Программы профессиональной переподготовки

Программы профессиональной переподготовки image

Основная образовательная программа профессионального обучения рабочих по профессии Лаборант хим.анализа 5 разряд.


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ

 

 

Профессия –  Лаборант химического анализа

Квалификация – 5 разряд  

Код профессии – 13321

 

 

Пояснительная записка

 

     Настоящая основная образовательная программа предназначена для профессиональной переподготовки рабочих по профессии «Лаборант химического анализа» 5 разряд. К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие высшее образование по профессиональному направлению химия, химический анализ, химическая технология и т.д.

Форма обучения – очная.

      Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС выпуск 1, раздел “Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства”, параграф 158);

- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;

      Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Лаборант химического анализа» 5 разряда.

       Программа рассчитана на 88 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 24 часа, на производственное обучение 56 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен   4 часа.

 

Содержание программы:

- пояснительная записка;

- квалификационная характеристика;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа теоретического обучения;

- тематический план производственного обучения;

- итоговая аттестация;

- сведения о педагогических работниках;

- материально-техническое обеспечение учебного пункта;

- список литературы и методические материалы;

- экзаменационные билеты.

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

§ 158. Лаборант химического анализа (5-й разряд)

 

Характеристика работ. Проведение анализа смесей взрывоопасных органических веществ с применением различных типов и конструкций хроматографов методом, основанным на применении электронных схем и с использованием сложного расчета хроматограмм. Участие в разработках новых методик для химических анализов. Проведение анализов атомно-абсорбционным методом. Проведение сложных арбитражных анализов. Метрологическая оценка результатов нестандартных анализов. Наладка обслуживаемого оборудования. Обработка результатов химического анализа с использованием современных средств вычислительной техники. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.10.2008 N 577)

 

Должен знать: конструкцию и порядок пользования применяемыми приборами и аппаратами; основы общей, аналитической и физической химии; физико-химические методы анализа; основы разработки и выбора методики проведения анализов; Методы автоматизированной обработки информации. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.10.2008 N 577)

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профессионального обучения рабочих

«Лаборант химического анализа» 5 разряда

                                   

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Аудиторные занятия

Форма контроля

Промежуточная аттестация

1

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

24

 

 

 

Специальный курс

24

 

 

1.1

Метрологическое обеспечение измерений

3

3

устный зачет

1.2

Особенности анализа воздушной среды. Причины загрязнения атмосферного воздуха. Экологический мониторинг

3

3

устный зачет

1.3

Анализ воздушной среды замкнутых помещений. Анализ газовой фазы воздуха рабочей зоны (ВРЗ). Особенности анализа аэрозолей, свойства аэрозолей. Производственная пыль. Производственный микроклимат

6

6

устный зачет

1.4

Отбор проб и обращение с объектами испытаний в лаборатории

2

2

устный зачет

1.5

Обращение с реактивами: правила применения реактивов, порядок учета расхода реактивов

2

2

устный зачет

1.6

Внутренний контроль качества результатов испытаний

6

6

устный зачет

1.7

Охрана труда в лаборатории. Оказание первой помощи при травмировании от химических реактивов и других видах травм.

2

2

устный зачет

2.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

56

На производстве 

Квалификационные испытания

2.1

Инструктаж по правилам безопасности во время выполнения лабораторных работ.

8

8

устный контроль

2.2

 Подготовка оборудования к проведению лабораторных исследований.

8

8

устный контроль

2.3

Приготовление реактивов для проведение лабораторных работ.

8

8

устный контроль

2.4

Использование гравиметрических определений в анализе объектов окружающей среды. Оформление результатов измерения.

8

8

устный контроль

2.5

Применение колориметрического метода в анализе объектов окружающей среды. Измерение концентраций. Оформление результатов измерений.

8

8

устный контроль

2.6

Определение параметров микроклимата в производственных помещениях лаборатории. Оформление результатов измерений.

8

8

устный контроль

2.7

Квалификационная работа. Отбор проб. Заполнение первичной документации.

8

8

устный контроль

3.

Консультация

4

4

устный зачет

4.

Квалификационный  экзамен

4

4

экзамен

 

ИТОГО:

88

 

 

 

 

Календарный учебный график

 

№ п/п

Темы

Недели

Всего часов

1

2

3

Количество часов в неделю

1

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

24

 

 

24

1.1

Метрологическое обеспечение измерений

3

 

 

3

1.2

Особенности анализа воздушной среды. Причины загрязнения атмосферного воздуха. Экологический мониторинг

3

 

 

3

1.3

Анализ воздушной среды замкнутых помещений. Анализ газовой фазы воздуха рабочей зоны (ВРЗ). Особенности анализа аэрозолей, свойства аэрозолей. Производственная пыль. Производственный микроклимат

6

 

 

6

1.4

Отбор проб и обращение с объектами испытаний в лаборатории

2

 

 

2

1.5

Обращение с реактивами: правила применения реактивов, порядок учета расхода реактивов

2

 

 

2

1.6

Внутренний контроль качества результатов испытаний

6

 

 

6

1.7

Охрана труда в лаборатории. Оказание первой помощи при травмировании от химических реактивов и других видах травм.

2

 

 

2

2.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

16

40

 

56

2.1

Инструктаж по правилам безопасности во время выполнения лабораторных работ.

8

 

 

8

2.2

 Подготовка оборудования к проведению лабораторных исследований.

8

 

 

8

2.3

Приготовление реактивов для проведение лабораторных работ.

 

8

 

8

2.4

Использование гравиметрических определений в анализе объектов окружающей среды. Оформление результатов измерения.

 

8

 

8

2.5

Применение колориметрического метода в анализе объектов окружающей среды. Измерение концентраций. Оформление результатов измерений.

 

8

 

8

2.6

Определение параметров микроклимата в производственных помещениях лаборатории. Оформление результатов измерений.

 

8

 

8

2.7

Квалификационная работа. Отбор проб. Заполнение первичной документации.

 

8

 

8

3.

Консультация

 

 

4

4

4.

Квалификационный  экзамен

 

 

4

4

 

Итого:

40

40

8

88

 

  

1.      Программа теоретического обучения

Специальный курс

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во                         часов

1.1

Метрологическое обеспечение измерений

3

1.2

Особенности анализа воздушной среды. Причины загрязнения атмосферного воздуха. Экологический мониторинг

3

1.3

Анализ воздушной среды замкнутых помещений. Анализ газовой фазы воздуха рабочей зоны (ВРЗ). Особенности анализа аэрозолей, свойства аэрозолей. Производственная пыль. Производственный микроклимат

6

1.4

Отбор проб и обращение с объектами испытаний в лаборатории

2

1.5

Обращение с реактивами: правила применения реактивов, порядок учета расхода реактивов

2

1.6

Внутренний контроль качества результатов испытаний

6

1.7

Охрана труда в лаборатории. Оказание первой помощи при травмировании от химических реактивов и других видах травм.

2

 

ИТОГО:

24

 

 


Контрольные вопросы

1.    Какие документы применяются для методики выполнения измерений?

2.    Какие нормативные документы регламентируют метрологическую деятельность?

3.    Какие метрологические термины используются в работе лаборанта химического анализа?

 

 






Тема 1.1.  Метрологическое обеспечение измерений.

      Конституция Российской Федерации (ст. 71, р), № 102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений». Нормативные документы, регламентирующие метрологическую деятельность;

- организация и порядок выполнения различных видов метрологических работ: поверка средств измерений, разработка и аттестация методик выполнения работ, испытание средств измерений в целях утверждения типа, аккредитация метрологических служб;

- регламентация методик проведения метрологических работ: оценивание погрешности измерений, установление межповерочного интервала, выбор средств измерений, установление значений параметров методик поверки;

- установление метрологических терминов и их определение: единицы величин, классы                           точности, формы представления погрешностей.

     Документы на методики выполнения измерений. Документы на методики поверки средств измерений. Государственный надзор за обеспечением единства измерений.


Тема 1.2. Особенности анализа воздушной среды. Причины загрязнения атмосферного воздуха. Экологический мониторинг

       Атмосферный воздух. Естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы. Классификация загрязнителей воздуха по видам загрязнений. Примеры антропогенных источников. Основные направления деятельности по сохранению атмосферного воздуха. Оценка качества окружающей среды. Производственный экологический контроль.

 

Контрольные вопросы

1.    Что такое воздушная среда?

2.    Какие существуют источники загрязнения атмосферы?

3.    Причины возникновения «кислотных» дождей, «парникового» эффекта, «озоновых дыр»?

4.    Что такое ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС?

5.    Что входит в состав экологического мониторинга?

 

Тема 1.3. Анализ воздушной среды замкнутых помещений. Анализ газовой фазы воздуха рабочей зоны (ВРЗ). Особенности анализа аэрозолей, свойства аэрозолей. Производственная пыль. Производственный микроклимат

 

        Воздух жилых и общественных зданий. Воздух рабочей зоны. Вредные вещества. Нормирование воздуха рабочей зоны производственных помещений. Подразделение вредных веществ по характеру воздействия на организм человека. Аэрозоли твердые и жидкие. Свойства аэрозолей. Производственная пыль. Действие пыли на организм человека.

Контрольные вопросы

1.      Что входит в состав воздушной среды жилых и общественных зданий, производственных помещений?

2.      Что такое ПДКмр, ПДКсс?

3.      Как подразделяют вредные вещества по классам опасности?

4.      Как образуются аэрозоли? Виды аэрозолей.

5.      Какое действие оказывает производственная пыль на организм человека?

 

Тема 1.4. Отбор проб и обращение с объектами испытаний в лаборатории.

Требования, предъявляемые к пробе. Отбор проб атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны. Потери и загрязнения при пробоотборе. Хранение пробы. Подготовка пробы к анализу.

Контрольные вопросы

1.    Какие требования предъявляются к пробе атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны?

2.    Как хранят пробы?

3.    Как готовятся пробы к анализу?

 

                                          Тема 1.5. Обращение с реактивами.

            Правила хранения химических реактивов на складах. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Особые требования, предъявляемые к хранению химических реактивов. Оказание первой помощи. Основные правила учета и списания химических реактивов.

Контрольные вопросы

1.      Какие существуют правила хранения химических реактивов на складах?

2.      Какие применяются СИЗы при работе с химическими реактивами?

3.      Как оказывается первая помощь при травмах от химических реактивов?

 

Тема 1.6. Внутренний контроль качества результатов испытаний.

Существуют 3 этапа внутри лабораторного контроля: предупредительный, оперативный, статистический. Цель предупредительного контроля. Выбор контролируемых параметров, фиксация результатов контроля. Корректирующие действия. Оперативный контроль результатов измерений. Средства контроля. Контроль стабильности результатов измерений. Корректирующие действия.

Контрольные вопросы

1.      Какие существуют этапы внутри лабораторного контроля и каковы их цели?

2.      Как выбирается контролируемый параметр?

3.      Как производится оперативный контроль результатов измерений?

4.      Как производятся корректирующие действия?

 

   Тема 1.7. Охрана труда в лаборатории.

Требования безопасности труда. Основы законодательства о труде. Органы надзора за                   охраной труда. Изучение инструкций по охране труда. Виды инструктажей по безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы рабочей среды. Инструкция по охране труда для лаборанта химического анализа.  Меры безопасности при работе лаборанта химического анализа.

Электробезопасность. Поражающие факторы электрического тока. Защита от поражения электрическим током, первая помощь при поражении. Правила безопасности при обслуживании   лабораторного оборудования.

Пожарная безопасность. Противопожарные мероприятия. Средства пожаротушения.                   Производственная санитария и ее задачи. Санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений. Требования к освещению рабочего места. Санитарный уход за производственными и другими помещениями.

Оказание первой помощи при травмировании от химических реактивов и других видах травм. Экологическая безопасность. Правила обращения с лабораторными отходами.

Контрольные вопросы

1.      Какие существуют правила безопасности при работе лаборанта химического анализа?

2.      Каковы правила обращения с лабораторными отходами?

3.      Какие способы оказания первой помощи при химических ожогах?

4.      Какие существуют санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений?

                  

2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тематический план производственного обучения

№ п/п

Темы

Всего часов

2.1

Инструктаж по правилам безопасности во время выполнения лабораторных работ.

8

2.2

 Подготовка оборудования к проведению лабораторных исследований.

8

2.3

Приготовление реактивов для проведение лабораторных работ.

8

2.4

Использование гравиметрических определений в анализе объектов окружающей среды. Оформление результатов измерения.

8

2.5

Применение колориметрического метода в анализе объектов окружающей среды. Измерение концентраций. Оформление результатов измерений.

8

2.6

Определение параметров микроклимата в производственных помещениях лаборатории. Оформление результатов измерений.

8

2.7

Квалификационная работа. Отбор проб. Заполнение первичной документации.

8

 

ИТОГО:

56

*Примечание: Самостоятельное выполнение работ и квалификационная работа должны осуществляться под руководством рабочего-наставника и под контролем мастера производственного обучения.

Рабочая программа

 

2.1. Прохождение на рабочем месте инструктажа по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, а также других необходимых видов инструктажей на рабочем месте. Изучение локальной нормативной документации. Инструктаж по правилам безопасности во время выполнения лабораторных работ.

2.2. Подготовка оборудования к проведению лабораторных исследований.

2.3. Приготовление реактивов для проведение лабораторных работ.

2.4. Использование гравиметрических определений в анализе объектов окружающей среды: отбор пробы воздушной среды прибором для отбора проб воздуха ПА-40М-1 и определение содержания взвешенных частиц в воздухе рабочей зоны измерителем массовой концентрации аэрозольных частиц «Аэрокон». Оформление результатов измерения.

2.5. Применение колориметрического метода в анализе объектов окружающей среды. Измерение концентрации формальдегида, углеводородов нефти, хлора в воздухе рабочей зоны индикаторными трубками. Оформление результатов измерений.

2.6. Определение параметров микроклимата в производственных помещениях лаборатории: температуры, влажности, скорости движения воздуха, атмосферного давления воздуха с применением измерителя параметров микроклимата Метеоскоп-М. Оформление результатов измерений.

2.7. Квалификационная работа по ЕТКС. Отбор проб прибором для отбора проб воздуха ПА-40М-1 и измерение массовой концентрации паров серной кислоты в воздухе рабочей зоны с применением фотометра фотоэлектрического КФК-3-01. Заполнение первичной документации, расчет результатов с неопределенностью.

 

Итоговая аттестация

          Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».         

         К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).

         Результатом проведения обучения по повышению квалификации, является квалификационный экзамен.

          Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.

           Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.         

           По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.     

           Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.

            Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.

   Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

 

 

Материально-техническое обеспечение учебного пункта

 

Наименование аудитории

Средства обучения

 

Учебные классы

компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», робот-тренажёр «Антон -1.01- Травма» учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия.

 

 

Сведения о педагогических работниках

 

        Для реализации данной программы учебным пунктом привлекаются 2 педагогических работника: 1 преподаватель и 1 мастер ПО, имеющих необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.

 

Список литературы и методические материалы

 

1.  «Курс общей экологии». А.К.Бродский, , М. «Академия» 2010г., 256с.

2. «Общая экология: учебное пособие». И.Н.Пономарева, В.П.Соломин и др., изд. Феникс, 2009г., 538с.

3. «Техника безопасности в химических лабораториях», Л.Н.Захаров. Л.: Химия, 2014г.  264с.

4. «Основы стандартизации, сертификации и метрологии», Г.Д.Крылова.  М. Юнити, 2014г., 671с.

5. «Техника и технология лабораторных работ», Б.М.Гайдукова. М, изд. центр «Академия»,2010г.,256с.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

для лаборанта химического анализа 5 разряда

 

БИЛЕТ 1

1. Какие требования для допуска к работе лаборантом химического анализа?

2. Какова сущность гравиметрического метода по определению содержания пыли в воздухе рабочей зоны? Точность метода.

3. Какие существуют виды инструктажей по охране труда? В каких случаях они проводятся?

 

 

БИЛЕТ 2

1.Каковы основные правила работы на аналитических весах?

2.Какова сущность колориметрического метода определения вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Точность метода. Утилизация индикаторных трубок.

3. Какие существуют степени термических ожогов? Как производится оказание первой помощи при ожогах?

 

БИЛЕТ 3

1. По каким параметрам оценивается эффективность работы вентиляционных систем.

2. Правила проведения измерений параметров микроклимата в помещении: атмосферного давления, влажности, температуры и скорости движения воздуха.

3. Какие существуют первичные средства для тушения пожаров?

 

 

БИЛЕТ 4

1. Каковы основные правила отбора проб воздуха газоанализаторами?

2. Как обеспечивается контроль точности результатов анализа с использованием стандартных образцов (аттестованных смесей)?

3. Каковы правила оказания первой помощи при химических ожогах?

 

 

БИЛЕТ 5

1. В чем заключается сущность фотометрического метода измерения аэрозоли серной кислоты в воздухе рабочей зоны? Точность метода.

2. Как производится приготовление растворов реактивов?

3. Каковы действия при возникновении загорания в вытяжном шкафу?

 

 

БИЛЕТ 6

1. Какие существуют классы опасности вредных веществ?

2. Что такое предупредительный контроля результатов измерений?

3. Привести определение концентрации раствора.

 

БИЛЕТ 7

1. Установите соответствие между видом освещения и его предназначением.

2. Что такое оперативный контроля результатов измерений? Средства контроля.

3. Расшифровать марку реактива – «чда» (содержание примесей 1-2%).

 

 

БИЛЕТ 8

1. В чем заключается ежесменное профилактическое обслуживание лабораторного оборудования?

2. Какие требования предъявляются к пробе атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны?

3. Какие средства индивидуальной защиты органов дыхания применяются при контроле загазованной воздушной среды?


Возврат к списку

Наверх