Программы профессионального обучения

Программы профессионального обучения image

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

РАБОЧИХ


 

Профессия – Слесарь-ремонтник

Квалификация – 2 разряд

Код профессии – 18559

 

Пояснительная записка

 

Настоящая основная образовательная программа предназначена для профессионального обучения рабочих «Слесарь-ремонтник» 2 разряда.

          Учебный план предусматривает комплектование групп или обучение по индивидуальному учебному плану из лиц, имеющих среднее общее или среднее-профессиональное образование.

Форма обучения – очная.

Настоящая программа подготовки разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

·         Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

·         Приказ Минпросвещения РФ от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

·         "Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 2. Часть 2. Разделы: "Механическая обработка металлов и других материалов", "Металлопокрытия и окраска", "Эмалирование", "Слесарные и слесарно-сборочные работы" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45);

·         Приказ Минтруда России Приказ Минтруда России от 28.10.2020 N 755н "Об утверждении профессионального стандарта "Слесарь-ремонтник промышленного оборудования";

·         Приказ Минобразования России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;

Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессии «Слесарь-ремонтник» 2 разряда.

Программа рассчитана на 400 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 192 часа, на производственное обучение (практику) 200 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.

 

Содержание программы:

- пояснительная записка;

- квалификационная характеристика;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа теоретического обучения;

- тематический план производственного обучения;

- итоговая аттестация;

- материально-техническое обеспечение учебного пункта;

- сведения о педагогических работниках;

- список литературы и методические материалы;

- экзаменационные билеты.

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

§ 153. СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК

 

2-й разряд

 

Характеристика работ: Разборка, ремонт, сборка и испытание простых узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин. Ремонт простого оборудования, агрегатов и машин, а также средней сложности под руководством слесаря более высокой квалификации. Слесарная обработка деталей по 12 - 14 квалитетам. Промывка, чистка, смазка деталей и снятие залива. Выполнение работ с применением пневматических, электрических инструментов и на сверлильных станках. Шабрение деталей с помощью механизированного инструмента. Изготовление простых приспособлений для ремонта и сборки.

Должен знать: основные приемы выполнения работ по разборке, ремонту и сборке простых узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин; назначение и правила применения слесарного и контрольно-измерительных инструментов; основные механические свойства обрабатываемых материалов; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости; наименование, маркировку и правила применения масел, моющих составов, металлов и смазок.

Примеры работ:

1. Арматура мартеновских печей, дроссели, отсечные клапаны - снятие, ремонт, установка.

2. Болты, гайки, шпильки - опиливание, прогонка резьбы, смена их и крепление.

3. Вентили запорные для воздуха, масла и воды - установка с пригонкой по месту.

4. Завалочные окна, канаты крышкоподъемников и перекидные устройства - смена.

5. Коленья, тройники для трубопроводов - гидравлическое испытание и сборка.

6. Лубрикаторы, линейные питатели - ремонт, регулировка.

7. Маслоохладители - разборка, ремонт, сборка.

8. Насосы поршневые - ремонт, установка.

9. Оборудование - нейтрализация от кислых и щелочных сред.

10. Ограждения - снятие и установка.

11. Прокладки - изготовление.

12. Редукторы галтовочных барабанов - разборка, ремонт и сборка.

13. Сетки металлические - замена, изготовление, ремонт.

14. Точила наждачные и пылесосы к ним - ремонт, сборка, замена и правка абразивных кругов.

15. Шпонки - опиливание.

16. Шпулярники сновальных машин - ремонт и установка на машину.

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по программе профессионального обучения

«Слесарь-ремонтник» 2 разряда

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Аудиторные занятия

Форма контроля

Промежуточная аттестация

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

192

 

 

 

Общетехнический курс

56

 

 

1.1.

Экономика предприятия

4

4

устный зачет

1.2.

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

8

8

устный зачет

1.3.

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

20

20

устный зачет

1.4.

Основные сведения о производстве и организации рабочего места

4

4

устный зачет

1.5.

Чтение чертежей

8

8

устный зачет

1.6.

Допуски и технические измерения

4

4

устный зачет

1.7.

Материаловедение

8

8

устный зачет

 

Специальный курс

136

 

 

1.8.

Слесарное дело

24

24

устный зачет

1.9.

Организация и назначение ремонта промышленного оборудования

32

32

устный зачет

1.10.

Технология ремонта типовых деталей и узлов

40

40

устный зачет

1.11.

Устройство и технология ремонта промышленного оборудования

40

40

устный зачет

2.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

200

На производстве

Квалификационные испытания

2.1

Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Изучение локальных нормативных актов.

8

8

устный контроль

2.2

Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода.

8

8

устный контроль

2.3

Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами

32

32

устный контроль

2.4

Выполнение основных слесарных операций, работ по ремонту оборудования под руководством рабочего наставника. Разборка и сборка простых узлов и механизмов. Сборка разъёмных соединений. Сборка неразъёмных соединений.

116

116

устный контроль

2.5

Самостоятельная работа слесарем-ремонтником, выполнение работ на рабочем месте под наблюдением рабочего наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно квалификационного справочника работ и по профессии «Слесарь-ремонтник» 2 разряда.

32

32

устный контроль

2.6

Квалификационная работа.

4

4

устный контроль

   3.

Консультация

4

аудит

 

   4.

Квалификационный экзамен

4

 

устный экзамен

 

ИТОГО:

400

 

 

 

Календарный учебный график

 

№ п/п

Темы

Недели

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во часов в неделю

1.

Теоретическое обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Экономика предприятия

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1.2.

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1.3.

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

1.4.

Основные сведения о производстве и организации рабочего места

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1.5.

Чтение чертежей

4

4

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1.6.

Допуски и технические измерения

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1.7.

Материаловедение

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1.8.

Слесарное дело

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

24

1.9.

Организация и назначение ремонта промышленного оборудования

 

 

32

 

 

 

 

 

 

 

32

1.10.

Технология ремонта типовых деталей и узлов

 

 

8

32

 

 

 

 

 

 

40

1.11.

Устройство и технология ремонта промышленного оборудования

 

 

 

8

32

 

 

 

 

 

40

2.

Производственное обучение

 

 

 

 

8

40

40

40

40

32

200

2.1

Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Изучение локальных нормативных актов.

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

8

2.2

Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода.

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

8

2.3

Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

32

2.4

Выполнение основных слесарных операций, работ по ремонту оборудования под руководством рабочего наставника. Разборка и сборка простых узлов и механизмов. Сборка разъёмных соединений. Сборка неразъёмных соединений.

 

 

 

 

 

 

40

40

36

 

116

2.5

Самостоятельная работа слесарем-ремонтником, выполнение работ на рабочем месте под наблюдением рабочего наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно квалификационного справочника работ и по профессии «Слесарь-ремонтник» 2 разряда.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

28

32

2.6

Квалификационная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

3.

Консультация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

4.

Квалификационный экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

 

ИТОГО:

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

400

1.      Программа теоретического обучения

Тематический план

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1.1.

Экономика предприятия

4

1.2.

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

8

1.3.

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

20

1.4.

Основные сведения о производстве и организации рабочего места

4

1.5.

Чтение чертежей

8

1.6.

Допуски и технические измерения

4

1.7.

Материаловедение

8

1.8.

Слесарное дело

24

1.9.

Организация и назначение ремонта промышленного оборудования

32

1.10.

Технология ремонта типовых деталей и узлов

40

1.11.

Устройство и технология ремонта промышленного оборудования

40

 

ИТОГО:

192

 

Тема 1.1. Экономика предприятия

Понятие «предприятие», «фирма», «организация». Предприятие как основной субъект рыночной экономики. Конкурентная среда предприятия.

Основные факторы производства. Материально-вещественная и денежная форма ресурсов предприятия. Ограниченность и взаимозаменяемость экономических ресурсов.

Экономические издержки: внутренние и внешние, постоянные и переменные, общие и средние, предельные. Основные направления снижения издержек производства.

Основные факторы производства. Основные производственные фонды как экономическая категория. Состав и структура основных средств. Оборотные средства предприятия.

Кадровая политика на предприятии. Среднесписочный состав работников предприятия и промышленно-производственный персонал. Текучесть кадров. Заработная плата как вознаграждение за труд. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Компенсации и социальные выплаты. Основные требования коллективного договора и трудового соглашения.

Классификация затрат на производство продукции. Сущность и основные функции цены: учетная, распределительная, сбалансированности, рационализации, стимулирования.

Место и роль налогов и обязательных платежей в процессе формирования предприятия.

Сущность и критерии экономической эффективности производства. Абсолютная экономическая эффективность: дифференцированные показатели (трудоемкость производства и производительность труда, материалоемкость и материалоотдача производства, среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача и фондоёмкость производства), интегральные показатели (затраты на 1 руб. товарной продукции, рентабельность производства и продукции, капиталоемкость и капиталоотдача, коэффициент экономической эффективности инвестиций).

Контрольные вопросы:

1.    Раскройте понятие «предприятие».

2.    Что входит в основные средства предприятия?

3.    Что входит в оборотные средства предприятия?

 

Тема 1.2. Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Федеральный закон. Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления.

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ.

Силы и средства РСЧС (Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.

Категории чрезвычайных ситуаций: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, федеральные.

Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера:

·                    стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, во время и после его возникновения;

·                    стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);

·                    стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания;

·                    природные пожары (лесные и торфяные);

·                    массовые инфекционные заболевания людей.

Контрольные вопросы:

1. Назовите виды классификаций ЧС природного и техногенного характера по масштабам распространения и тяжести последствий.

2. Назовите основные задачи в области ГО и ЧС.

3. Назовите основные причины возникновения ЧС.

 

Тема 1.3. Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда и пожарной безопасности. Основные права и обязанности работника и работодателя. Государственные нормативные требования по охране труда. Требования по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями. Ответственность за нарушение требований по охране труда.

Причины и профилактика производственного травматизма. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Профессиональные заболевания и их основные причины. Профилактика профессиональных заболеваний.

Порядок и сроки обучения, виды инструктажей по охране труда для работников. Опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работников. Специальная оценка условий труда. Классы условий труда. Средства индивидуальной защиты. Средства коллективной защиты.

Коллективный договор предприятия. Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты предприятия. Изучение соответствующих инструкций по охране труда (по видам работ, по профессии). Промышленная санитария и гигиена труда. Задачи промышленной санитарии. Личная гигиена.

Электробезопасность. Воздействие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности. Защита от поражения человека электрическим током. Шаговое напряжение. Основные и дополнительные электрозащитные средства, требования к ним. Плакаты, знаки по электробезопасности.

Пожарная безопасность. Основные причины возникновения пожаров в цехе и на территории предприятия. Мероприятия по предупреждению пожаров. Пожароопасные свойства веществ. Средства тушения пожаров и правила их применения. Правила поведения в опасных местах и при пожарах. Планы эвакуации. Знаки пожарной безопасности, эвакуационные.

Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве. Универсальные принципы оказания первой помощи. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Алгоритм оказания первой помощи при закупорке дыхательных путей у взрослого пострадавшего. Виды кровотечений и ран. Правила и техника наложения кровоостанавливающего жгута. Травмы грудной клетки и живота. Травмы опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при вывихах, переломах. Перемещение пострадавшего. Воздействие высокой температуры (ожоги). Химические ожоги. Воздействие низких температур. Электрические ожоги. Меры личной безопасности при контакте с линиями электропередачи. Отравление угарным газом, ядами. Первая помощь при нарушении сознания (обморок), коме, клинической смерти. Определение биологической смерти.

Контрольные вопросы:

1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?

2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?

3. Как вести себя при аварийной ситуации, пожаре?

 

Тема 1.4. Основные сведения о производстве и организации рабочего места

Структура предприятия. Назначение служб, цехов и участков, взаимодействие и связь между ними. Основные сведения о применяемом оборудовании и технике. Сведения по организации и технологии работ в цехе ремонта и на рабочих площадках на территории предприятия, а также непосредственно на горно-транспортном оборудовании. Рабочее место слесаря-ремонтника, его оборудование и требование к нему.

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя рабочее место слесаря-ремонтника?

2. Какие требования предусмотрены при организации рабочего места слесаря-ремонтника?

 

Тема 1.5. Чтение чертежей

Общие сведения о чертежах. Назначение рабочего чертежа и требования, предъявляемые к нему. Форматы чертежей. Правила обозначения размеров на чертежах. Масштабы чертежей, условные обозначения на чертежах. Разрезы и сечения, штриховка на них.

Эскиз, его отличия от чертежа, его назначение и правила составления. Упражнения в чтении чертежей и в составлении эскизов.

Контрольные вопросы:

1. Что такое эскиз?

2. Что такое чертеж?

3. Для чего предназначен рабочий чертеж.

 

Тема 1.6. Допуски и технические измерения

Основные понятия о сопряжении деталей.

Отверстие и вал. Посадка, зазор, натяг.

Точность изготовления деталей. Погрешности при изготовлении деталей. Действительные и предельные размеры сопряжений. Допуск размера. Отклонения. Номинальный размер. Поле допуска. Типы посадок. Предельные зазоры и натяги. Допуск посадки. Система допусков, посадок. Степень точности. Система отверстия и вала.

Показатели измерительных средств: пределы измерения, пределы показания шкалы, интервал делений. Цена деления.

Метр, линейка, рулетка, область применения.

Штангенинструменты, их устройство, назначение, правила отсчета показаний.

Микрометрические инструменты, пределы измерений.

Индикаторные приборы, нутромеры, глубиномеры, устройство, назначение и правила пользования.

Контрольные вопросы:

1. Что такое допуск размера?

2. Что такое размер с зазором?

3. Что такое размер с натягом?

 

Тема 1.7. Материаловедение

Чёрные и цветные металлы, их физические, химические и механические свойства, маркировка.

Чугуны, сведения о производстве, область применения, их виды и свойства.

Стали, сведения о способах производства, маркировка, свойства и область применения.

Легированные стали, их свойства, маркировка и область применения.

Термическая и химико-термическая обработка сталей. Виды обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Цементация, азотирование и др. виды химико-термической обработки.

Сплавы - твёрдые, металлокерамические, цветные, их свойства и область применения.

Основные виды обработки металлов: литьё, обработка давлением, резанием, сварка металлов.

Контрольные вопросы:

1. Назовите область применения чугуна.

2. как производится химико-термическая обработка стали?

3. Какие виды обработки металлов существуют?

 

Тема 1.8. Слесарное дело

Слесарные работы и их назначение. Слесарные операции. Понятие о технологическом процессе обработки деталей.

Набор рабочего инструмента для выполнения основных слесарных операций и назначение слесарного инструмента (масштабная линейка, кронциркуль, нутромер, штангенциркуль, микрометр).

Контрольные вопросы:

1. Какие измерения можно выполнять штангенциркулем, рулеткой, микрометром?

2. Для чего предназначены разметочные работы?

3. Что такое опиливание, шабрение, шлифование?

 

Тема 1.9. Организация и назначение ремонта промышленного оборудования

Условия долговечности и надежности работы машин и механизмов.

Причины износа и поломок оборудования, изменение форм и размеров деталей в результате износа.

Производственный и технологический процессы ремонта, виды ремонта промоборудования. Система планово-предупредительного ремонта оборудования (далее – ППР).

Виды обслуживания и ремонта, предусмотренные системой ППР.

Контрольные вопросы:

1. Что такое система ППР?

2. Какие существуют причины износа и поломок оборудования?

 

Тема 1.10. Технология ремонта типовых деталей и узлов

Организация рабочего места при выполнении ремонтных работ. Технологическая документация на ремонт (восстановление) деталей и сборочных единиц, ее формы.

Технологический процесс ремонта (восстановления) деталей и сборочных единиц механизмов и машин, его элементы.

Технологическая дисциплина, ответственность за ее нарушения.

Технология ремонта неподвижных соединений (резьбовых, штифтовых, шпоночных, шлицевых, сварных и т. д.).

Технология ремонта деталей и механизмов машин и оборудования (валов, подшипников, шкивов, различных передач, муфт, механизмов преобразования движения и т.п.).

Приспособления и контрольно-измерительный инструмент, применяемые при ремонте оборудования.

Классификация контрольно-измерительных инструментов и приборов по конструктивным признакам и назначению.

Основные характеристики инструментов. Использование контрольно-измерительных инструментов и приспособлений.

Разбор карт технологического процесса ремонта различных деталей и узлов промышленного оборудования.

Контрольные вопросы:

1. Что такое технологическая дисциплина?

2.Какие технологии существуют при ремонте оборудования?

 

Тема 1.11. Устройство и технология ремонта промышленного оборудования

Виды и типы механического оборудования на предприятии.

Подробное изучение отдельных типов оборудования, которое предстоит ремонтировать. Назначение, устройство и технические характеристики оборудования. Конструкция деталей, сборочных единиц и механизмов оборудования, их назначение, взаимодействие, характеристика условий работы, износа и способа ремонта.

Разбор кинематических схем. Паспортизация оборудования.

Документация, используемая при выполнении ремонта оборудования. Ремонтные чертежи.

Порядок проверки оборудования при подготовке его к ремонту: внешний осмотр, испытание машины на холостом ходу, определение наличия неисправностей дефектов, оценка состояния смазочных и защитных устройств.

Подготовка оборудования к ремонту. Ведомости дефектов, графики ремонтов.

Последовательность проведения ремонтных работ: разборка механизмов на сборочные единицы и детали, промывка, определение характера и величины износа, их дефектов.

Ремонт деталей.

Узловая сборка, Виды узловой сборки.

Общая сборка механизмов. Виды общей сборки. Контроль качества сборки.

Испытания собранных изделий. Виды испытаний: приемочные, контрольные и специальные. Испытания на холостом ходу и под нагрузкой.

Приёмка оборудования из ремонта.

Контрольные вопросы:

1. Назовите порядок проверки оборудования при подготовке его к ремонту?

2. Что такое узловая сборка?

 

2.      ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тематический план производственного обучения

 

№ п/п

Тема

Всего часов

1

2

3

2.1

Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Изучение локальных нормативных актов.

8

2.2

Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода.

8

2.3

Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами

32

2.4

Выполнение основных слесарных операций, работ по ремонту оборудования под руководством рабочего наставника. Разборка и сборка простых узлов и механизмов. Сборка разъёмных соединений. Сборка неразъёмных соединений.

116

2.5

Самостоятельная работа слесарем-ремонтником, выполнение работ на рабочем месте под наблюдением рабочего наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно квалификационного справочника работ и по профессии «Слесарь-ремонтник» 2 разряда.

32

2.6

Квалификационная работа.

4

 

ИТОГО:

200

*Примечание: Самостоятельное выполнение работ и квалификационная работа должны осуществляться под руководством рабочего-наставника и под контролем мастера производственного обучения.

 

Рабочая программа

 

2.1.     Получение на рабочем месте инструктажа по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, и других видов обязательных инструктажей. Изучение локальной нормативной документации.

2.2.     Ознакомление с нормативно-технической документацией и инструкциями по охране труда. Ознакомление с расположением оборудования и механизмов на рабочем месте. Ознакомление со схемой маршрутов безопасного прохода по территории, расположением административных, бытовых и вспомогательных помещений, а также местами хранения аптечек для оказания первой помощи работникам и средств пожаротушения.

2.3.     Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами.

2.4.     Выполнение основных слесарных операций, работ по ремонту оборудования под руководством рабочего - наставника. Разборка и сборка простых узлов и механизмов. Сборка разъёмных соединений. Сборка неразъёмных соединений.

2.5.     Самостоятельная работа слесарем-ремонтником, выполнение работ на рабочем месте под наблюдением рабочего-наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии «Слесарь-ремонтник» 2 разряда.

2.6. Квалификационная работа.

Выполнение квалификационной работы должно производиться под руководством рабочего-наставника и мастера производственного обучения. Квалификационная работа должна соответствовать разряду по обучаемой профессии в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника, или тарифно-квалификационной карточки, или производственной инструкции или профессиональному стандарту.

 

 

Итоговая аттестация

Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании Положения «О текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и Положения «О порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».

К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).

Результатом обучения является квалификационный экзамен.

Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.

Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в дневнике производственного обучения.

По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (невыполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.

Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.

Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.

Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

Материально-техническое обеспечение учебного пункта

 

Наименование аудитории

Средства обучения

 

Учебные классы

компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», робот-тренажёр «Антон-2» учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия

 

Сведения о педагогических работниках:

Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника                                   (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющие необходимое образование в соответствии с действующим законодательством РФ.

 

Список литературы и методические материалы

1.         Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

2.         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

3.         Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ.

4.         Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

5.         Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

6.         Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".

7.         Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".

8.         Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

9.         Приказ Минтруда России Приказ Минтруда России от 15.12.2020 N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок".

10.      Приказ Минтруда России Приказ Минтруда России от 27.11.2020 N 835н "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями".

11.      Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".

12.      Методические рекомендации по первой помощи и неотложной медицинской помощи: учебно-методическое пособие для лиц без специального медицинского образования, работников угольной отрасли / М.А. Бородина, О.Ю. Попов, А.Г. Васильев, В.И.Бородина, А.В. Алехнович, В.М. Будянский, В.Н. Довгаль, И.В. Шипилов, В.А. Бетехтина, Л.В. Цай. – М.: ООО «СКС», 2016. – 104 с.

13.      Слесарное дело: Учебник для нач.проф.образования/Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

14.      Экономика предприятия: учебник и практикум для СПО / Л. А. Чалдаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 435 с.

15.      Каплунов Ю.В. и др. Экология угольной промышленности России на рубеже 21 века. Москва, Академия горных наук, 2001г.

16.      Крысин А.М., Наумов И.З. Слесарь механосборочных работ. Москва, «Высшая школа», 1974г.

17.      Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения. Москва, «Высшая школа», 1971г.

18.      Ржевская С.В. Материаловедение. Москва, МГГУ, 2000г.

19.      Кламанн Д.Ф. Смазки и родственные продукты. Москва, «Химия», 1988г.

20.      Боголюбов С.К. «Чтение и деталирование сборочных чертежей». Москва, «Академия», 1996г.

21.      Рослякова Е.В. КИП и инструменты. Москва, «Академия», 2003г.

22.      Крутиков И.П. Экскаваторы. Москва, «Машиностороение», 1964г.

23.      Покровский Б.С. Слесарно-сборочные работы. Москва, «Академия», 2003г.

24.      Новиков В.Ю. Слесарь-ремонтник. Москва, «Академия», 2004г.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

«Слесарь-ремонтник» 2 разряда

 

Билет №1

 

1. Какой инструмент предназначен для сверления и нарезки резьбы?

2. Какое назначение имеет центровка агрегатов? Какие способы центровки существуют?

3. Какие меры безопасности необходимо применять при рубке металла?

4. Как оказывать первую помощь при кровотечениях?

  

Билет №2

 

1. Как безопасно производится рубка и резка металлов?

2. Какие виды и типы ремонтного оборудования применяются на предприятии?

3. Какие существуют виды инструктажей по охране труда?

4. Как оказывать первую помощь при ожогах?

  

Билет №3

 

1. Как безопасно производить правку и рихтовку металла?

2. Какие существуют основные дефекты и неисправности валов и осей, методы их

восстановления?

3.Какие основные вредные производственные факторы существуют при ремонтных

      работах?

4. Как освободить пострадавшего от действия электрического тока?

  

Билет № 4

 

1.      Рассказать о технологии ремонта неподвижных соединений (резьбовых, шпоночных,

штифтовых, сварных).

2. Как подготовить оборудование к ремонту?

3. Какие существуют требования безопасности к работе с электрифицированным

инструментом?

4. Как оказывать первую помощь при отсутствии сознания и пульса на сонной артерии?

 

Билет № 5

 

1. Как производится пайка металлов?

2. Что такое номинальный, предельный, действительный размеры и предельные отклонения?

3. Какие требования охраны труда должны выполняться по окончании работ?

4. Как оказывать первую помощь при переломах?


Возврат к списку


Наверх