назначение, требования к ним. Правила работы. Изучение технологического процесса приготовления формовочных и стержневых смесей. Последовательность приготовления песчано-глинистой смеси; песчано-жидкостекольной смеси; песчано-смоляной смеси по Alfaset-процессу; песчано-смоляной смеси по СО2-процессу: дозировка компонентов и последовательность их загрузки в смеситель; перемешивание; увлажнение. Правильность отбора проб для контроля качества смеси в лаборатории: определение прочности на сжатие в сыром состоянии, прочности на разрыв, газопроницаемости, влажности.
Контрольные вопросы:
1.Какие правила безопасности необходимо соблюдать при изготовлении формовочных смесей?
2. Какой порядок отбора проб для контроля качества смеси для лаборатории?
3. Какое применяется оборудование, инструмент, приспособления, для изготовления формовочной смеси?
2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план производственного обучения.
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
2.1 |
Изучение инструкций по охране труда. Ознакомление с производственным процессом литейного участка и рабочим местом |
12 |
2.2 |
Подготовка к работе инструмента, приспособлений и их назначение. |
20 |
2.3 |
Ознакомление с оборудованием. Устройство смесителей литейных чашечных. Устройство и работа лопастного смесителя. |
40 |
2.4 |
Участие в процессе приготовления формовочной и стержневой смесей. Общие требования, основные операции. Уборка и транспортировка отходов. |
40 |
2.5 |
Выполнение работ под наблюдением рабочего-наставника |
24 |
2.6 |
Квалификационная работа (по ЕТКС) |
8 |
|
ИТОГО: |
144 |
*Примечание: Все работы, выполняемые обучаемым при прохождении производственного обучения, производятся под руководством рабочего-наставника и мастера производственного обучения.
Аннотация к рабочей программе
1. Изучение производственных инструкций по охране труда и правилам безопасносного выполнения работ для земледела. Изучение правил внутреннего распорядка. Получение необходимых видов инструктажей на рабочем месте. Ознакомление с производственным процессом литейного участка и его оборудованием. Ознакомление с рабочим местом и обязанностями земледела. Организация и техническое оснащение рабочего места. Ознакомление с исходными формовочными материалами. Их хранение и подготовка. Участие в подготовке исходных формовочных материалов. Требования, предъявляемые к формовочному песку, глине, жидкому стеклу.
2. Подготовка к работе инструмента и приспособлений, которыми пользуется в своей работе земледел: лопата совковая, лопата штыковая, ведра мерные, кружка мерная, ёмкости для транспортировки сыпучих материалов, ёмкость для жидкого стекла, ёмкость для готовой формовочной смеси. Их назначение. Правила строповки ёмкостей с материалами. Безопасное выполнение грузоподъёмных работ.
3. Ознакомление с оборудованием, его назначение, правила эксплуатации: Устройство смесителей литейных чашечных. Принципы действия, правила эксплуатации. Устройство и работа лопастного смесителя. Назначение, принципы работы. Система транспортёров: ленточные, элеваторы. Принцип действия. Ознакомление с процессом сушки песка. Управление работой комплекса по сушке и транспортировки песка. Ознакомление с работой комплекса по регенерации оборотной песчано-глинистой смеси. Принцип действия. Формовочные материалы. Подготовка формовочных материалов к работе.
4. Участие в процессе приготовления формовочной и стержневой смесей. Общие требования, основные операции и последовательность их выполнения. Требования, предъявляемые к основным и вспомогательным формовочным материалам (какие материалы применяются; марка; ГОСТ или ТУ), условия хранения. Подготовка формовочных материалов к работе (сушка песка, приготовление жидких лигносульфонатов, опилок, жидкого стекла и др.) Выбор состава формовочных и стержневых смесей. Назначение, состав, физико-механические свойства. Участие в приготовлении песчано-жидкостекольных смесей: дозировка исходных материалов, время смешивания, физико-механические свойства, правильность отбора проб. Последовательность выполнения операций. Условия хранения. Участие в приготовлении песчано-глинистых формовочных смесей: дозировка исходных материалов, время смешивания, физико-механические свойства, правильность отбора проб. Последовательность выполнения операций. Участие в приготовлении песчано-смоляной смеси: дозировка исходных материалов, время смешивания, физико-механические свойства, правильность отбора проб. Последовательность выполнения операций. Контроль качества смесей в лаборатории: определение газопроницаемости; влажности; прочности на сжатие в сыром состоянии; прочности на разрыв. Уборка и транспортировка отходов, образующихся во время работы земледела. Подготовка рабочего места для передачи смены.
5. Выполнение работ под наблюдением рабочего-наставника и мастера производственного обучения.
6. Квалификационная работа (по ЕТКС)
Итоговая аттестация
Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).
Результатом обучения является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Помещения Учебного пункта филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» включают 5 учебных классов, комнату персонала (мастеров и преподавателей) Учебного пункта. На этажах имеются туалетные комнаты. Учебные классы оборудованы стульями, двухместными и одноместными ученическими столами, меловыми и маркерными досками, шкафами для верхней одежды. В классах соблюдается тепловой, световой и санитарный режимы.
Наименование аудитории |
Средства обучения |
Учебные классы |
компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», робот-тренажёр «Антон-1.01- Травма» учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия |
Сведения о педагогических работниках
Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющих необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.
Список литературы и методические материалы
1. Войтов А.Г. Экономика, общий курс: М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.
2. Адаскин А.М., Зуев В.М. Металловедение: –М.: Изд. Центр Академия, 2007.
3. Рогов В.А и др. Современные машиностроительные материалы и заготовки: М.: Изд. центр «Академия», 2008.
4. Алиев И.И. Справочник по электротехнике и электрооборудованию. – М.: 2000.
5. Вышнепольский И.С. Техническое черчение:. –М.: 2003.
6. Иванов Б.С. Охрана труда в литейном и термическом производстве: –М.: Машиностроение, 1990.
7. Васильев В.А. Справочник литейщика. – Донецк : Донбасс, 1983.
8. Методические рекомендации по первой помощи и неотложной медицинской помощи. Учебно-методическое пособие для лиц без специального медицинского образования работников угольной отрасли. Под общей редакцией д.м.н. профессора М.А. Бородиной, 2016г.
Экзаменационные билеты
для профессии «Земледел» 1-го разряда
Билет№ 1
1. Какой принцип работы смесителя литейного чашечного?
2. Из чего состоит состав формовочной песчано-глинистой смеси для стального литья?
3. Как приготовить формовочную песчано-глинистую смесь для стального литья?
4. Какие необходимо соблюдать правила безопасности при работе на бегунах?
Билет № 2
1. Какой принцип работы смесителя литейного чашечного?
2. Из чего состоит состав песчано-жидкостекольной смеси для стального литья?
3. Как приготовить формовочную песчано-жидкостекольную смесь для стального литья?
4. Какие необходимо соблюдать правила безопасности во время приготовления песчано-жидкостекольных формовочных смесей?
Билет № 3
1. Какой принцип работы лопастного смесителя?
2. Какие предъявляются требования к инструменту и приспособлениям, с которыми работает земледел?
3. Как отобрать пробы песчано-глинистой формовочной смеси на анализ?
4. Какие действия должен предпринять работник при несчастном случае или аварийной ситуации на производстве?
Билет № 4
1. Какой принцип изготовления песчано-глинистых формовочных смесей?
2. Какой состав песчано-жидкостекольной смеси для стального литья?
3. Из чего состоят основные и вспомогательные формовочные материалы?
4. Какие требования предъявляются к индивидуальным средствам защиты, используемым земледелом?
Билет № 5
1. Какой принцип работы ленточных конвейеров и плужковых сбрасывателей?
2. Какие предъявляются требования к формовочным материалам?
3. Как скорректировать количество компонентов смеси по результатам анализа?
4. Как оказать первую помощь при ушибах, травмировании конечностей?
Билет№ 6
1. Какой принцип работы смесителя литейного чашечного?
2. Из чего состоит состав формовочной песчано-глинистой смеси для стального литья?
3. Как приготовить формовочную песчано-глинистую смесь для стального литья?
4. Какие необходимо соблюдать правила безопасности при работе на бегунах?
Билет№ 7
1. Как подготовить формовочные материалы к работе?
2. Что входит в состав формовочных и стержневых смесей?
3. Как определяют контроль качества смесей?
4. Какой порядок отбора проб для контроля качества смеси для лаборатории?