ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ
Профессия – Составитель поездов
Квалификация –5 разряд
Код профессии – 18726
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная программа (далее –Программа) предназначена для повышения квалификации рабочих по профессии «Составитель поездов» с 4-го на 5-й разряд.
К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие среднее общее образование и профессию слесарь по ремонту путевых машин и механизмов» 4-го разряда.
Форма обучения – очная.
Настоящая программа подготовки разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ Минпросвещения РФ от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС, номер 56, параграф 88);
-Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;
Программа подготовки составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Составитель поездов» 5 разряда.
Программа повышения квалификации рассчитана на 56 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 24 часа, на производственное обучение 24 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- сведения о педагогических работниках;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЕТКС №56 § 88. Составитель поездов
Характеристика работ. Руководство движением маневрового локомотива. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров. Расформирование-формирование составов и групп вагонов. Отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка вагонов с путей. Перестановка вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передача их с одной станции на другую. Закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов. Полное и сокращенное опробование автоматических тормозов поезда. Перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов или централизованных стрелок, переданных на местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа. Обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза. Содержание в чистоте и исправности радиостанции, сигнальных принадлежностей.
Должен знать: ПТЭ железных дорог РФ (приложение № 1 Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства; приложение № 5 Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава; приложение № 6 Организация движения поездов на железнодорожном транспорте; приложение №7 Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ); должностную инструкцию и техническо-распорядительный акт станции; правила перевозки грузов; правила и нормы по охране труда; технологический процесс работы обслуживаемых станций; план формирования поездов; устройство тормозных башмаков и правила пользования ими; порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление; общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров; план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах; правила хранения и пользования радиостанцией и другими средствами связи.
При выполнении маневровой работы в малодеятельных районах промышленного железнодорожного транспорта - 3-й разряд;
при выполнении маневровой работы в напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта - 4-й разряд;
при выполнении маневровой работы в малодеятельных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта - 5-й разряд;
Примечания:
1. Составитель поездов при выполнении маневровых работ в "одно" лицо тарифицируется на один разряд выше.
2. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
повышения квалификации рабочих по профессии
«Составитель поездов» с 4-го на 5-й разряд
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
24 |
|
|
1.1 |
Основные сведения о производстве и организации рабочего места. |
2 |
2 |
Устный зачет |
1.2 |
Железнодорожные станции. |
2 |
2 |
Устный зачет |
1.3 |
Подвижной состав. |
4 |
4 |
Устный зачет |
1.4 |
Железнодорожный путь. |
2 |
2 |
Устный зачет |
1.5 |
Устройство СЦБ и связи. |
2 |
2 |
Устный зачет |
1.6 |
Организация работы станции. Формирование-расформирование поездов. |
2 |
2 |
Устный зачет |
1.7 |
Организация маневровой работы на станции. |
6 |
6 |
Устный зачет |
1.8 |
Нормативные правовые (локальные) акты в области железнодорожного транспорта (Правила, инструкции и регламенты железнодорожного транспорта). |
2 |
2 |
Устный зачет |
1.9 |
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. |
2 |
2 |
Устный зачет |
2. |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
24 |
На производстве |
Квалификационные испытания |
2.1 |
Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. |
2 |
2 |
Устный контроль |
2.2 |
Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях и при переходе |
2 |
2 |
Устный контроль |
2.3 |
Изучение плана формирования поездов в процессе работы. |
2 |
2 |
Устный контроль |
2.4 |
Изучение порядка приема и оформления дежурства составителем поездов. |
2 |
2 |
Устный контроль |
2.5 |
Изучение порядка сдачи дежурства составителя поездов. Ознакомление с порядком выезда с маневровым составом. |
4 |
2 |
Устный контроль |
2.6 |
Формирование поездов по частям. Размещение тормозных вагонов по составу, постановка прикрытия для вагонов, загруженных опасными грузами. |
4 |
2 |
Устный контроль |
2.7 |
Практическое изучение работы составителя по формированию подаче, расстановке и уборке вагонов . |
4 |
4 |
Устный контроль |
2.8 |
Квалификационная работа. |
4 |
4 |
Устный контроль |
3 |
Консультация |
4 |
|
|
4 |
Квалификационный экзамен |
4 |
|
экзамен |
|
ИТОГО: |
56 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Темы |
Недели |
Всего часов |
|
|
1 |
2 |
|
|||
Кол-во часов в неделю |
|
||||
1 |
Теоретическое обучение |
|
|||
1.1 |
Основные сведения о производстве и организации рабочего места. |
2 |
|
2 |
|
1.2 |
Железнодорожные станции. |
2 |
|
2 |
|
1.3 |
Подвижной состав. |
4 |
|
4 |
|
1.4 |
Железнодорожный путь. |
2 |
|
2 |
|
1.5 |
Устройство СЦБ и связи. |
2 |
|
2 |
|
1.6 |
Организация работы станции. Формирование-расформирование поездов. |
2 |
|
2 |
|
1.7 |
Организация маневровой работы на станции. |
6 |
|
6 |
|
1.8 |
Нормативные правовые (локальные) акты в области железнодорожного транспорта (Правила, инструкции и регламенты железнодорожного транспорта). |
2 |
|
2 |
|
1.9 |
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. |
2 |
|
2 |
|
2 |
Производственное обучение |
|
|||
2.1 |
Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. |
2 |
|
2 |
|
2.2 |
Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях и при переходе |
2 |
|
2 |
|
2.3 |
Изучение плана формирования поездов в процессе работы. |
2 |
|
2 |
|
2.4 |
Изучение порядка приема и оформления дежурства составителем поездов. |
2 |
|
2 |
|
2.5 |
Изучение порядка сдачи дежурства составителя поездов. Ознакомление с порядком выезда с маневровым составом. |
4 |
|
4 |
|
2.6 |
Формирование поездов по частям. Размещение тормозных вагонов по составу, постановка прикрытия для вагонов, загруженных опасными грузами. |
4 |
|
4 |
|
2.7 |
Практическое изучение работы составителя по формированию, подаче, расстановке и уборке вагонов . |
|
4 |
4 |
|
2.8 |
Квалификационная работа. |
|
4 |
4 |
|
3 |
Консультация. |
|
4 |
4 |
|
4 |
Квалификационный экзамен. |
|
4 |
4 |
4 48 |
|
ИТОГО: |
40 |
16 |
56 |
|
1. Программа теоретического обучения
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1.1 |
Основные сведения о производстве и организации рабочего места. |
2 |
1.2 |
Железнодорожные станции. |
2 |
1.3 |
Подвижной состав. |
4 |
1.4 |
Железнодорожный путь. |
2 |
1.5 |
Устройство СЦБ и связи. |
2 |
1.6 |
Организация работы станции. Формирование-расформирование поездов. |
2 |
1.7 |
Организация маневровой работы на станции. |
6 |
1.8 |
Нормативные правовые (локальные) акты в области железнодорожного транспорта (Правила, инструкции и регламенты железнодорожного транспорта). |
2 |
1.9 |
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. |
2 |
|
ИТОГО: |
24 |
Тема 1.1 Основные сведения о производстве и организации рабочего места.
Назначение предприятия, назначение и краткая характеристика участков, функции и взаимосвязь. Режим рабочего времени. Безопасные приемы работы. Содержание рабочего места. Порядок приёма и сдачи смены.
Контрольные вопросы
1. Какая характеристика у предприятия, производящего транспортное железнодорожное обслуживание разреза?
2. Каков режим работы предприятия?
3. Каков порядок приема и сдачи смены?
Тема 1.2. Железнодорожные станции.
Назначение и устройство железнодорожных станций. Основные технические устройства на станциях. Места погрузки-выгрузки. Пропускная способность станций. Руководство работой станций.
Контрольные вопросы
1. Какие основные технические устройства на станциях?
2. Каково назначение и устройство железнодорожных станций?
3. Где находятся места погрузки-выгрузки.
Тема 1.3. Подвижной состав.
Виды тяги. Типы и серии локомотивов. Типы грузовых вагонов, их назначение, нумерация, устройство и основные неисправности. Назначение тормозов и тормозного оборудования. Устройство и принцип действия автоматических и ручных тормозов. Осмотр подвижного состава. Тормозные средства. Опробование автотормозов. Расчет потребного количества тормозов в поезде. Автосцепка, её устройство, принцип действия, неисправности. Устройство думпкаров и порядок управления ими при выгрузке материалов.
Контрольные вопросы
1. Какие вы знаете типы и серии локомотивов?
2. Типы грузовых вагонов, их назначение?
3. Как проводится опробование автотормозов?
Тема 1.4. Железнодорожные пути и сооружения станций.
Назначение станционных путей. Устройство железнодорожных путей и стрелочных переводов, неисправности и содержание. Сооружения и устройства станций. Габарит приближения строений и габарит подвижного состава. Нумерация путей и стрелок. Полная и полезная длина путей. Требования к размещению грузов на подвижном составе (соблюдение габарита погрузки, перевозка негабаритных грузов).
Контрольные вопросы
1. Каково назначение станционных путей?
2. Какие требования к размещению грузов на подвижном составе?
3. Как производится нумерация путей и стрелок?
Тема 1.5. Устройства СЦБ и связи.
Виды связи на железных дорогах и порядок их применения (использования). Автоблокировка, принцип работы и неисправности. Расстановка сигналов на перегонах и станциях, при автоблокировке. Нормальное положение сигналов на перегонах и станциях. Централизация стрелок и сигналов, общее понятие об устройстве и действии.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют виды связи на железных дорогах?
2. Что такое автоблокировка, принцип работы и неисправности?
3. Каково устройство стрелок и их действие?
Тема 1.6. Организация работы станции.
Формирование-расформирование поездов.
Общие сведения об основах организации работы станции. Основные документы, регламентирующие работу станции. Руководство работой станции, движением поездов, локомотивов и другого подвижного состава по станции. Особенности работы станций в зимних условиях и при неблагоприятных условиях видимости. Понятие о пропускной и провозной способности станций (перегонов).
Понятие о поезде. Классификация поездов по условиям формирования. Весовые нормы поездов, длина поездов как элементов плана формирования. Роль составителя поездов в выполнении плана формирования поездов. Правила формирования поездов (общие требования к постановке вагонов в поезда). Постановка вагонов с опасными грузами в поезда. Формирование поездов с негабаритными грузами. Размещение в поездах специального подвижного состава и локомотивов в недействующем состоянии. Обеспечение поездов тормозами). Подготовка поездов (составов) к расформированию. Подготовка составов к отправлению.
Контрольные вопросы
1. Какие есть классификации поездов по условиям формирования?
2. Как формируются поезда с негабаритными грузами?
3. Как производится постановка вагонов с опасными грузами в поезда?
Тема 1.7. Организация маневровой работы на станции.
Понятие о маневровой работе. Виды маневров. Маневровые районы. Скорости при маневрах. Производство маневров на главных и приемоотправочных путях. Руководство маневровой работой. Взаимоотношения составителя поездов с локомотивной бригадой (бригадой специального самоходного железнодорожного подвижного состава) и дежурным по станции.
Закрепление подвижного состава тормозными башмаками.
Порядок маркировки (клеймения), выдачи, хранения, учета и применения тормозных башмаков (места их постановки, уведомления дежурному по станции, локомотивной бригаде или специального подвижного состава).
Контрольные вопросы
1.Какие вы знаете виды маневров?
2. Каков порядок учета и применения тормозных башмаков?
3. Как производится закрепление подвижного состава тормозными башмаками.
Тема 1.8. Нормативные правовые (локальные) акты в области железнодорожного транспорта (Правила, инструкции и регламенты железнодорожного транспорта).
«Правила технической эксплуатации железных дорог РФ», утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 № 286.
Нормативные локальные акты в области железнодорожного транспорта (инструкции и регламенты железнодорожного транспорта), регулирующие организацию движения и маневровой работы и обеспечивающие безопасность движения (изучаются в объеме, установленном для составителя поездов).
Контрольные вопросы
1. Классификация поездов по условиям формирования?
2. О чём гласят и какие основные разделы содержат «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ»?
3. Какими локальными актами предусмотрена организация движения и маневровой работы?
Тема 1.9. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Назначение и область применения Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности. Основные требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов. Знаки опасности.
Требования к персоналу, обслуживающему вагоны (цистерны), контейнеры, перевозящие опасные грузы.
Общие требования к организации ведомственного (производственного) контроля за состоянием железнодорожных вагонов (цистерн), контейнеров, перевозящих опасные грузы.
Порядок ликвидации последствий, расследования и учета аварийных происшествий и инцидентов.
Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов (взрывчатых материалов, легковоспламеняющихся жидкостей, окисляющих веществ).
Назначение, форма и содержание аварийной карточки.
Общие требования пожарной безопасности при техническом обслуживании вагонов (контейнеров), перевозящих опасные грузы.
Местные инструкции о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами.
Ответственность за нарушение правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение и область применения Правил безопасности при перевозке опасных грузов?
2. Какие существуют знаки опасности?
3. Каков порядок выдачи свидетельства о техническом состоянии вагонов?
2. Производственное обучение
Тематический план производственного обучения.
№ п/п |
Темы |
Всего часов |
|
2.1 |
Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. |
2 |
|
2.2 |
Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях и при переходе через пути при выгрузке думпкаров. |
2 |
|
2.3 |
Изучение плана формирования поездов в процессе работы. |
2 |
|
2.4 |
Изучение порядка приема и оформления дежурства составителем поездов. |
2 |
|
2.5 |
Изучение порядка сдачи дежурства составителя поездов. Ознакомление с порядком выезда с маневровым составом. |
4 |
|
2.6 |
Формирование поездов по частям. Размещение тормозных вагонов по составу, постановка прикрытия для вагонов, загруженных опасными грузами. |
4 |
|
2.7 |
Практическое изучение работы составителя по формированию, подаче, расстановке и уборке вагонов . |
4 |
|
2.8 |
Квалификационная работа. |
4 |
|
|
ИТОГО: |
24 |
*Примечание: Самостоятельное выполнение работ и квалификационная работа должны осуществляться под руководством рабочего-наставника и под контролем мастера производственного обучения.
Рабочая программа
Тема 2.1. Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности.
Получение инструктажа по безопасности труда, на рабочем месте и других необходимых видов инструктажей.
Тема 2.2. Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях и при переходе через пути при выгрузке думпкаров.
Изучение мер безопасности при нахождении на железнодорожных путях и при переходе через пути, занятые вагонами.
Изучение мер безопасности при сцеплении и расцеплении вагонов.
Ознакомление с локальной нормативной документацией.
Ознакомление с ТРА, территорией станций (парков), маневровыми районами, местами подачи вагонов под погрузку и выгрузку, с расположением стрелочных переводов и светофоров. Меры безопасности при очистке стрелок от снега и других засорителей. Меры безопасности при выгрузке думпкаров.
Тема 2.3. Изучение плана формирования поездов в процессе работы.
Изучение плана формирования поездов в процессе работы. Практическое применение в работе нормативных (локальных) актов (Правил, инструкций и регламентов железнодорожного транспорта), в том числе и о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами. Производство маневров с вагонами загруженными опасными грузами.
Тема 2.4. Изучение порядка приема и оформления дежурства составителем поездов.
Отработка на практике порядка приема и оформления дежурной смены. Заполнение приемо-сдаточной документации.
Тема 2.5. Изучение порядка сдачи дежурства составителя поездов. Ознакомление с порядком выезда с маневровым составом.
Отработка на практике порядка сдачи и оформления дежурной смены. Заполнение приемо-сдаточной документации. Ознакомление на практике с порядком выезда с маневровым составом.
Тема 2.6 Формирование поездов по частям. Размещение тормозных вагонов по составу, постановка прикрытия для вагонов, загруженных опасными грузами.
Практическое участие в работе составителя: ознакомление локомотивной бригады маневрового локомотива (бригады ССПС), сигналистов, дежурных стрелочного поста с заданием на маневровую работу. Проверка сцепления и расположения вагонов, подлежащих передвижению, постановка и изъятие из-под колес вагонов тормозных башмаков, предупреждение работников, производящих погрузочно-разгрузочные работы и ремонт вагонов, о предстоящих маневрах с этими вагонами. Перекрытие концевых кранов и разъединение рукавов тормозной (рабочей) магистрали. Контроль за правильной и своевременной установкой в маршруте нецентрализованных стрелок дежурным стрелочного поста. Перевод нецентрализованных стрелок в районах, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, практическое выполнение маневровой работы в таких районах
Тема 2.7. Практическое изучение работы составителя по формированию, подаче, расстановке и уборке вагонов.
Практическое изучение и применение установленного порядка выезда маневрового состава из одного маневрового района в другой. Подача сигналов при маневрах. Прекращение маневровой работы для пропуска поездов. Ознакомление с последовательностью операций по формированию и расформированию составов и нормами времени на эти работы, производство работ практически.
Формирование поездов по частям. Размещение тормозных вагонов по составу, постановка прикрытия для вагонов, загруженных опасными грузами. Расчет веса формируемого поезда и обеспечение его тормозами (по установленным нормам).
Практическое изучение работы составителя по подаче, расстановке и уборке вагонов с железнодорожных путей погрузочно-разгрузочных пунктов, в том числе с железнодорожных путей контрагентов и филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова», практическое ознакомление с расположением складских помещений и площадок, а также с фронтами погрузки-выгрузки на данных железнодорожных путях. Расстановка вагонов по фронтам погрузки-выгрузки.
2.8.Квалификационная работа (в соответствии с требованиями ЕТКС).
Итоговая аттестация
Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).
Результатом проведения обучения по повышению квалификации, является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта.
Наименование аудитории |
Средства обучения |
Учебные классы |
компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», тренажёр имитации травм «Антон-3», учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия |
Сведения о педагогических работниках.
Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (2 преподавателя, 2 мастера производственного обучения), имеющих необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.
Список литературы и методические материалы
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации— М.: ООО «Техинформ»;.
2. Нестеренко В.М., Мысьянов А.М. Технология электромонтажных работ. Москва, «Academia», 2004 г.
3. Правила пожарной безопасности ППБ-01-03. Приказ МЧС № 313 от 18.06.2003г
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
для повышения квалификации составителей поездов с 4-го на 5-й разряд
Билет № 1
1. Что такое габарит погрузки?
2. Рассказать устройство верхнего строения пути.
3. В каких случаях выполняется полное и сокращенное опробование автотормозов?
4. Какие обязанности составителя поездов в процессе маневровой работы?
5. Каково назначение сигналов, их подразделение?
6. Каков порядок подачи думпкарной вертушки на путь котельной № 2?
7. Какие обязанности составителя поездов перед началом рабочего дня (смены)?
Билет № 2
1. Что такое габарит приближения строений (определение)?
2. Какие существуют типы грузовых вагонов? Каково их назначение?
3. Рассказать устройство тормозных башмаков и требования к ним.
4. Какие обязанности составителя поездов перед началом маневровой работы?
5. Какие ручные сигналы используются при маневрах?
6. Каков порядок обслуживания предприятия ООО «Бородинский РМЗ»?
7. Какой существует регламент переговоров между ДСП, составителем поездов и машинистом локомотива (ССПС) при закреплении подвижного состава на путях станции (парка)?
Билет № 3
1. Каково назначение и устройство стрелочного перевода.
2. Рассказать устройство хоппер-дозатора ЦНИИ-ДВЗ.
3. Каков порядок закрепления подвижного состава на станционных путях?
4. Какие обязанности составителя поездов при производстве маневров?
5. Какие применяются звуковые сигналы при маневрах?
6. Каков порядок обслуживания участка «Складское хозяйство» филиала «Разрез Бородинский им. М.И. Щадова» (опорная база)?
7. Какие обязанности составителя поездов в конце рабочего дня (смены)?
Билет № 4
1. Номинальная ширина рельсовой колеи железнодорожного пути и допуски на её содержание.
2. Назначение и устройство автосцепки СА-3, её неисправности.
3. Постановка в поезда вагонов с негабаритными грузами.
4. Обязанности составителя поездов при производстве маневров в районах, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов.
5. Ручные и звуковые сигналы при опробовании автотормозов.
6. Порядок объединения вагонов при выходе хвостовой части маршрута с железнодорожных путей погрузочных горизонтов филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский им. М.И. Щадова».
7. Распорядитель и руководитель маневровой работы. Задание (план) на маневровую работу, его содержание и доведение до причастных работников. Изменение намеченного плана работы.
Билет № 5
1. Что такое габарит подвижного состава (определение)?
2. Какие существуют неисправности тормозного башмака?
3. Рассказать порядок полного опробования автотормозов и в каких случаях оно производится.
4. Как производится руководство маневровой работой?
5. Какой применяется звуковой сигнал «прибытие поезда в неполном составе», «вызов кондуктора»?
6. Каков порядок следования маневрового состава вагонами вперед через переезды, не обслуживаемые дежурным по переезду.
7. Какие обязанности составителя поездов в процессе и в течение работы?
Билет № 6
1. При каких неисправностях стрелочного перевода, не допускается его эксплуатация?
2. Рассказать о значение справки об обеспечении поезда тормозами исправном их действии и порядок её заполнения.
3. Какая полная и полезная длина пути? Где устанавливается предельный столбик и для чего он служит?
4. Каков порядок производства маневров на уклоне?
5. Какие существуют сигналы тревоги?
6. Каков порядок подачи думпкарной вертушки на путь котельной № 1?
7. Перечислите обязанности работников железнодорожного транспорта.
Билет № 7
1. Каково назначение крестовины и контррельсов стрелочного перевода?
2. В каких местах запрещается устанавливать тормозные башмаки?
3. Каков порядок сокращенного опробования автотормозов, и в каких случаях оно производится?
4. Какие разрешённые скорости при маневрах?
5. Как подаётся сигнал бдительности и оповестительный сигнал?
6. Каков порядок подачи вагонов и производства маневров на тракционных железнодорожных путях участка эксплуатации и ремонта вагонов службы вагонного хозяйства (вагоноремонтного депо)?
7. Какой существует регламент переговоров между дежурным по станции, составителем поездов и машинистом локомотива (ССПС) при закреплении подвижного состава на железнодорожных путях станции (парка)?
Билет № 8
1. Что такое габарит приближения строений? Порядок размещения выгруженных или подготовленных к погрузке около железнодорожного пути грузов.
2. Какой принцип действия автоматических тормозов?
3. Как производится закрепление вагонов на путях с замасленной поверхностью рельсов, при неблагоприятных погодных условиях (наледь, иней, ветер, и т.д.)?
4. Как производится постановка «больных» вагонов в поезда?
5. Какие существуют показания маневровых светофоров?
6. Какой существует порядок подачи вагонов, загруженных ВМ, из парка Угольная-2 на склад ВВ станции Породная-2?
7. Какие обязанности составителя поездов в процессе и в течение работы?
Билет № 9
1. Какая должна быть высота автосцепки над уровнем верха головки рельса? Какая допустимая разница между осями автосцепок?
2. Рассказать устройство вагона-самосвала.
3. Как производится расчет норм закрепления подвижного состава (для однородного по весу (брутто) железнодорожного подвижного состава)?
4. Какие общие требования к постановке вагонов в поезда?
5. Какие существуют переносные сигналы?
6. Каков порядок подачи маневровых составов на железнодорожный путь дробильно-сортировочного комплекса на станции Породная-2?
7. Какие обязанности у распорядителя и руководителя маневровой работы. Как выдается задание (план) на маневровую работу, его содержание и доведение до причастных работников? Как производится изменение намеченного плана работы?
Билет № 10
1. Какие бывают виды и степени негабаритностей?
2. Какие требования, предъявляются к хоппер-дозаторам перед погрузкой?
3. Какие бывают неисправности колесных пар?
4. Что такое ТРА станции, какие его основные разделы?
5. Перечислите все сигналы остановки.
6. Как производится расчет норм закрепления смешанных составов или групп, состоящих из разнородных по весу вагонов, если тормозные башмаки укладываются под порожние вагоны, вагоны с нагрузкой менее 15 т на ось брутто, не являющиеся самыми тяжелыми вагонами в группе, или под вагоны с неизвестной нагрузкой на ось?
7. Какой существует регламент переговоров между ДСП, составителем поездов и машинистом локомотива (ССПС) при закреплении подвижного состава на путях станции (парка)?