ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
повышения квалификации рабочих
Профессия – слесарь-ремонтник
Квалификация – 5 разряд
Код профессии – 18559
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная программа (далее – Программа) предназначена для повышения квалификации рабочих по профессии «Слесарь-ремонтник 5 разряда». Учебный план предусматривает комплектование группы или по индивидуальному учебному плану из лиц, имеющих среднее общее или среднее профессиональное образование и профессию «Слесарь-ремонтник» 4 разряда.
Форма обучения – очная.
Настоящая программа подготовки разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), выпуск № 2, часть № 2, параграф 156;
- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;
Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики по профессии «Слесарь-ремонтник» 5 разряда.
Программа рассчитана на 208 часа, из которых на теоретическое обучение отводится 80 часов, на производственное обучение 120 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- тематический план и программа теоретического обучения;
- тематический план и программа производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- сведения о педагогических работниках;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§ 156 Слесарь-ремонтник 5 разряда.
Характеристика работ. Ремонт, монтаж, демонтаж, испытание, регулирование и наладка сложного оборудования, агрегатов и машин и сдача после ремонта. Слесарная обработка деталей и узлов по 6 - 7 квалитетам. Разборка, ремонт и сборка узлов и оборудования в условиях напряженной и плотной посадок.
Должен знать: конструктивные особенности ремонтируемого оборудования, агрегатов и машин; технические условия на ремонт, сборку, испытание и регулирование и на правильность установки оборудования, агрегатов и машин; технологический процесс ремонта, сборки и монтажа оборудования; правила испытания оборудования на статическую и динамическую балансировку машин; геометрические построения при сложной разметке; способы определения преждевременного износа деталей; способы восстановления и упрочнения изношенных деталей и нанесения защитного покрытия.
Примеры работ
1. Автоматы токарно-револьверные многошпиндельные, копировальные, координатно-расточные, зубострогальные и вальцетокарные станки - средний ремонт, монтаж, регулировка, проверка на точность, пуск и сдача в эксплуатацию.
2. Агрегаты высокого давления (колонны синтеза), сепараторы, испарители, водяные конденсаторы, холодильники - текущий и средний ремонт.
4. Аппараты, газопроводы высокого давления - ревизия, ремонт и испытание.
5. Газодувки - капитальный ремонт и испытание.
6. Катки сушильно-гладильные вакуумные - ремонт и наладка.
7. Коробки скоростей токарных полуавтоматов - сборка и переключение с взаимной пригонкой шлицевых валиков и шестерен.
8. Компрессоры кислородно-дожимающие - капитальный ремонт.
9. Машины грузоподъемные - ремонт, регулировка и нивелировка подкрановых путей.
10. Машины загрузочные - ревизия механизма передвижения и поворота, разборка, сборка, выверка и замена деталей.
11. Машины стиральные автоматизированные - ремонт и наладка.
12. Мельницы, грохоты, сушильные барабаны - капитальный ремонт, испытание, регулировка и сдача.
13. Механизмы гидравлической подачи металлообрабатывающих станков - ремонт и регулировка.
14. Механизмы гидроприводов станков - ремонт, сборка, регулировка.
15. Насосы вакуумные и форвакуумные - капитальный ремонт.
16. Редукторы кранов вращающихся печей и дифференциальные редукторы прокатных станов - ревизия, ремонт.
17. Роботы и манипуляторы с программным управлением с категорией ремонтной сложности до 20 ед. - капитальный ремонт, регулировка.
18. Станки буровые глубокого бурения - ремонт.
19. Станки зубошлифовальные, зубодолбежные, зубострогальные со сложными криволинейными направляющими - проверка на точность.
20. Станки с программным управлением - проверка на жесткость.
21. Турбобуры объемные, редукторные, реактивно-турбинные, высокомоментные, с турбинами точного литья - ремонт, сборка, установка, регулирование, испытание.
22. Цилиндры, подшипники коренные и шатунные - проверка после обкатки и окончательное крепление всех соединений.
23. Экономайзеры, пароперегреватели, компрессорные и воздуходувные установки - капитальный ремонт, сдача после испытания.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
повышения квалификации рабочих по профессии «Слесарь-ремонтник» 5 разряда
№ | Наименование тем | Кол-во | Аудиторные занятия | Форма контроля | |||||
Промежуточная аттестация | |||||||||
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ | 80 | |||||||
Общетехнический курс | 16 | ||||||||
1.1. | Допуски, технические измерения | 4 | 4 | устный зачет | |||||
1.2. | Материаловедение | 4 | 4 | устный зачет | |||||
1.3. | Охрана труда, промышленная, пожарная безопасность и промсанитария | 8 | 8 | устный зачет | |||||
Специальный курс | 64 | ||||||||
1.4. | Слесарное дело | 8 | 8 | устный зачет | |||||
1.5. | Организация и назначение ремонта промышленного оборудования | 8 | 8 | устный зачет | |||||
1.6. | Технология ремонта типовых деталей и узлов | 24 | 24 | устный зачет | |||||
1.6. | Устройство и технология ремонта промышленного оборудования | 24 | 24 | устный зачет | |||||
2. | ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ | 120 | На производстве | Квалификационные испытания | |||||
2.1. | Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Изучение локальной нормативной документации | 8 | 8 | устный контроль | |||||
2.2. | Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода | 4 | 4 | устный контроль | |||||
2.3. | Осуществляет сборку, разборку сборочных единиц в соответствии с технической документацией | 40 | 40 | устный контроль | |||||
2.4. | Производит замену деталей и узлов средней сложности в соответствии с технической документацией | 32 | 32 | устный контроль | |||||
2.5. | Осуществляет контроль за качеством выполненных работ | 8 | 8 | устный контроль | |||||
2.6. | Выполнение работ под руководством рабочего-наставника | 16 | 16 | устный контроль | |||||
2.7. | Квалификационная работа | 4 | 4 | устный контроль | |||||
3. | Консультация | 4 | |||||||
4. | Квалификационный экзамен | 4 | устный экзамен | ||||||
ИТОГО: | 208 |
Календарный учебный график
№ п/п | Темы | Недели | Всего часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Количество часов в неделю | ||||||||
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ | 40 | 40 |
|
|
|
| 80 |
1.1 | Допуски, технические измерения | 4 |
|
|
|
|
| 4 |
1.2. | Материаловедение | 4 |
|
|
|
|
| 4 |
1.3. | Охрана труда, промышленная, пожарная безопасность и промсанитария | 8 |
|
|
|
|
| 8 |
1.4. | Слесарное дело | 8 |
|
|
|
|
| 8 |
1.5. | Организация и назначение ремонта промышленного оборудования | 8 |
|
|
|
|
| 8 |
1.6. | Технология ремонта типовых деталей и узлов | 8 | 16 |
|
|
|
| 24 |
1.7. | Устройство и технология ремонта промышленного оборудования |
| 24 |
|
|
|
| 24 |
2. | ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
|
| 40 | 40 | 40 |
| 120 |
2.1 | Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Изучение локальной нормативной документации. |
|
| 8 |
|
|
| 8 |
2.2 | Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода. |
|
| 8 |
|
|
| 8 |
2.3 | Осуществляет сборку, разборку сборочных единиц в соответствии с технической документацией. |
|
| 24 | 16 |
|
| 40 |
2.4 | Производит замену деталей и узлов средней сложности в соответствии с технической документацией. |
|
|
| 24 | 8 |
| 32 |
2.5 | Осуществляет контроль за качеством выполненных работ. |
|
|
|
| 8 |
| 8 |
2.6 | Выполнение работ под руководством рабочего-наставника. |
|
|
|
| 16 |
| 16 |
2.7 | Квалификационная работа. |
|
|
|
| 8 |
| 8 |
3. | Консультация |
|
|
|
|
| 4 | 4 |
4. | Квалификационный экзамен |
|
|
|
|
| 4 | 4 |
| ИТОГО: | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 8 | 208 |
Программа теоретического обучения
Общетехнический курс
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
1.1 | Допуски, технические измерения | 4 |
1.2 | Материаловедение | 4 |
1.3 | Охрана труда, промышленная, пожарная безопасность и промсанитария | 8 |
| ИТОГО: | 16 |
Тема 1.1. Допуски и технические измерения
Основные понятия о сопряжении деталей. Отверстие и вал. Посадка, зазор, натяг.
Точность изготовления деталей. Погрешности при изготовлении деталей. Действительные и предельные размеры сопряжений. Допуск размера. Отклонения. Номинальный размер. Поле допуска. Типы посадок. Предельные зазоры и натяги. Допуск посадки. Система допусков, посадок. Степень точности. Система отверстия и вала.
Показатели измерительных средств: пределы измерения, пределы показания шкалы, интервал делений. Цена деления. Метр, линейка, рулетка, область применения.
Штангенинструменты, их устройство, назначение, правила отсчета показаний.
Микрометрические инструменты, пределы измерений.
Индикаторные приборы, нутромеры, глубиномеры, устройство, назначение и правила пользования.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют понятия о сопряжении деталей?
2. Какие существуют погрешности при изготовлении деталей?
3. Что такое действительный и предельный размер детали, что такое верхнее и нижнее отклонение размера?
Тема 1.2. Материаловедение
Чёрные и цветные металлы, их физические, химические и механические свойства, маркировка.
Чугуны, сведения о производстве, область применения, их виды и свойства.
Стали, сведения о способах производства, маркировка, свойства и область применения.
Легированные стали, их свойства, маркировка и область применения.
Термическая и химико-термическая обработка сталей. Виды обработки: отжиг, нормализация,
закалка, отпуск, цементация, азотирование и др. виды химико-термической обработки.
Сплавы - твёрдые, металлокерамические, цветные, их свойства и область применения.
Основные виды обработки металлов: литьё, обработка давлением, резанием, сварка металлов.
Контрольные вопросы
1. Дать понятие чёрным и цветным металлам, их физические, химические и механические свойства, маркировка.
2. Что такое чугун, сведения о производстве, область применения, их виды и свойства?
3. Что такое легированная сталь, какие виды существуют, их свойства, маркировка и область применения?
Тема 1.3. Охрана труда, промышленная, пожарная безопасность и промсанитария
Основы законодательства по охране труда. Надзор и контроль за безопасным производством работ.
Причины и анализ производственного травматизма.
Виды инструктажей по безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы при
ремонтных работах. Безопасные приёмы работы. Инструкция по охране труда для слесаря-
ремонтника. Меры безопасности при проведении слесарных и ремонтных работ.
Пожарная безопасность. Причины пожаров и меры их предупреждения. Правила пользования
электронагревательными приборами. Правила поведения при загорании. План эвакуации. Средства
пожаротушения, назначение и правила обращения с ними. Правила ведения огневых работ.
Источники и виды загрязнения окружающей среды.
Поражающие факторы электрического тока. Назначение и устройство защитного заземления. Электрозащитные средства, сроки их испытаний. Правила пользования электроинструментом, требования к электроинструменту. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
Основные правила промсанитарии и личной гигиены. Производственно-бытовые помещения и
санитарно-гигиенические требования к ним. Организация медицинской службы на предприятии.
Основные правила оказания первой помощи при поражении электрическим током, ранении, вывихах, переломах и других повреждениях. Остановка кровотечения. Искусственное дыхание. Правила и приемы транспортировки пострадавших.
Контрольные вопросы
1. Какие виды инструктажей по охране труда существуют?
2. Какие опасные и вредные производственные факторы существуют на рабочем месте слесаря-ремонтника?
3. Как оказывается первая помощь при поражении электрическим током?
Специальный курс
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
1.4 | Слесарное дело | 8 |
1.5 | Организация и назначение ремонта промышленного оборудования | 8 |
1.6 | Технология ремонта типовых деталей и узлов | 24 |
1.7 | Устройство и технология ремонта промышленного оборудования | 24 |
| ИТОГО: | 64 |
Тема 1.4. Слесарное дело
Виды слесарных работ. Оборудование слесарных мастерских. Организация рабочего места слесаря. Безопасные условия труда.
Назначение плоскостной разметки. Инструменты и приспособления. Разметка по чертежам и шаблонам. Пространственная разметка и ее назначение. Дефекты при разметке.
Назначение рубки металла. Инструменты, применяемые при рубке металла.
Заточка инструмента для рубки, углы заточки, размеры инструмента. Рубка широких поверхностей, вырубание смазочных канавок и пазов. Безопасность труда.
Назначение правки и рихтовки металла. Правка полосового металла, прутка, листового металла. Правила и способы правки и гибки листового, профильного металла и труб.
Гибка металла в горячем состоянии под различными радиусами и углами. Оборудование для правки и гибки. Рихтовка закаленных деталей.
Назначение резки металла. Резка ручными ножницами, ножовкой. Резка труб. Механизированная резка. Опиливание металла, назначение и его способы.
Классификация напильников, их выбор. Приемы опиливания, контроль опиленной поверхности.
Инструмент для сверления и нарезания резьбы. Подбор сверл и разверток, охлаждающих жидкостей. Установка сверл и деталей. Управление сверлильными машинами. Оборудование и приспособления для нарезания резьбы. Нарезание резьбы на болтах, шпильках, трубах. Проверка качества резьбы.
Сущность пайки. Характеристика припоев, их обозначение. Флюсы, их назначение, характеристика и применение. Устройство и правила пользования паяльниками и паяльными лампами. Виды паяных соединений. Назначение лужения, подготовка поверхностей к лужению, способы лужения.
Назначение склеивания, способы склеивания, подготовка поверхностей. Характеристики клеев. Оценка качества клеевых соединений и причины их непрочности.
Сведения о слесарно-сборочных работах. Сборка неподвижных разъёмных соединений, болтовых и винтовых. Сборка шпоночных и шлицевых соединений. Разборка оборудования.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют виды слесарных работ?
2. Какие инструменты, применяются при рубке металла?
3. Для чего предназначено лужение, как производится подготовка поверхностей к лужению, способы лужения?
Тема 1.5. Организация и назначение ремонта промышленного оборудования
Условия долговечности и надежности работы машин и механизмов.
Причины износа и поломок оборудования, изменение форм и размеров деталей в результате износа.
Производственный и технологический процессы ремонта, виды ремонта промышленного оборудования. Система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования.
Виды обслуживания и ремонта, предусмотренные системой ППР.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют причины износа и поломок оборудования?
2. Что такое производственный и технологический процессы ремонта?
3. Какие виды обслуживания и ремонта, предусматриваются системой ППР?
Тема 1.6. Технология ремонта типовых деталей и узлов
Организация рабочего места при выполнении ремонтных работ. Технологическая документация на ремонт (восстановление) деталей и сборочных единиц, ее формы.
Технологический процесс ремонта (восстановления)деталей и сборочных единиц механизмов и машин, его элементы.
Технологическая дисциплина, ответственность за ее нарушения.
Технология ремонта неподвижных соединений (резьбовых, штифтовых, шпоночных, шлицевых, сварных и т. д.).
Технология ремонта деталей и механизмов машин и оборудования (валов, подшипников, шкивов, различных передач, муфт, механизмов преобразования движения и т.п.).
Приспособления и контрольно-измерительный инструмент, применяемые при ремонте оборудования.
Классификация контрольно-измерительных инструментов и приборов по конструктивным признакам и назначению.
Основные характеристики инструментов. Использование контрольно-измерительных инструментов и приспособлений. Практическое пользование инструментом.
Разбор карт технологического процесса ремонта различных деталей и узлов промышленного оборудования.
Контрольные вопросы
1. Как должно быть организовано рабочее место слесаря-ремонтника при выполнении ремонтных работ?
2. Что такое технологическая дисциплина, ответственность за ее нарушение?
3. Какие приспособления и контрольно-измерительный инструмент, применяются при ремонте оборудования?
Тема 1.7. Устройство и технология ремонта промышленного оборудования
Виды и типы механического оборудования на предприятии. Подробное изучение отдельных типов оборудования, которое предстоит ремонтировать. Назначение, устройство и технические характеристики оборудования. Конструкция деталей, сборочных единиц и механизмов оборудования, их назначение, взаимодействие, характеристика условий работы, износа и способа ремонта. Разбор кинематических схем. Паспортизация оборудования.
Документация, используемая при выполнении ремонта оборудования. Ремонтные чертежи.
Порядок проверки оборудования при подготовке его к ремонту: внешний осмотр, испытание машины на холостом ходу, определение наличия неисправностей дефектов, оценка состояния смазочных и защитных устройств.
Подготовка оборудования к ремонту. Ведомости дефектов, графики ремонтов. Последовательность проведения ремонтных работ: разборка механизмов на сборочные единицы и детали, промывка, определение характера и величины износа, их дефектов. Ремонт деталей. Узловая сборка, Виды узловой сборки. Общая сборка механизмов. Виды общей сборки. Контроль качества сборки.
Испытания собранных изделий. Виды испытаний: приемочные, контрольные и специальные. Испытания на холостом ходу и под нагрузкой. Приёмка оборудования из ремонта.
Контрольные вопросы
1. Какие виды и типы механического оборудования существуют на предприятии?
2. Как производится подготовка оборудования к ремонту?
3. Как производится приёмка оборудования из ремонта?
2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план производственного обучения.
№ п/п | Темы | Всего часов |
2.1. | Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Изучение локальной нормативной документации | 8 |
2.2. | Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода | 8 |
2.3. | Осуществляет сборку, разборку сборочных единиц в соответствии с технической документацией | 40 |
2.4. | Производит замену деталей и узлов средней сложности в соответствии с технической документацией | 32 |
2.5. | Осуществляет контроль за качеством выполненных работ. Практическое применение контрольно-измерительного инструмента | 8 |
2.6. | Выполнение работ под руководством рабочего-наставника | 16 |
2.7. | Квалификационная работа | 8 |
ИТОГО: | 120 |
*Примечание: Самостоятельное выполнение работ и квалификационная работа должны осуществляться под руководством рабочего-наставника и под контролем мастера производственного обучения.
Рабочая программа производственного обучения
2.1 Прохождение на рабочем месте инструктажа по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, и других видов обязательных инструктажей. Изучение локальной нормативной документации. 2.2 Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода. 2.3 Осуществляет сборку, разборку сборочных единиц в соответствии с технической документацией. 2.4 Производит замену деталей и узлов средней сложности в соответствии с технической документацией. 2.5 Осуществляет контроль качества работ, выполняемых слесарями-ремонтниками более низкой квалификации (разряда). Практическое занятие по применению контрольно-измерительного инструмента. 2.6 Самостоятельное выполнение работ по сборке, разборке сборочных единиц, также производит замену деталей и узлов под наблюдением рабочего-наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии «Слесарь- ремонтник» 5 разряда. 2.7 Квалификационная работа (по ЕТКС). |
Итоговая аттестация
Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).
Результатом обучения является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Помещения Учебного пункта филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова»» включают 5 учебных классов, комнату персонала (мастеров и преподавателей) Учебного пункта. На этажах имеются туалетные комнаты. Учебные классы оборудованы стульями, двухместными и одноместными ученическими столами, меловыми и маркерными досками, шкафами для верхней одежды. В классах соблюдается тепловой, световой и санитарный режимы.
Наименование аудитории | Средства обучения |
Учебные классы | компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», робот-тренажёр «Антон - 1.01- Травма» учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия. |
Сведения о педагогических работниках
Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющие необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.
Список литературы и методические материалы
1. ФЗ № 69-ФЗ О пожарной безопасности.
2. ФЗ № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
3. Основы материаловедения В.Н.Заплатин, Ю. И. Сапожников, А.В. Дубов. М.: «Академия», 2013.
4. Горелышев И.Г., Кропивницкий Н.Н. Слесарно-сборочные работы. М: Академия, 2002.
5. Ганевский Г. М., Гольдин И. И. Допуски, посадки и технический измерения в машиностроении. М.: 1999.
6. Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация подъемно-транспортных и строительных машин. М.: 1998.
7. Макиенко Н. И. Общий курс слесарного дела. – М.: Академия, 2000.
8. Эйнис С.М. Технология ремонтных и сборочных работ. – М.: Машиностроение, 1994.
9. Феофанов А.Н., Схиртладзе А.Г. Конструкции узлов агрегатных станков и автоматических линий. М.: Высшая школа, 1992.
10. Гольдберг Б.Т., Пекелис Г.Д. Ремонт промышленного оборудования. – М.: Высшая школа, 1988
11. Арбузов О.М. Справочник молодого слесаря-ремонтника. М.: Высшая школа, 1994.
12. Покровский Б.С. Механосборочные работы и их контроль. – М.: Высшая школа, 1995.
13. Евдокимов Ф.Е. Основы электротехники. – М.: Высшая школа, 1999.
14. Бредихин Ю.А. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 1990.
15. Покровский Б.С. Основы технологии ремонта промышленного оборудования. М.: Академия, 2006.
16. Контрольно- измерительные приборы и инструменты. М: Академия, 2012.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
для профессии Слесарь-ремонтник 5 разряда
Билет № 1
1. Какова сущность операции зенкования. Какой инструмент, применяется при зенковании?
2. Каково назначение и приёмы центровки агрегатов?
3. Какие меры безопасности применяются при рубке металла?
4. Как оказывать первую помощь при кровотечениях и переломе конечностей? Какие виды кровотечений существуют?
Билет № 2
1. Что такое резка металла, её виды? Какой ручной инструмент, применяется при резке металла?
2. Какие виды и типы оборудования для резки металла применяются на предприятии?
3. Какие существуют виды инструктажей по охране труда?
4. Как оказывать первую помощь при ожогах? Какие виды ожогов существуют?
Билет № 3
1. Что такое правка и рихтовка металла?
2. Какие существуют основные дефекты и неисправности валов и осей, методы их восстановления?
3. Какие существуют вредные и опасные производственные факторы при ремонтных работах?
4. Как производится освобождение пострадавшего от действия электрического тока до 1000В?
Билет № 4
1. Как производится ремонт неподвижных соединений (резьбовых, шпоночных, штифтовых, сварных)?
2. Какие существуют виды припоев и флюсов, используемых при пайке?
3. Какие существуют требования безопасности при работе с электрифицированным инструментом?
4. Как оказывать первую помощь при отсутствии сознания и пульса на сонной артерии?
Билет № 5
1. Какие существуют виды резьб? Какой инструмент и оборудование применяется для нарезания резьбы?
2. Что такое номинальный, предельный и действительный размеры? Что такое предельное отклонение размера?
3. Какие существуют правила использования средств индивидуальной защиты при пожаротушении?
4. Как оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми газами или жидкостями?