ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ
Профессия – Лаборант химического анализа
Квалификация – 5 разряд
Код профессии – 13321
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная программа предназначена для повышения квалификации с 4 на 5 разряд по профессии «Лаборант химического анализа». К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие среднее профессиональное образование и 4-й квалификационный разряд.
Форма обучения – очная.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС выпуск 1, раздел “Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства”, параграф 158);
- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;
Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Лаборант химического анализа» 5 разряда.
Программа рассчитана на 96 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 32 часа, на практическое обучение 56 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- сведения о педагогических работниках;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
Квалификационная характеристика
Характеристика работ. Проведение анализа смесей взрывоопасных органических веществ с применением различных типов и конструкций хроматографов методом, основанным на применении электронных схем и с использованием сложного расчета хроматограмм. Участие в разработках новых методик для химических анализов. Проведение анализов атомно-абсорбционным методом. Проведение сложных арбитражных анализов. Метрологическая оценка результатов нестандартных анализов. Наладка обслуживаемого оборудования. Обработка результатов химического анализа с использованием современных средств вычислительной техники. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.10.2008 N 577)
Должен знать: конструкцию и порядок пользования применяемыми приборами и аппаратами; основы общей, аналитической и физической химии; физико-химические методы анализа; основы разработки и выбора методики проведения анализов; Методы автоматизированной обработки информации. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.10.2008 N 577)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Повышения квалификации «Лаборант химического анализа» 5 разряда
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
Промежуточная аттестация |
||||
|
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
32 |
|
|
|
Специальный курс |
32 |
|
|
1 |
Метрологическое обеспечение измерений - законодательство в области обеспечения единства измерений; - метрологические требования к средствам измерения, методикам измерения, к результатам измерений. |
3 |
3 |
зачет |
2 |
Основные понятия и определения общей, аналитической и физической химии. |
3 |
3 |
зачет |
3 |
Методы количественного анализа: химические, физико-химические. Обработка результатов количественного анализа. Основы разработки и выбора методики проведения анализов. Основы разработки новых методик для химических анализов. Основы проведения сложных арбитражных анализов. Методы обработки результатов химического анализа с использованием современных средств вычислительной техники. |
8 |
6 |
зачет |
4 |
Отбор проб и обращение с объектами испытаний и с оборудованием для испытаний в лаборатории. Методы наладки обслуживаемого оборудования. |
5 |
2 |
зачет |
5 |
Обращение с реактивами: правила применения реактивов, порядок учета расхода реактивов. |
2 |
2 |
зачет |
6 |
Внутренний контроль качества результатов испытаний - предупредительный контроль; - оперативный контроль; - статистический контроль; |
6 |
6 |
зачет |
7 |
Охрана труда в лаборатории. Оказание первой помощи при травмировании от химических реактивов и других видах травм. |
5 |
2 |
зачет |
|
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
56 |
На производстве |
Квалификационные испытания |
|
Консультация |
4 |
|
|
|
Квалификационный экзамен |
4 |
|
экзамен |
|
Итого: |
96 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Темы |
Недели |
Всего часов |
||
1 |
2 |
3 |
|||
Количество часов в неделю |
|||||
1 |
Метрологическое обеспечение измерений - законодательство в области обеспечения единства измерений - метрологические требования к средствам измерения, методикам измерения, к результатам измерений |
3 |
|
|
3 |
2 |
Основные понятия и определения общей, аналитической и физической химии |
3 |
|
|
3 |
3 |
Методы количественного анализа: химические, физико-химические, фотометрический. Обработка результатов количественного анализа |
8 |
|
|
8 |
4 |
Отбор проб и обращение с объектами испытаний в лаборатории |
5 |
|
|
5 |
5 |
Обращение с реактивами: правила применения реактивов, порядок учета расхода реактивов |
2 |
|
|
2 |
6 |
Внутренний контроль качества результатов испытаний - предупредительный контроль - оперативный контроль - статистический контроль |
6 |
|
|
6 |
7 |
Охрана труда в лаборатории. Оказание первой помощи при травмировании от химических реактивов и других видах травм. |
5 |
|
|
5 |
|
Производственная практика |
8 |
40 |
8 |
56 |
|
Консультация |
|
|
4 |
4 |
|
Квалификационный экзамен |
|
|
4 |
4 |
|
Итого: |
40 |
40 |
16 |
96 |
Программа теоретического обучения
Специальный курс
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Метрологическое обеспечение измерений: - законодательство в области обеспечения единства измерений. - метрологические требования к средствам измерения, методикам измерения, к результатам измерений. |
3 |
2 |
Основные понятия и определения общей, аналитической и физической химии. |
3 |
3 |
Методы количественного анализа: химические, физико-химические. фотометрический. Обработка результатов количественного анализа. |
8 |
4 |
Отбор проб и обращение с объектами испытаний в лаборатории |
5 |
5 |
Обращение с реактивами: правила применения реактивов, порядок учета расхода реактивов. |
2 |
6 |
Внутренний контроль качества результатов испытаний: - предупредительный контроль - оперативный контроль - статистический контроль |
6 |
7 |
Охрана труда в лаборатории. Оказание первой помощи при травмировании от химических реактивов и других видах травм. |
5 |
|
Итого: |
32 |
Тема 1. Метрологическое обеспечение измерений.
Конституция Российской Федерации (ст. 71, р), № 102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений». Нормативные документы, регламентирующие метрологическую деятельность;
- организацию и порядок выполнения различных видов метрологических работ: поверка средств измерений, разработка и аттестация методик выполнения работ, испытание средств измерений в целях утверждения типа, аккредитация метрологических служб;
- регламентацию методик проведения метрологических работ: оценивание погрешности измерений, установление межповерочного интервала, выбор средств измерений, установление значений параметров методик поверки;
- установление метрологических терминов и их определение: единицы величин, классы точности, формы представления погрешностей.
Документы на методики выполнения измерений. Документы на методики поверки средств измерений. Государственный надзор за обеспечением единства измерений.
Контрольные вопросы
1. Какие документы применяются для методики выполнения измерений?
2. Какие нормативные документы регламентируют метрологическую деятельность?
3. Какие используются в работе лаборанта химического анализа метрологические термины?
Тема 2. Основные понятия и определения общей, аналитической и
физической химии.
Вещества, молекулы и атомы. Символы химических элементов. Чистые вещества и смеси. Простые и сложные вещества. Атомная и молекулярная масса. Моль – единица количества вещества. Число Авогадро. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Валентность атомов элементов. Атомно –молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. Типы химических реакций. Растворы. Общие представления о растворах, растворимости газов, жидкостей и твердых веществ. Основные типы химического равновесия (кислотно - основные реакции, реакции окисления – восстановления и комплексообразования). Представление о константах равновесия в химических реакциях различных типов. Общее понятие о скорости химической реакции. Направление химических реакций в водных растворах.
Равновесие в водных растворах слабой кислоты. Смеси слабой кислоты и ее соли. Ионные производные воды, понятие о водородном и гидроксидном показателях. Свойство буферных растворов. Классификация электролитов по степени диссоциации. Реакция осаждения в химическом анализе. Понятие о плотности осаждения. Факторы, определяющие растворимость осадков. Истинные и коллоидные растворы. Понятия о комплексных осаждениях и их основных характеристиках. Отбор и подготовка проб на анализ. Основные методы разделения (осаждение, экстракция, хроматография), принципы и задачи качественного и количественного анализа.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют типы химических реакций?
2. Что такое атомная и молекулярная масса?
3. Какие существуют основные типы химического равновесия?
4. Что такое плотность осаждения?
Тема 3. Методы количественного анализа.
Химические методы анализа: гравиметрический (весовой) и титриметрический (объемный). Чувствительность и точность химических методов анализа. Достоинства и недостатки.
Гравиметрический метод анализа. Закон постоянства состава. Закон кратных отношений Дальтона. Закон сохранения массы веществ. Осаждаемая и весовая форма вещества в гравиметрическом анализе. Требования к осадителю, к осаждаемой и весовой форме. Операции в гравиметрическом анализе.
Использование гравиметрических определений в анализе объектов окружающей среды: влажность веществ, содержание взвешенных веществ в воде, содержание пыли в воздухе, содержание нефтепродуктов в воде.
Титриметрический метод анализа. Виды титрования. Растворы, применяемые в титровании. Кислотно-основное титрование. Применение кислотно-основного титрования в анализе объектов окружающей среды.
Физико-химические методы анализа. Газовые и жидкостные хроматографические методы анализа. Аппаратура и обработка хроматограмм. Общие сведения о детекторах. Достоверность результатов и источники погрешностей.
На чем основан атомно-абсорбционный анализ. Горючие смеси, используемые для получения пламени в атомно-абсорбционном анализе. Основные узлы, из которых состоит атомно-абсорбционный спектрофотометр.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют достоинства и недостатки химических методов анализа?
2. Как применяют метод кислотно-основного титрования объектов окружающей среды?
3. Что из себя представляют газовые и жидкостные хроматографические методы анализа?
4. Какие способы атомизации используются в атомно-абсорбционном анализе?
Тема 4. Отбор проб и обращение с объектами испытаний в лаборатории.
Требования, предъявляемые к пробе. Отбор пробы газов, жидкостей, твердых веществ. Потери и загрязнения при пробоотборе. Хранение пробы. Подготовка пробы к анализу.
Контрольные вопросы
1. Как хранят пробы?
2. Какие требования предъявляются к пробе?
3. Как готовятся пробы к анализу?
Тема 5. Обращение с реактивами.
Правила хранения химических реактивов на складах. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Особые требования, предъявляемые к хранению химических реактивов. Оказание первой помощи. Основные правила учета и списания химических реактивов.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют правила хранения химических реактивов на складах?
2. Какие применяются СИЗы при работе с химическими реактивами?
3. Как оказывается первая помощь при травмах от химических реактивов?
Тема 6. Внутренний контроль качества результатов испытаний.
Существуют 3 этапа внутрилабораторного контроля: предупредительный, оперативный, статистический. Цель предупредительного контроля. Выбор контролируемых параметров, фиксация результатов контроля. Корректирующие действия. Оперативный контроль результатов измерений. Средства контроля. Контроль стабильности результатов измерений. Корректирующие действия.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют этапы внутрилабораторного контроля и каковы их цели?
2. Как выбирается контролируемый параметр?
3. Как производится оперативный контроль результатов измерений?
4. Как производятся корректирующие действия?
Тема 7. Охрана труда в лаборатории.
Требования безопасности труда. Основы законодательства о труде. Органы надзора за охраной труда. Изучение инструкций по охране труда. Виды инструктажей по безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы рабочей среды. Инструкция по охране труда для лаборанта химического анализа. Меры безопасности при работе лаборанта химического анализа.
Электробезопасность. Поражающие факторы электрического тока. Защита от поражения электрическим током, первая помощь при поражении. Правила безопасности при обслуживании лабораторного оборудования.
Пожарная безопасность. Противопожарные мероприятия. Средства пожаротушения. Производственная санитария и ее задачи. Санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений. Требования к освещению рабочего места. Санитарный уход за производственными и другими помещениями.
Оказание первой помощи при травмировании от химических реактивов и других видах травм. Экологическая безопасность. Правила обращения с лабораторными отходами.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют правила безопасности при работе лаборанта химического анализа?
2. Каковы правила обращения с лабораторными отходами?
3. Какие способы оказания первой помощи при химических ожогах?
4. Какие существуют санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений?
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план производственного обучения.
№ п/п | Темы | Всего часов |
1 | Инструктаж по правилам безопасности во время выполнения лабораторных работ. | 8 |
2 | Подготовка оборудования к проведению лабораторных исследований. | 8 |
3 | Приготовление реактивов для проведение лабораторных работ. | 8 |
4 | Использование гравиметрических определений в анализе объектов окружающей среды: определение содержания взвешенных веществ в воде, содержание нефтепродуктов в воде. | 8 |
5 | Применение кислотно-основного титрования в анализе объектов окружающей среды. Определение содержания азота аммонийного, общего в воде. | 8 |
6 | Определение щелочности и кислотности воды. | 8 |
7 | Квалификационная работа. Определение массовой концентрации бенз(а)пирена в пробах природных, питьевых и сточных вод методом высокоэффективной жидкостной хроматографии с флуориметрическим детектированием с использованием жидкостного хроматографа «ЛЮМАХРОМ». Обработка результатов анализа. | 8 |
Итого: | 56 |
Рабочая программа.
Инструктаж по охране труда и правилам промышленной безопасности. Проведение анализа смесей взрывоопасных органических веществ с применением различных типов и конструкций хроматографов методом, основанным на применении электронных схем и с использованием сложного расчета хромограмм. Участие в разработках новых методик для химических анализов. Проведение анализов атомно-абсорбционным методом. Проведение сложных арбитражных анализов. Метрологическая оценка результатов нестандартных анализов. Наладка обслуживаемого оборудования. Обработка результатов химического анализа с использованием современных средств вычислительной техники. Выполнение комплекса работ под руководством рабочего инструктора в соответствии с требованиями ЕТКС.
Итоговая аттестация.
Результатом проведения обучения по повышению квалификации, является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром наставника и мастера производственного обучения, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Наименование аудитории |
Средства обучения |
Учебные классы |
компьютер, видеопроектор, экран, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации, учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия |
Сведения о педагогических работниках
Для реализации данной программы УП привлекаются 1 педагогический работник (1 преподаватель и 1 специалист), имеющие необходимое высшее образование в соответствии с действующим законодательством
Список литературы и методические материалы
1. «Основы аналитической химии». в 2 т. Т1. под ред. Ю.А.Золотова, , М. «Академия» 2012 г., - 384 с.
2. «Основы аналитической химии». в 2 т. Т2. под ред. Ю.А.Золотова, М. «Академия» 2012 г., - 503 с.
3. Л.Н.Захаров. «Техника безопасности в химических лабораториях», Л.: Химия, 2014г. 264с.
4. Г.Д.Крылова. «Основы стандартизации, сертификации и метрологии», М. Юнити, 2014 г., 671 с.
5. Б.М.Гайдукова. «Техника и технология лабораторных работ», М, изд. центр «Академия»,2010.-256 с.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
для лаборанта химического анализа 5 разряда
БИЛЕТ 1
1. Какие требования для допуска к работе лаборантом химического анализа?
2. Какова сущность гравиметрического метода по определению содержания взвешенных веществ в воде? Точность метода.
3. Какие существуют виды инструктажей по безопасности труда?
БИЛЕТ 2
1.Каковы основные правила работы на аналитических весах?
2. Какова сущность метода окислительно-восстановительного титрования при химическом потреблении кислорода (ХПК). Точность метода.
3. Какие существуют степени термически ожогов? Как производится оказание первой помощи при ожогах?
БИЛЕТ 3
1. Какова сущность метода кислотно-основного титрования при определении щелочности и кислотности воды? Точность метода.
2. Каковы основные правила отбора проб (обобщенные показатели)?
3. Какие существуют первичные средства для тушения пожаров?
БИЛЕТ 4
1. Каковы основные правила отбора проб воды на бенз(а)пирен?
2. Как обеспечивается контроль точности результатов анализа с использованием стандартных образцов (аттестованных смесей)?
3. Каковы правила оказания первой помощи при химических ожогах?
БИЛЕТ 5
1. В чем заключается сущность фотометрического метода анализа? Точность метода.
2. как производится приготовление растворов реактивов?
3. Каковы действия при возникновении загорания в вытяжном шкафу?
БИЛЕТ 6
1. Что из себя представляют газовые и жидкостные хроматографические методы анализа?
2. Какие способы атомизации используются в атомно-абсорбционном анализе?
3. Какие Ваши действия при аварийной ситуации (взрыв при химической реакции)?