Программы профессиональной переподготовки

Программы профессиональной переподготовки image

Основная образовательная программа профессионального обучения повышения квалификации рабочих Слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряд.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

повышения квалификации рабочих


Профессия – Слесарь по ремонту подвижного состава

Квалификация – 3 разряд

Код профессии – 18540

 

Пояснительная записка

        Настоящая основная образовательная программа – программа предназначена для профессионального обучения рабочих при повышении квалификации с 2-го на 3-й разряд по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава». Учебный план предусматривает комплектование групп из лиц, имеющих 2-й разряд по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава» и среднее общее образование.

Форма обучения – очная.

     Настоящая программа подготовки разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), Выпуск

№ 2, часть 2, §121;

- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;

     Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава» 3 разряда.   

       Программа рассчитана на 312 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 104    часов, на производственное обучение 200 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.

 

Содержание программы:

- пояснительная записка;

- квалификационная характеристика;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа теоретического обучения;

- тематический план производственного обучения;

- экзаменационные билеты.

  

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

§ 121 Слесарь по ремонту подвижного состава.

Характеристика работ: Слесарная обработка, изготовление и ремонт деталей по 12-14 квалитетам. Изготовление несложных деталей и сортового материала. Разборка и сборка простых узлов и деталей, соединенных болтами и валиками. Сверление отверстий ручным и механизированным инструментами. Нарезание резьбы на крепежных деталях метчиками и плашками. Сцепка и расцепка подвижного состава и вагонов.

Должен знать: Принцип работы ремонтируемого подвижного состава; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; основные приемы выполнения слесарных работ по ремонту и сборке простых узлов, соединенных болтами и валиками; основные механические свойства обрабатываемых материалов; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; правила сцепки и расцепки трамвайных вагонов и троллейбусов с буксиром.

Примеры работ:

1. Валы коленчатые тепловозов - пробуксовка.

2. Замки сигнальных фонарей - снятие и установка.

3. Змеевики прогрева пресс-масленок - снятие и установка.

4. Оборудование механическое подвижного состава, вспомогательное оборудование дизеля - заправка смазкой.

5. Патрубки вентиляционные - снятие, ремонт и установка.

6. Передачи тормозные рычажные - разборка узлов.

7. Прокладки - изготовление.

8. Поручни, ограждения, лестницы, подножки, стойки, кронштейны, скобы, подвески, фланцы песочных труб и сопел песочниц, крышки откидные смотровые, трубы, сетки, люки, крючки сигнальных фонарей, щитки, масленки - снятие, ремонт, установка.

9. Распорки буксовые, клинья, скобы, тяги переводного винта реверса – снятие и установка.

10. Резервуары тормозного и пневматического оборудования - промывка.

11. Сетки картера, трубки сливные форсунок и коллекторов дизелей - снятие и установка.

12. Секции холодильника дизеля - продувка.

13. Скобы и хомуты для крепления труб, наконечники песочных труб, сетки песочниц - изготовление.

14. Трубки спускные и поливочные, сетки искроуловительные, заделка брезентом воздуховодов тяговых электродвигателей и др., трубы и батареи отопления кабины машиниста, шкворни - снятие и установка.

15. Трубы воздушной магистрали, спусковые краны, державки концевых кранов, воздухоочистители тормозного и пневматического оборудования - снятие и установка.

16. Штуцера - снятие и установка.

  

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

повышения квалификации рабочих                                                                                                         по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава» 3 разряда

 

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Аудиторные занятия

Форма контроля

Промежуточная аттестация

1

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

104

 

 

1.1.

Общетехнический курс

32

 

 

1.1.1.

Экономика предприятия

4

4

зачет

1.1.2.

Допуски и посадки, технические измерения, чтение чертежей

8

8

зачет

1.1.3.

Материаловедение

4

4

зачет

1.1.4.

Основные сведения из электротехники

4

4

зачет

1.1.5.

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

12

12

зачет

1.2.

Специальный курс

72

 

 

1.2.1.

Слесарное дело

8

8

зачет

1.2.2.

Устройство и ремонт локомотивов

32

32

зачет

1.2.3.

Устройство и ремонт вагонов

16

16

зачет

1.2.4.

ПТЭ железных дорог РФ, инструкции железнодорожного транспорта

16

16

зачет

2

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

200

На производстве

Квалификацион- ные испытания

3

Консультация

4

4

 

4

Квалификационный экзамен

4

4

экзамен

 

Итого:

312

 

 

 

Календарный учебный график

№ п/п

Темы

Недели

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Количество часов в неделю

 

1

Экономика предприятия

4

 

 

 

 

 

 

 

4

2

Допуски и посадки, технические измерения, чтение чертежей

8

 

 

 

 

 

 

 

8

3

Слесарное дело

8

 

 

 

 

 

 

 

8

4

Материаловедение

4

 

 

 

 

 

 

 

4

5

Основные сведения из электротехники

4

 

 

 

 

 

 

 

4

6

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

12

 

 

 

 

 

 

 

12

7

Устройство и ремонт локомотивов

 

32

 

 

 

 

 

 

32

8

Устройство и ремонт вагонов

 

8

8

 

 

 

 

 

16

9

ПТЭ железных дорог РФ, инструкции железнодорожного транспорта

 

 

16

 

 

 

 

 

16

 

Производственное обучение

 

 

16

40

40

40

40

24

200

 

Консультация

 

 

 

 

 

 

 

4

4

 

Квалификационный экзамен

 

 

 

 

 

 

 

4

4

 

Итого:

40

40

40

40

40

40

40

32

312

 

Программа теоретического обучения

Общетехнический курс

 

Тематический план

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1.

Экономика предприятия

4

2.

Допуски и посадки, технические измерения, чтение чертежей

8

3.

Материаловедение

4

4.

Основные сведения из электротехники

4

5.

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

          12

 

                                                                                                                     Итого:

32

 

Тема 1. Экономика предприятия.

           Понятие «предприятие», «фирма», «организация». Предприятие как основной субъект рыночной экономики. Конкурентная среда предприятия.

Основные факторы производства. Материально-вещественная и денежная форма ресурсов предприятия. Ограниченность и взаимозаменяемость экономических ресурсов. Экономические издержки: внутренние и внешние, постоянные и переменные, общие и средние, предельные. Основные направления снижения издержек производства. Основные факторы производства. Основные производственные фонды как экономическая категория. Состав и структура основных средств. Кадровая политика на предприятии. Среднесписочный состав работников предприятия и промышленно-производственный персонал. Текучесть кадров. Заработная плата как вознаграждение за труд. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Компенсации и социальные выплаты. Основные требования коллективного договора и трудового соглашения. Классификация затрат на производство продукции. Сущность и основные функции цены: учетная, распределительная, сбалансированности, рационализации, стимулирования. Место и роль налогов и обязательных платежей в процессе формирования предприятия. Сущность и критерии экономической эффективности производства. Абсолютная экономическая эффективность: дифференцированные показатели (трудоемкость производства и производительность труда, материалоемкость и материалоотдача производства, среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача и фондоёмкость производства), интегральные показатели (затраты на 1 руб. товарной продукции, рентабельность производства и продукции, капиталоемкость и капиталоотдача, коэффициент экономической эффективности инвестиций).

Контрольные вопросы

1. Какие основные требования коллективного договора и трудового соглашения?

2. Какова сущность и основные функции цены?

3. Какие формы оплаты труда существуют?

 

Тема 2. Допуски и технические измерения, чтение чертежей.

      Взаимозаменяемость деталей: стандартизация и нормализация; свободные и присоединительные размеры, точность обработки.

      Номинальный, предельный и действительный размеры. Поле допуска, предельные отклонения. Классы точности. Зазор и натяг. Таблицы допусков и посадок.

      Классы и разряды чистоты, обозначения на чертежах. Контрольно-измерительный инструмент, приёмы измерений. Свободные и сопрягаемые размеры. Точность обработки.

       Таблицы допусков. Обозначения допусков и посадок на чертежах. Точность измерения. Факторы, влияющие на точность измерения. Измерительные инструменты, применяемые при слесарно-монтажных работах. Штангенциркуль и штангенглубиномер с точностью измерения 0,1 и 0,05 мм. Устройство   нониуса, точность   отсчета   по   нему.   Приемы   измерения   указанными инструментами. Кронциркуль. Микрометр, его устройство, точность измерения. Приемы измерения микрометром. Микрометрические нутромеры и глубиномеры; правила пользования ими. Инструменты для проверки и измерения углов; шаблоны, угольники и универсальные угломеры с точностью отсчета 2 минуты, их назначение и приемы измерения. Инструменты для контроля резьбы (калибры-кольца и пробки, шаблоны), правила пользования ими. Индикатор, его назначение и устройство.

Чертежи и эскизы деталей. Значение чертежей в технике.

Чертеж детали и его назначение. Расположение проекций на чертеже. Масштабы. Линии чертежа. Нанесение размеров и предельных отклонений. Обозначения и надписи на чертежах. Оформление чертежей. Последовательность в чтении чертежей. Сечения, разрезы и линии обрыва и их обозначения. Штриховка в разрезах и сечениях.

Условные обозначения на чертежах основных типов резьбы, зубчатых колес, пружин, болтов, валов, гаек и т.д.

Понятие об эскизе; отличие от рабочего чертежа. Последовательность работы при выполнении эскизов с натуры. Обмер деталей.

Сборочные чертежи. Сборочный чертеж и его назначение. Спецификация. Нанесение размеров. Размеры на сборочных чертежах. Изображение и условное обозначение сварных швов, заклепочных соединений и др.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют размеры?

2. Что такое поле допуска и отклонение?

3. Какой измерительный инструмент вы знаете?

4. Какие виды чертежей бывают?

5. Какие виды контрольно-измерительных инструментов существуют?

 

Тема 3. Материаловедение

      Основные сведения о металлах и их свойствах. Значение металлов в народном хозяйстве. Чёрные и цветные металлы. Основные механические свойства металлов. Понятие об испытании металлов. Понятие о зависимости свойств металлов от их структуры.

Чугуны. Основные сведения о производстве чугуна. Серый, белый и ковкие чугуны; их особенности, механические свойства и область применения.

Стали. Основные сведения о производстве стали. Углеродистые стали; их химический состав, механические и технологические свойства. Маркировка углеродистых сталей и их применение. Легированные стали. Механические свойства легированных сталей. Стали с особыми свойствами: жаропрочные, нержавеющие и др. Маркировка легированных сталей и их применение.

Термическая и химико-термическая обработка сталей.

Сущность термической обработки сталей.

Понятие о нагревательных устройствах.

Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск.      

Изменение свойств стали в результате обработки.

Цветные металлы и их сплавы. Цветные металлы: медь, олово, свинец, цинк, алюминий; их основные свойства и применение. Медь и её сплавы (бронза, латунь), алюминий и его сплавы: их химический состав, механические и технологические свойства. Маркировка и область применения. Антифрикционные сплавы (баббиты), их состав и применение.

Коррозия металлов. Сущность явления коррозии металлов. Химическая и электрохимическая коррозия. Потери от коррозии. Способы защиты металлов от коррозии: легирование, оксидирование, хромирование, оцинкование, лужение, никелирование, химические и лакокрасочные покрытия, металлизация, наполнение пластмассами, защитные смазки и др.

Неметаллические материалы. Пластмассы и их свойства. Применение пластмасс в машиностроении.

Абразивные материалы. Естественные и искусственные абразивы. Применение абразивов при обработке металлов. Шлифовальная шкурка.

Смазочные материалы, применяемые для смазки трущихся частей; требования, предъявляемые к ним. Зимние и летние смазки, их применение.

 

 

Контрольные вопросы:

1.Какие основные физические и химические свойства металлов?

2.Как маркируются металлы?

3.Что такое коррозия?

4. Что такое абразивные материалы?

5. Какими свойствами должны обладать смазочные материалы?

 

Тема 4. Основные сведения из электротехники.

            Основные законы постоянного тока. Электри­ческая цепь; сопротив­ление и проводимость проводников; электродвижущая сила источ­ников тока; закон Ома и законы Кирхгофа. Последовательное, параллельное и смешан­ное соединение проводников и источников тока; работа и мощность тока.

       Получение переменного однофазного тока. Переменный ток и его параметры. Получение трёхфазного тока.

        Соединение звездой, треугольником. Линейные и фазные токи и напряжения, зависимость между ними. Мощность однофазного и трехфазного переменного тока. Электроиз­мерительные приборы.

        Трансформаторы. Принцип действия, устройство и применение. Автотрансформаторы.

        Асинхронные электродвигатели: принцип дей­ствия, устройство и применение, пуск его в ход, реверсирование.

        Электродвигатели, применяемые в электроинструментах, преоб­разователь частоты: их принцип действия, устройство и применение. Заземление. Электрическая защита.

        Пускорегулирующая аппаратура (рубильник, переключатель, выключатели, реостаты, контроллеры, магнитные пускатели).

        Защитная аппаратура (предохранители, реле и пр.).

        Арматура местного и переносного освещения.

  

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют единицы измерения напряжения?

2. Какие существуют единицы измерения тока?

3. Что такое постоянный и переменный ток?

4. Что такое асинхронный и синхронный двигатель?

 

Тема 5. Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность.

Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда и                              промышленной безопасности. Правила внутреннего трудового распорядка. Общие положения. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих. Основные правила и обязанности администрации. Рабочее время и его использование. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Обучение и инструктаж работников по безопасности труда. Сроки обучения. Виды                   инструктажей. Опасные и вредные производственные факторы на железнодорожном транспорте. Классы условий труда.

Электробезопасность. Воздействие электрического тока на организм человека. Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности. Защита от поражения человека электрическим током. Электрозащитные средства и требования к ним.

Промышленная санитария и гигиена труда. Задачи промышленной санитарии. Профессиональные заболевания и их основные причины. Профилактика профессиональных заболеваний. Средства индивидуальной защиты. Личная гигиена. Самопомощь и первая помощь при несчастных случаях. Медицинское обслуживание рабочих на предприятии. Профилактика производственного травматизма. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Пожарная безопасность. Основные причины возникновения пожаров в цехе и на территории предприятия. Мероприятия по предупреждению. Пожароопасные свойства веществ. Средства тушения пожаров и правила их применения. Правила поведения в опасных местах и при пожарах.

Экологическая безопасность. Воздействия предприятий угольной отрасли на состояние окружающей природной среды. Причины и характер загрязнения воздуха рабочей зоны. Методы контроля состояния окружающей среды. Защита от воздействия загрязнений воздушной среды.

         Требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях. Знаки безопасности. Требования безопасности при использовании слесарного, электрического и пневматического                инструмента. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте локомотивов и вагонов. Требования безопасности в аварийных ситуациях и при несчастном случае. Изучение инструкции по охране труда.

 

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?

2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?

3. Какие классы условий труда условно относятся к безопасным?

4. Как вести себя в аварийной ситуации?

5. Как вести себя при несчастном случае?

 

Специальный курс

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

6

Слесарное дело

8

   7

Устройство и ремонт локомотивов

    32

8

Устройство и ремонт вагонов

16

9

ПТЭ железных дорог РФ, инструкции железнодорожного транспорта

16

 

                                                                                                          Итого:

72

 

Тема6. Слесарное дело.

Разметка металла. Разметка плоскостная. Назначение разметки. Инструменты для разметки, их виды и устройство. Подготовка поверхности к разметке. Разметка контуров по шаблонам. Кернение и заточка кернеров и чертилок. Организация рабочего места при выполнении разметки.

Рубка металла. Назначение и применение рубки. Инструменты для рубки. Приемы работы зубилом и крейцмейселем. Рубка стали по уровню губок тисов. Прорубание канавок крейцмейселем. Заточка инструмента. Правка полосового, пруткового и листового металла. Правка труб. Проверка по линейке и на плите. Слесарные молотки. Приемы ручной рубки.

Организация рабочего места при рубке и требования безопасности при рубке.

Правка и гибка под различными углами полосового и пруткового металла вручную. Гибка с                применением приспособлений и оправок. Гибка труб и профильного металла. Назначение и применение правки. Инструменты и приспособления, применяемые при правке. Правила правки. Применение гибки. Инструменты и приспособления, применяемые при гибке. Правила гибки листового, полосового и круглого материала, а также труб. Гибка под различными углами по радиусу. Приспособления для гибки труб; их назначение и устройство. Организация рабочего места при правке и гибке. Требования безопасности при правке и гибке.

Резание. Инструменты для резки металла. Резание полосовой, квадратной, профильной и круглой стали перпендикулярно и под углом. Резка металла ножницами. Резание ножовкой. Ножовочное полотно. Ручные ножовочные станки. Ручные, пневматические и электрические ножницы, область их применения. Резка ручными, пневматическими и электрическими ножницами. Организация рабочего места и требования безопасности при резании листового, профильного металла и труб.

Опиливание. Опиливание, его назначение и применение. Припуск металла на опиливание. Инструменты и выбор напильников в зависимости от характера опыливания. Опиливание параллельных плоскостей, цилиндрических деталей и фасок на них. Опиливание при помощи станков. Организация рабочего места и требования безопасности при опиливании.

Шабрение. Инструмент для шабрения. Шабрение различных поверхностей. Проверка качества пришабренной поверхности. Заточка и заправка шаберов.

Сверление зенкование, зенкерование и развертывание отверстий.

Сверление и его сущность. Инструмент и приспособления, применяемые при сверлении, их устройство. Сверла, их конструкция, материал, углы заточки в зависимости от обрабатываемого материала. Устройство сверлильного станка. Настройка станка для сверления. Сверление по кондуктору, по разметке. Выбор сверл. Причины поломки сверл. Затачивание сверл. Ручные, электрические дрели; их конструкция и приемы работы с ними. Брак при сверлении и меры его предупреждения. Требования безопасности при сверлении.

Зенковки, их конструкция и работа ими. Развертывание и случаи его применения. Развертывание ручное и механическое. Развертки, их разновидности, конструкция.

Нарезание резьбы. Резьба, ее назначение и элементы. Профили резьбы. Инструменты для нарезания наружной резьбы, их конструкция. Приемы нарезания наружной резьбы. Инструменты для нарезания внутренней резьбы и их конструкция. Нарезание резьбы в различных видах отверстий. Правила нарезания резьбы.

Возможные дефекты при нарезании различных типов резьбы и меры их предупреждения. Организация рабочего места.

Лужение и паяние. Назначение и область применения. Материалы для лужения. Способы лужения. Назначение и применение паяния. Твердый и мягкий припои, их назначение и устройство. Инструменты, приспособления и оборудование, применяемые при паянии; их назначение и устройство. Правила паяния. Очистка поверхностей, нагрев. Применение флюсов. Организация рабочего места и требования безопасности при выполнении лужения и паяния.

Клепка. Назначение и применение клепки. Виды заклепочных швов. Типы заклепок по ГОСТ. Определение размеров заклепки (по таблицам).   Последовательность клепки при полукруглых и потайных головках заклепок.   Инструменты и приспособления, применяемые при клепке, их устройство.

Возможные дефекты при клепке и меры их предупреждения.

Организация рабочего места. Требования безопасности.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие применяются инструменты для разметки, их виды и устройство?

2. Какие существуют слесарные молотки, их вес и применение?

3. Что такое лужение и паяние?

4. Что такое резьба, ее назначение и элементы?

5. Что такое клёпка?

 

Тема 7. Устройство и ремонт локомотивов.

     Общая компоновка и основные параметры локомотивов.

     Устройство локомотива и расположение агрегатов. Назначение установок и оборудования.

Технические характеристики локомотивов. Назначение. Номинальная мощность по дизелю. Передача. Ширина колеи. Число сцепных осей. Скорость движения. Тип экипажной части. Число тележек. Колесо. Тип букс. Масса. Запасы топлива, песка. Количество воды, масла. Габаритные размеры. Напряжение в целях управления и освещения. Тип тормоза, принцип действия. Тип колодок. Количество главных воздушных резервуаров и их объем.

      Вспомогательное оборудование дизеля. Назначение, технические характеристики топливной, масляной и водяной системы, системы воздухоснабжения дизеля и выпуска отработавших газов; охлаждающих устройств воды, масла и надувочного воздуха.

     Электрические машины и аккумуляторные батареи. Общие сведения. Технические характеристики, назначение тяговых генераторов; тяговых электродвигателей; возбудителей и вспомогательных генераторов; вспомогательных электродвигателей; аккумуляторных батарей.

     Электрическая аппаратура. Назначение, классификация и общие требования. Основные элементы контактных аппаратов; коммутаторных аппаратов; аппаратов автоматического управления; аппаратов защиты; бесконтактных аппаратов.

      Экипажная часть локомотивов. Общие сведения. Назначение и конструкция колесных пар; букс и подшипников; тележек; рессорного подвешивания; кузова и главной рамы. Вспомогательное оборудование локомотива. Назначение системы воздушного охлаждения тяговых электрических машин; воздушной системы управления; песочной системы; противопожарного оборудования; приводов основного и вспомогательного оборудования.

   Ремонт локомотивов.

    Организация технического обслуживания и ремонта локомотива. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта локомотива, виды и сроки.

     Подготовка локомотива к ремонту.

     Постановка локомотива на ремонт в депо и его техническое обслуживание. Очистка деталей. Освидетельствование и проверка деталей (измерение, визуальный осмотр, опрессовка, дефектоскопия).       

     Неисправности и ремонт дизеля и вспомогательного оборудования. Объем работ, выполняемых по дизелю при техническом обслуживании и ремонте тепловоза.

     Неисправности и технология ремонта электрических машин электровоза. Общие сведения о неисправностях и ремонте. Неисправности и технология ремонта трансформаторов и дросселей. Общие сведения о неисправностях и ремонте.

    Неисправности и ремонт экипажной части локомотива. Карта смазки экипировочной группы. Объем работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте экипажной группы локомотивов.

    Неисправности и ремонт, техническое обслуживание электрических аппаратов тепловозов и электровозов.

   Неисправности и ремонт бесконтактных блоков и полупроводниковых устройств локомотивов.

   Требования безопасности при ремонте узлов, обслуживании электрических машин и аккумуляторных батарей локомотивов.                        

 

Контрольные вопросы:

1.Какие агрегаты расположены в кузове локомотива?

2.Что такое вспомогательное оборудование на локомотиве?

3.Из каких узлов состоит экипажная часть локомотива?

4.Какие виды ремонтов локомотивов существуют?

5.Виды неисправности экипажной части?

6.Какие требования безопасности необходимо выполнять при ремонте локомотивов?

 

Тема 8. Устройство и ремонт вагонов.

   

    Общие сведения о вагонах. Характеристика вагонного парка. Классификация вагонов. Специализированные вагоны, их назначение и классификация.

     Кузов вагона. Назначение кузова. Устройство различных типов вагонов. Котлы цистерн, их устройства. Сливные приборы цистерн.

Рама вагона. Назначение рамы вагона. Рамы различных вагонов, их устройство. Неисправности рам.

Ходовые тележки, рессорное подвешивание; рессоры; пружины; клиновые амортизаторы; Основные части тележек. Неисправности тележек.

    Колесные пары; их назначение и типы. Устройство колесных пар для подшипников качения. Формирование колесных пар. Клейма на колесах и осях. Шаблоны, применяемые при проверке колесных пар.

    Буксовый узел. Буксовый узел с подшипниками качения, его устройство: передний и задний подшипники, внутреннее и наружное кольца, сепаратор, ролики, лабиринт, торцевое крепление, смотровая и крепительная крышка.

     Автосцепное оборудование. Его назначение и устройство.

     Тормоза. Назначение тормозов. Понятие об автоматических тормозах, принцип их действия. Тормозное нажатие, тормозной путь. Приборы управления тормозом, устройство и действие.

Воздухораспределители, их назначение, типы и принцип работы.

Тормозные цилиндры, устройство и принцип работы.

     Рычажная передача, ее устройство и принцип работы. Схемы рычажной передачи.

Воздухопровод, соединительные рукава, концевые и разобщительные краны, их назначение.

Авторегуляторы хода, их назначение, типы и устройства. Авторежим.

Оборудование для получения сжатого воздуха, зарядное давление тормозной магистрали.

   

Ремонт вагонов.

     Подготовка вагона к ремонту, (очистка от грязи и мусора, остатков перевозимого грунта), постановка вагонов в депо. Определение неисправностей деталей, величины их износа и годности наружным осмотром и специальными средствами измерения, приспособлениями и шаблонами. Разборка вагонов.

   Неисправности и технология ремонта кузова: полувагонов (крыши люка, шарнирных соединений, запоров люка и створных дверей). Платформ (бортов, бортовых запоров, кронштейнов и увязочных устройств, пола). Цистерн (котлов, барабанов, днищ и броневого листа, стенок, крышек клапанов и их запоров). Вагонов-самосвалов (думпкаров) (верхней рамы с настилом пола, продольных бортов, лобовых стенок и механизмов открывания бортов). Хоппер-дозаторов (боковых и лобовых стен, пола, крышек люков, механизма открывания и закрывания крышек наружных и внутренних люков). Механизмов подъема и опускания дозатора; механизма дозирования. Неисправности и технология ремонта рам вагонов (хребтовой балки, шкворневых, цилиндровых и других кронштейнеров, продольных и поперечных швеллеров). Неисправности и технология ремонта автосцепного устройства (тяговых и ударных поверхностей корпуса, сцепки и деталей ее механизма; зева; большого зуба; хвостовика; тяговых хомутов; клиньев и корпуса поглощающего аппарата; пружин.). Смена головки автосцепки и поглощающего аппарата.

    Неисправности и технология ремонта пневматического и тормозного оборудования вагонов, (рычажной передачи; воздухораспределителе; тормозных башмаков и колодок; кронштейнов; триангелей; тормозных тяг; рычагов; тройного клапана; концевого или разобщительного крана; выпускного клапана; тормозного цилиндра; запасного резервуара). Системы пневматической разгрузки думпкара: питательной магистрали; воздухозамедлителя; цилиндров наклона кузова одинарного и двойного действия; кранов разгрузки. Механизма управления разгрузкой хоппер-дозатора: рабочих цилиндров, рабочего резервуара, пневматической системы, блока управления).

           

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете виды и периодичность ремонта вагонов?

2. Какие бывают неисправности кузовов?

3. Какие бывают неисправности рам вагонов, способы их устранения?

4. Какие бывают неисправности тележек?

5. Какие бывают неисправности колесных пар?

 

Тема 9. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ.

Раздел 1. (п.п. 1-3) глава 1. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта.

Раздел 2. Сооружения и устройства. Глава 2. Общие положения. Габарит (пункты 2.1; 2.4; 2.6). Глава 3. Сооружения и устройства путевого хозяйства. (п. 4.2.). Глава 5. Сооружения и устройства станционного хозяйства. (пункты 5.3.; 5.7.; 5.8.). Глава 6. Сооружения и устройства СЦБ и связи. (пункты 6.1;6.2; 6.35; 6.37; 6.38; 6.41; 6.43; 6.47). Глава 7. Сооружения и устройства электроснабжения железных дорог. (пункты 7.1; 7.4; 7.6). Глава 8. Осмотр сооружений и устройств и их ремонт. (п.п. 8.5; 8.7).

Раздел 3. Подвижной состав и специальный подвижной состав. Глава 9. Общие требования. (пункты 9.1; 9.3; 9.5; 9.7; 9.11). Глава 10. Колесные пары. Глава 11. Тормозное оборудование и           автосцепное устройство. Глава 12. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. (пункты 12.1; 12.2; 12.3; 12.11; 12.12; 12.13).

Раздел 4. Организация движения поездов. Глава 14. (п. 14.1). Глава 15. Организация              технической работы станции. Глава 16. Движение поездов. (пункты 16.1; 16.2; 16.6; 16.11; 16.12; 16.21-16.23).

•Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ.

Раздел 1. Общие положения. (пункты 1-6)

Раздел 2. Движение поездов и маневровая работа. Глава 7. Движение восстановительных, пожарных поездов, специального самоходного подвижного состава и вспомогательных локомотивов. (пункт 7.1). Глава 9. Прием и отправление поездов. (п.9.8). Глава 11. Маневровая работа на станциях. (пункты 11.1; 11.2; 11.6-11.12; 11.22; 11.25-11.28; 11.30-11.41; 11.43; 11.46; 11.47). Глава 16. Порядок производства маневровой работы, грузами класса 1 (взрывчатыми материалами). (пункты 16.4-16.7; 16.16-16.22). Положения: 2; 3.

     •Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ – изучается в полном объеме.

•Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

       Назначение и область применения правил безопасности при перевозке опасных грузов ж.д. транспортом. (п. 1.) Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности. (п.1.2).

Основные требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов ж.д. транспортом. (2). Знаки опасности. (приложение № 6).

       Требования к персоналу, обслуживающему локомотивы и вагоны, перевозящие опасные грузы. (п. 5.5.).

Общие требования к организации ведомственного контроля за состоянием локомотивов и ж.д. вагонов, перевозящих опасные грузы. (п.8).

       Общие требования к порядку ремонта локомотивов и вагонов, перевозящих опасные грузы. Общие требования к техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации вагонов, используемых для перевозки опасных грузов. (п.п. 5.1-5.3)

•Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог.

Глава 6. Техническое обслуживание тормозного оборудования вагонов. (п.п. 6.1; 6.2) Глава 7. Порядок размещение и включение тормозов. (п.7.1) Глава 8. Обеспечение поездов тормозами. Глава 9. Опробование и проверка тормозов в поездах с локомотивной тягой. (п.п. 9; 9.2; 9.3;9.4). Глава 10. Обслуживание тормозов и управление ими в поездах с локомотивной тягой. (п.п. 10.1; 10.3) Глава 21. Термины, применяемые в инструкции. Приложение 2. Нормативы по тормозам. Приложение 3. Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии.

•Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах.

Общие положения. Организация безопасного выполнения работ. Работы на подвижном составе на электрифицированных линиях и в местах пересечения железнодорожных путей с воздушными ЛЭП. Меры безопасности при тушении пожара.

Контрольные вопросы

1. Какое назначение и область применения правил безопасности при перевозке опасных грузов?

2. Какой порядок технического освидетельствования вагонов?

3. Какой порядок проведения аварийно-восстановительных работ?

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тематический план производственного обучения.

№ п/п

Темы

Всего часов

1

Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Изучение локальной нормативной документации.

8

2

Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода.

4

3

Обработка, изготовление и ремонт деталей вагонов и локомотивов.

90

4

Дефектовка и ремонт несложных узлов и механизмов ремонтируемых вагонов и локомотивов.

60

5

Ознакомление с определением и выполнением объема ремонтных работ на вагонах и локомотивах.

26

6

Выполнение работ под руководством рабочего-наставника.

8

7

Квалификационная работа.

4

 

Итого:

200

 

Рабочая программа

1. Прохождение на рабочем месте инструктажа по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, и других видов обязательных инструктажей. Изучение локальной нормативной документации.

2.      Ознакомление с нормативно-технической документацией и инструкцией по охране труда для слесаря по ремонту подвижного состава. Ознакомление с расположением оборудования и механизмов в цехе ремонта локомотивов и вагонов. Ознакомление со схемой маршрутов безопасного прохода по территории цеха, расположением бытовых помещений и местами хранения медицинских аптечек и средств тушения пожара.

3.      Обработка, изготовление и ремонт деталей по 6-7-м квалитетам (5-7-м классам                          точности). Изготовление несложных деталей из сортового материала. Сверление отверстий, нарезание резьбы на крепежных деталях. Шабрение деталей с большими пригоночными площадями. Регулировка и испытание собранных узлов и механизмов.

4.      Участие в дефектовке несложных узлов и механизмов ремонтируемого оборудования; очистка от грязи, коррозии, смена отдельных узлов и деталей. Ремонт несложных узлов и деталей с заменой болтов, шпилек, гаек, с исправлением поврежденной резьбы, сбитых или смятых граней гаек и головок болтов. Проверка правильности сборки узлов.

5.      Ознакомление с определением и выполнением объема ремонтных работ; составление актов на поврежденное оборудование, детали; выявление неисправностей узлов и механизмов рамы; ходовой части; автосцепных устройств; тормозной и рычажной передачи, колесных пар, буксовых узлов, дизеля и т.д.

6.       Самостоятельное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту ремонту локомотивов (вагонов) вагонов под наблюдением рабочего-наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава» 3 разряда.

7.      Квалификационная работа (по ЕТКС).

   

Итоговая аттестация

        Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».

       К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).

         Результатом обучения является квалификационный экзамен.

          Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.

           Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.         

           По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.     

           Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.

            Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.

   Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

 

Материально-техническое обеспечение учебного пункта

 

Наименование аудитории

   Средства обучения   

 

Учебные классы

компьютер, видеопроектор, экран, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации, учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия

 

Сведения о педагогических работниках

        Для реализации данной программы УП привлекаются 3 педагогических работника (2 преподавателя, 1 мастер ПО), имеющие необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.

 

Список литературы и методические материалы

1.      Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, 2018 г.

2.      Марков М.Ф. «Сборник официальных материалов по охране труда».

3.      Трудовой кодекс РФ.

4.      Правила противопожарного режима (ПП РФ от 25.04.2012 № 390)

5.      Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации №286р от 18.12.2018 г.

6.      Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации №1794р от 31.08.2009 г.

7.      Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества (протокол от "6-7" мая 2014 г. N 60)).

8.   "Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50) (ред. от 20.06.2002.

9.      Правила электробезопасности для работников при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей (Распоряжения ОАО "РЖД" от 27.05.2011 N 1158р).

10. "Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах" (утв. МПС РФ 22.09.1995 N ЦЭ/346).


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

для рабочих по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава» 3 разряд

                                                     

БИЛЕТ № 1

1.      Что такое ручная рубка металла? Какой инструмент, применяется при ручной рубке металла? Какие существуют приемы рубки металла и меры безопасности?

2.      Какая существует классификация грузовых вагонов? Из каких основных элементов состоят грузовые вагоны?

3.      Каково назначение и устройство тормозных цилиндров? Какие существуют неисправности тормозных колодок локомотива, при которых необходима их замена?

4.      Каков принцип действия автотормозов?

5.      Какие ручные и звуковые сигналы применяются при маневровых работах?

6.      Какие существуют приёмы освобождения пострадавшего от электрического тока, находящегося под напряжением до 1000 вольт?

7.      Какие обязательные требования безопасности должны выполняться перед началом работ?

  

БИЛЕТ № 2

1. Что такое ручное резание металла? Какой инструмент, применяется при ручном резании металла?

2.      Из каких основные элементов состоит восьмиосный полувагон?

3.      Каково устройство буксового узла тепловоза ТЭМ-7 с роликовыми подшипниками и признаки их неисправностей?

4.      В каких случаях производится полное опробование автотормозов?

5.      Какие применяются ручные и звуковые сигналы при опробовании автотормозов?

6.      Методы оказания первой помощи пострадавшему при артериальном кровотечении?

7.      Какие обязательные требования безопасности должны выполняться по окончании работ?

  

БИЛЕТ № 3

1.      Что такое опиливание металла? Какой инструмент применяется при опиливании? Какие существуют виды опиливания?

2.      Из каких основных элементов состоит крытый вагон?

3.      Какие существуют неисправности колесных пар локомотивов, с которыми запрещается их эксплуатация?

4.      В каких случаях производится сокращенное опробование автотормозов?

5.      Какие существуют сигналы тревог?

6.      Методы оказания первой помощи пострадавшему при отравлении?

7.      Какие обязательные требования безопасности должны выполняться при ремонте тормозного оборудования?

 

БИЛЕТ № 4

1.      Что такое нарезание резьбы? Какой инструмент, применяется при нарезании резьбы?

2.      Из каких основных элементов состоит вагон хоппер-дозатор ЦНИИ-ДВЗ и ЦНИИ-ДВЗ М?

3.      Каково устройство рычажной передачи тормоза тепловоза?

4.      Каков порядок производства полного опробования автотормозов?

5.      Какие грузы относятся к опасным?

6.      Методы оказания пострадавшему первой помощи при переломе конечностей?

7.      Какие обязательные требования безопасности должны выполняться при ремонте автосцепного устройства?

  

БИЛЕТ № 5

1.      Что такое сверление отверстий? Какой инструмент, применяется при сверлении? Какие требования безопасности должны выполняться при сверлении?

2.      Из каких основных элементов состоит вагон-самосвал 2 ВС-105?

3.      Каково назначение крана машиниста № 395 и его положения?

4.      В каких случаях производится сокращенное опробование автотормозов?

5.      Рассказать классификацию опасных грузов по характеру и степени опасности.

6.      Методы оказания первой помощи пострадавшему при обморожении.

7.      Какие требования безопасности, при отогревании замерзших мест тормозной и питательной магистрали?

  

БИЛЕТ № 6

1.      Что такое зенкование и развертывание отверстий? Какой применяется инструмент, при зенковании и развертывании? Требования безопасности при выполнении операций по зенкованию и развертыванию отверстий.

2.      Из каких элементов состоит четырехосная тележка тепловоза?

3.      Каково назначение, устройство и принцип действия воздухозамедлителя думпкара?

4.      Какие существуют неисправности рамы вагона, с которыми запрещается ее эксплуатация?

5.      Каково назначение и содержание аварийных карточек?

6.      Методы оказания первой помощи пострадавшему при переохлаждении?

7.      Какие требования безопасности, необходимо выполнять при работе с паяльными лампами?

  

БИЛЕТ № 7

1.      В каких случаях применяется шаблон Холодова №783?

2.      Из каких основных элементов состоит дизель тепловоза?

3.      Каково назначение, основных элементов воздухораспределителей, и какие, существуют типы воздухораспределителей?

4.      Какие данные заносятся в справку ВУ-45?

5.      Какие знаки опасности, наносятся на вагоны, перевозящие опасные грузы?

6.      Какова универсальная схема оказания первой помощи?

7.      Какие требования безопасности необходимо выполнять, при работах, связанных с ремонтом поглощающего аппарата?

                            

БИЛЕТ № 8

1.      Как организовывается рабочее место слесаря? Устройство слесарного верстака?

2.      Каково назначение и устройство автосцепного оборудования?

3.      При каких неисправностях тормозного оборудования тепловоза, запрещается его эксплуатация?

4.      Какова минимальная толщина тормозных колодок у вагонов и тепловозов, с которой допускается их эксплуатация?

5.      Для чего применяется оповестительный сигнал и сигнал бдительности, и как он подаётся?

6.    Методы оказания первой помощи пострадавшему при отсутствии пульса на сонной артерии?

7.      Какие действия предпринимает слесарь при возникновении пожара?

 

БИЛЕТ № 9

1.      Каков порядок применения абсолютного шаблона?

2.      Как устроена тележка грузового вагона модели 18-100?

3.      Из каких узлов и деталей состоит механизм газораспределения дизеля тепловоза?

4.      Какая норма выхода штока поршня тормозного цилиндра грузовых вагонов и тепловоза?

5.      Какие существуют показания маневровых светофоров?

6.      Методы оказания первой помощи пострадавшему в состоянии комы?

7.      Какие требования безопасности, необходимо выполнять при прохождении по ж.д. путям станции?

 

БИЛЕТ № 10

1.      Какой используется инструмент и принадлежности слесарем по ремонту подвижного состава и каковы основные требования к нему?

2.      Из каких элементов состоит тормозное оборудование тепловоза?

3.      Какие характерные признаки неисправностей приводят к саморасцепу автосцепок?

4.      Из чего состоит механизм управления разгрузкой хоппер-дозатора ЦНИИ-ДВЗ М?

5.      Какие существуют требования к персоналу, перевозящие опасные грузы?

6.      Методы оказания первой помощи при ожогах. Какие существуют степени ожогов?

7. Какие требования безопасности необходимо выполнять при ремонте питательной магистрали?


Возврат к списку

Наверх