ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ
Профессия – составитель поездов
Квалификация – 4 разряд
Код профессии – 18726
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная программа предназначена для повышения квалификации рабочих по профессии «Составитель поездов» с 3-го на 4-й разряд.
Форма обучения – очная. Срок подготовки – 11 дней.
Настоящая программа подготовки разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС, номер 56, параграф 88);
-Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;
Программа подготовки составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Составитель поездов» 3-4 разряда.
Программа повышения квалификации рассчитана на 88 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 32 часа, на практическое обучение 48 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- сведения о педагогических работниках;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЕТКС №56 § 88. Составитель поездов
Характеристика работ. Руководство движением маневрового локомотива. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров. Расформирование-формирование составов и групп вагонов. Отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их с этих путей. Перестановка вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передача их с одной станции на другую. Закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов. Полное и сокращенное опробование автоматических тормозов поезда. Перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов или централизованных стрелок, переданных на местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа. Обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза. Содержание в чистоте и исправности радиостанции, сигнальных принадлежностей.
Должен знать: ПТЭ железных дорог РФ (приложение № 1Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства; приложение № 5 Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава; приложение № 6 Организация движения поездов на железнодорожном транспорте; приложение № 7 Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ); должностную инструкцию и техническо-распорядительный акт станции; правила перевозки грузов; правила и нормы по охране труда; технологический процесс работы обслуживаемых станций; план формирования поездов; устройство тормозных башмаков и правила пользования ими; порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление; общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров; план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах; правила хранения и пользования радиостанцией и другими средствами связи.
При выполнении маневровой работы в малодеятельных районах промышленного железнодорожного транспорта - 3-й разряд;
при выполнении маневровой работы в напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта - 4-й разряд;
при выполнении маневровой работы в малодеятельных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта - 5-й разряд;
Примечания:
1. Составитель поездов при выполнении маневровых работ в "одно" лицо тарифицируется на один разряд выше.
2. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
повышения квалификации рабочих по профессии
«Составитель поездов» с 3-го на 4-й разряд
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
|
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
32 |
|
|
1 |
Подвижной состав |
4 |
4 |
зачет |
2 |
Железнодорожный путь |
4 |
4 |
зачет |
3 |
План формирования и график движения поездов, организация работы на станции. |
2 |
2 |
зачет |
4 |
Организация маневровой работы на станции |
4 |
4 |
зачет |
5 |
ПТЭ железнодорожных дорог РФ |
10 |
10 |
зачет |
6 |
Охрана труда промышленная, пожарная и экологическая безопасность |
4 |
4 |
зачет |
7 |
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом |
4 |
4 |
зачет |
|
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
48 |
На производстве |
Квалификационные испытания |
|
Консультация |
4 |
|
|
|
Квалифицированный экзамен |
4 |
|
экзамен |
|
Итого |
88 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Темы |
Недели |
Всего часов |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Количество часов в неделю |
||||||||||
1 |
Подвижной состав |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
2 |
Железнодорожный путь |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
3 |
План формирования и график движения поездов, организация работы на станции. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
4 |
Организация маневровой работы на станции |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
5 |
ПТЭ железнодорожных дорог РФ |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
6 |
Охрана труда промышленная, пожарная и экологическая безопасность |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
7 |
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
Производственная практика |
8 |
40 |
|
|
|
|
|
|
48 |
|
Консультация |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
4 |
|
Квалифицированный экзамен |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
4 |
|
Итого |
40 |
40 |
8 |
|
|
|
|
|
88 |
Программа теоретического обучения
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Подвижной состав. |
4 |
2 |
Железнодорожный путь. |
4 |
3 |
План формирования и график движения поездов, организация работы на станции. |
2 |
4 |
Организация маневровой работы на станции. |
4 |
5 |
ПТЭ железнодорожных дорог РФ. |
10 |
6 |
Охрана труда промышленная, пожарная и экологическая безопасность. |
4 |
7 |
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. |
4 |
|
Итого |
32 |
Тема 1. Подвижной состав
Виды тяги. Типы и серии локомотивов. Типы грузовых вагонов, их назначение, нумерация, устройство и основные неисправности. Назначение тормозов и тормозного оборудования. Устройство и принцип действия автоматических и ручных тормозов. Тормозные средства. Опробование автотормозов. Расчет потребного количества тормозов в поезде. Автосцепка, её устройство, принцип действия, неисправности. Устройство думпкаров и порядок управления ими при выгрузке материалов.
Контрольные вопросы
1. Какие вы знаете типы и серии локомотивов?
2. Какие знаете типы грузовых вагонов, их назначение?
Тема 2. Железнодорожные пути и сооружения станций
Назначение станционных путей. Устройство железнодорожных путей и стрелочных переводов, неисправности и содержание. Сооружения и устройства станций. Габарит приближения строений и габарит подвижного состава. Нумерация путей и стрелок. Полная и полезная длина путей. Требования к размещению грузов на подвижном составе (соблюдение габарита погрузки, перевозка негабаритных грузов).
Контрольные вопросы
1. Каково назначение станционных путей?
2. Какие предъявляются требования к размещению грузов на подвижном составе?
Тема 3. План формирования и график движения поездов. Организация работы станции.
Понятие о поезде. Классификация поездов по условиям формирования. График движения поездов. Весовые нормы поездов, длина поездов как элемента графика движения поездов и плана формирования. Роль составителя поездов в выполнении графика движения поездов. Общие сведения об основах организации работы станции. Основные документы, регламентирующие работу станции. Руководство работой станции, движением поездов, локомотивов и другого подвижного состава по станции. Особенности работы станций в зимних условиях и при неблагоприятных условиях видимости. Правила формирования поездов (общие требования к постановке вагонов в поезда. Постановка вагонов с опасными грузами в поезда. Формирование поездов с негабаритными грузами. Размещение в поездах специального подвижного состава и локомотивов в недействующем состоянии. Обеспечение поездов тормозами). Подготовка поездов (составов) к расформированию. Подготовка составов к отправлению. Понятие о пропускной и провозной способности станций (перегонов).
Контрольные вопросы
1. Как классифицируются поезда по условиям формирования?
2. Как происходит формирование поездов с негабаритными грузами?
Тема 4. Организация маневровой работы на станции.
Понятие о маневровой работе. Виды маневров. Маневровые районы. Скорости при маневрах. Производство маневров на главных и приемоотправочных путях. Руководство маневровой работой. Взаимоотношения составителя с локомотивной бригадой и в одно лицо (специального самоходного подвижного состава) и дежурным по станции.
Закрепление подвижного состава тормозными башмаками.
Порядок учета и применения тормозных башмаков (места их постановки, уведомления дежурному по станции, локомотивной бригаде или специального подвижного состава).
Контрольные вопросы
1. Какие вы знаете виды маневров?
2. Какой порядок учета и применения тормозных башмаков?
Тема 5. Правила технической эксплуатации железнодорожных дорог РФ.
Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства (прил. № 1); Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава (прил. № 5); Организация движения поездов на железнодорожном транспорте прил. № 6); Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ (прил. № 7).
Местные инструкции, регулирующие организацию движения и маневровой работы по обеспечению безопасности движения поездов. (Инструкции изучаются в объеме, установленном для составителя поездов).
Контрольные вопросы
1. Какие инструкции, регулирующие организацию движения и маневровой работы?
2. Перечислить основное предназначение инструкций по организации движения поездов?
3. Какие существуют местные инструкции по организации движения и маневровой работы по обеспечению безопасности движения поездов.
Тема 6. Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность.
Нормативные документы по охране труда, виды инструктажей. Опасные и вредные производственные факторы, в том числе при работах составителя поездов. Содержание территории и производственных помещений станции. Требования безопасности при выполнении маневровых работ. Изучение инструкции по охране труда составителя поездов.
Организация пожарной безопасности на производстве. Первичные средства пожаротушения и порядок их применения. Классы пожаров.
Предупреждение производственных травм. Учет и расследование несчастных случаев на производстве. Первая помощь пострадавшим. Экологическая безопасность на производстве.
Контрольные вопросы
1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?
2. Какие классы условий труда условно относятся к безопасным?
3. В какие сроки проводится расследование несчастного случая?
Тема 7. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Назначение и область применения Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности. Опасные требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов.
Знаки опасности. Требования к персоналу, обслуживающие вагоны (цистерны), контейнера, перевозящие опасные грузы. Общие требования к организации ведомственного (производственного) контроля за состоянием железнодорожных вагонов (цистерн), контейнеров, перевозящие опасные грузы. Порядок ликвидации последствий, расследование и учет аварийных происшествий и инцидентов. Назначение, форма и содержание аварийных карточек.
Порядок выдачи свидетельства о техническом состоянии вагонов (контейнеров) и их запорно-предохранительных устройств для перевозки грузов. Форма и содержание свидетельства. Общие требования пожарной безопасности при техническом обслуживании вагонов (контейнеров), перевозящие опасные грузы.
Местные инструкции о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами. Ответственность за нарушение правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Контрольные вопросы
1. Назначение и область применения Правил безопасности при перевозке опасных грузов?
2. Знаки опасности?
3. Порядок выдачи свидетельства о техническом состоянии вагонов?
4. Какие существуют требования к персоналу, обслуживающего вагоны (цистерны), контейнеры, перевозящие опасные грузы?
Производственное обучение
Тематический план производственного обучения.
№ п/п | Темы | Всего часов |
1 | Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. | 4 |
2 | Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях и при переходе через пути при выгрузке думпкаров. | 8 |
3 | Руководство погрузкой сыпучих (инертных) грузов в дозаторы, думпкары и на другой открытый подвижной состав. Производство маневров с вагонами загруженными опасными грузами. | 4 |
4 | Изучение порядка приема и оформления дежурства составителем поездов. | 8 |
5 | Изучение порядка сдачи дежурства составителя поездов. Ознакомление с порядком выезда с маневровым составом из одного района в другой. Подача сигналов при маневрах. Прекращение маневровой работы из-за пропуска поездов. | 4 |
6 | Формирование поездов по частям. Размещение тормозных вагонов по составу, постановка прикрытия для вагонов, загруженных опасными грузами. | 8 |
7 | Практическое изучение работы составителя по подаче, расстановке и уборке вагонов. | 8 |
8 | Квалификационная работа. | 4 |
Итого | 48 |
Рабочая программа
Получение инструктажа по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, и других необходимых видов инструктажей на рабочем месте. |
Изучение мер безопасности при нахождении на железнодорожных путях и при переходе через пути, занятые вагонами и при сцеплении и расцеплении вагонов, при очистке стрелочных переводов от снега и других засорителей и при выгрузке думпкаров. |
Руководство погрузкой сыпучих (инертных) грузов в дозаторы, думпкары и на другой открытый подвижной состав. Производство маневров с вагонами загруженными опасными грузами. |
Изучение порядка приема и оформления дежурства составителем поездов. Практическое участие в работе составителя. Проверка сцепления и расположения вагонов, подлежащих передвижению, постановка и изъятие из-под колес вагонов тормозных башмаков, предупреждение работников, производящих погрузочно-разгрузочные работы и ремонт вагонов, о предстоящих маневрах с этими вагонами. |
Изучение порядка сдачи дежурства составителя поездов. Ознакомление с порядком выезда с маневровым составом из одного района в другой. Подача сигналов при маневрах. Прекращение маневровой работы из-за пропуска поездов. |
Формирование поездов по частям. Размещение тормозных вагонов по составу, постановка прикрытия для вагонов, загруженных опасными грузами. |
Практическое изучение работы составителя по подаче, расстановке и уборке вагонов с погрузочно-разгрузочных пунктов и подъездных путей. Выполнение работ под руководством рабочего-инструктора, предусмотренных требованиями ЕТКС. Квалификационная работа. |
Итоговая аттестация
Результатом проведения обучения по повышению квалификации, является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Наименование аудитории |
Средства обучения |
Учебные классы |
компьютер, видеопроектор, экран, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации, учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия |
Сведения о педагогических работниках
Для реализации данной программы УП привлекаются 3 педагогических работника (1 преподаватель, 1 мастер ПО) и 1 специалист, имеющие необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.
Список литературы и методические материалы
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации— М.: ООО «Техинформ»;.
2. Нестеренко В.М., Мысьянов А.М. Технология электромонтажных работ. Москва, «Academia», 2004 г.
3. Правила пожарной безопасности ППБ-01-03. Приказ МЧС № 313 от 18.06.2003г
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
для повышения квалификации составителей поездов с 3-го на 4-ый разряд
Билет №1.
1. Типы грузовых вагонов и их назначение.
2. Элементы верхнего строения пути. Ширина колеи.
3. Обязанности составителя поездов при производстве маневров.
4. Где устанавливаются предельные столбики и их назначение.
5. Общие требования пожарной безопасности при техническом обслуживании вагонов, перевозящих опасные грузы.
6. Меры личной безопасности при нахождении на железнодорожных путях станции.
Билет № 2.
1. Основные элементы грузовых вагонов.
2. Устройство и назначение стрелочных переводов.
3. Техническо-распорядительный акт станции и его разделы.
4. Высота оси автосцепки над уровнем верха головки рельсов у грузовых груженых и порожних вагонов. Разница по высоте между продольными осями автосцепок.
5. Что относится к опасным грузам.
6. Меры безопасности при производстве сцепления и расцепления подвижного состава.
Билет № 3.
1. Основные элементы вагона-самосвала 2ВС-105.
2. Назначение крестовины и контррельсов.
3. Что называется станциями.
4. Какие поезда называются длинносоставными. Какая длина условно принимается за единицу длины подвижного состава.
5. Назначение и показания входных светофоров.
6. В каких случаях и в каких местах при маневрах запрещается подниматься на тормозные площадки, специальные подножки вагонов и сходить с них.
Билет № 4.
1. Назначение и устройство автосцепки СА-3.
2. Неисправности тормозного башмака, с которым запрещается его использование.
3. Какие пути включаются в станционные.
4. Какие основные виды маневров применяются.
5. Назначение и показания выходных светофоров.
6. Универсальная схема оказания первой помощи на месте происшествия.
Билет № 5.
1. Взаимодействие деталей автосцепки при сцеплении и расцеплении.
2. Неисправности стрелочных переводов при которых запрещается их эксплуатация.
3. Что называется габаритом подвижного состава и габаритом приближения строений.
4. Какие элементы маневровой работы применяются при маневрах.
5. Назначение и показания маневровых светофоров.
6. Первая помощь при артериальном кровотечении.
Билет № 6.
1. Какие операции обеспечивает автосцепное устройство.
2. Где запрещается устанавливать тормозные башмаки.
3. Что называется уклоном и как он измеряется.
4. Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности.
5. Ручные и звуковые сигналы при маневровой работе.
6. Первая помощь при потере сознания и отсутствии пульса на сонной артерии.
Билет №7.
1. Нумерация грузовых вагонов.
2. Обязанности составителя поездов перед вступлением на дежурство.
3. Порядок полного опробования автотормозов и в каких случаях оно производится.
4. Назначение и содержание аварийных карточек.
5. Звуковой сигнал «Прибытие поезда на станцию в неполном составе».
6. Виды инструктажей по безопасности труда.
Билет № 8.
1. Из чего состоит тормозная система вагона. Принцип действия автотормозов.
2. Обязанности составителя поездов перед сдачей дежурства.
3. Порядок постановки в поезда вагонов с негабаритными грузами.
4. Знаки опасности на вагонах, перевозящих опасные грузы.
5. Как обозначается голова грузового поезда при движении вагонами вперед.
6. Опасные и вредные производственные факторы при работе составителя.
Билет № 9.
1. Причины саморасцепа автосцепки.
2. Закрепление вагонов тормозными башмаками на путях с замасленной поверхностью рельс при неблагоприятных погодных условиях (наледь, иней, ветер и т. д.).
3. Устройство переводного механизма ручной стрелки.
4. Что такое аварийная ситуация.
5. Ручные и звуковые сигналы при опробовании автотормозов
6. Какие существуют классы пожаров.
Билет № 10.
1. Знаки и надписи на вагонах.
2. Нормы закрепления тормозными башмаками одиночных вагонов, а также составов и групп, состоящих из однородного по весу подвижного состава.
3. Что называется полной и полезной длиной путей.
4. Требования к персоналу, обслуживающему вагоны, перевозящие опасные грузы.
5. Какие скорости допускаются при маневрах.
6. Ваши действия при несчастных случаях, авариях, чрезвычайных ситуациях.