Программы профессионального обучения

Программы профессионального обучения image

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

РАБОЧИХ

 

Профессия Монтер пути

  Квалификация – 2 разряд

Код профессии 14668

 

Пояснительная записка

 

Настоящая основная образовательная программа (далее - программа) предназначена для профессионального обучения рабочих по профессии «Монтер пути» 2 разряда. Учебный план предусматривает комплектование групп или обучение по индивидуальному учебному плану из лиц, имеющих среднее общее или среднее-профессиональное образование.

Форма обучения – очная.

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Приказ Минпросвещения РФ от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

- Приказ Минтруда России от 18.02.2013 № 68н «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск № 52, раздел «Железнодорожный транспорт».

- Приказ Минобразования России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессии «Монтер пути» 2 разряда.

Программа рассчитана на 176 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 96 часов, на производственное обучение (практику) 72 часа, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.

Производственное обучение осуществляется на рабочем месте под руководством ответственного лица.

Лицам, успешно освоившим Программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документ о квалификации – свидетельство о профессии рабочего.

 

Содержание программы:

- пояснительная записка;

- квалификационная характеристика;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа теоретического обучения;

- тематический план производственного обучения;

- итоговая аттестация;

- материально-техническое обеспечение учебного пункта;

- сведения о педагогических работниках;

- список литературы и методические материалы;

- экзаменационные билеты.

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

§ 38. Монтер пути (2-й разряд)

Характеристика работ. Выполнение простейших работ при монтаже, демонтаже и ремонте конструкций верхнего строения пути. Пополнение балласта в шпальные ящики до нормы. Замена балласта в шпальных ящиках до подошвы шпал. Удаление засорителей из-под подошвы рельса. Клеймение деревянных шпал. Окраска путевых и сигнальных знаков. Сортировка и укладка старых деревянных шпал в штабеля. Нумерация рельсовых звеньев. Крепление болтов и шурупов в шпалах торцевым ключом. Комплектование закладных и клеммных болтов. Снятие и укладка щитов снегозащитной ограды. Забивка кольев при разбивке и нивелировке пути. Погрузка, транспортировка и выгрузка скреплений. Очистка пути от снега вручную. Раскладка шпал и скреплений вручную. Антисептирование шпал и брусьев вручную. Установка и перестановка путевых знаков и снегозащитной ограды на перегоне. Очистка кюветов, водоотводных и нагорных канав. Очистка скреплений и рельсов от грязи и мазута. Очистка путей от мусора. Удаление растительности с путей.

Должен знать: путевые знаки и сигналы; виды основных материалов для устройства верхнего строения пути; общие положения по устройству верхнего строения пути и земляного полотна и требования по их эксплуатации; наименование основных элементов верхнего строения пути и земляного полотна; способы и приемы выполнения простейших работ при монтаже и демонтаже конструкций верхнего строения пути.

Примеры работ: (согласно Профессиональному стандарту «Работник по ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути», утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.10.2018 № 623н)

Выполнение простейших работ по монтажу, демонтажу, ремонту конструкций верхнего строения железнодорожного пути и текущему содержанию железнодорожного пути в соответствии с технологией выполняемых работ:

- Пополнение шпальных ящиков балластом до нормы;

- Замена балласта в шпальных ящиках до подошвы шпал;

- Удаление засорителей из-под подошвы рельса;

- Сортировка и укладка старых деревянных шпал в штабеля;

- Окрашивание путевых и сигнальных знаков; 

- Нумерация рельсовых звеньев;

- Крепление болтов и шурупов в шпалах торцевым ключом;

- Комплектование закладных, клеммных болтов;

- Клеймение деревянных шпал;

- Снятие и укладка щитов снегозащитной ограды;

- Очистка железнодорожного пути от снега вручную;

- Установка и перестановка путевых знаков, снегозащитной ограды на перегоне;

- Забивка кольев при разбивке и нивелировке железнодорожного пути;

- Погрузка, транспортировка, выгрузка скреплений;

- Раскладка шпал, скреплений вручную;

- Антисептирование шпал, брусьев вручную;

- Очистка кюветов, водоотводных, нагорных канав, скреплений, рельсов от грязи и мазута;

- Удаление растительности с путей;

- Принятие мер по остановке поезда в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения.

  

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по программе профессионального обучения

«Монтер пути» 2 разряда

п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Аудиторные занятия

Форма контроля

Промежуточная аттестация

1

2

3

4

5

I

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

96

 

 

1

Общетехнический курс

32

 

 

1.1

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

16

16

устный зачет

1.2

Экономика предприятия

4

4

устный зачет

1.3

Краткие сведения по горному делу

4

4

устный зачет

1.4

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

8

8

устный зачет

2

Специальный курс

64

 

устный зачет

2.1

Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути

40

40

устный зачет

2.2

Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, инструкции железнодорожного транспорта

24

24

устный зачет

II

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

72

На производстве

Квалификационные испытания

1

Инструктажи по охране труда. Проверка наличия и исправности средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, защитной каски, защитных очков, сигнального жилета, перчаток и т.п.).

8

8

устный контроль

2

Ознакомление и проверка на исправное состояние путевого инструмента (путевого молотка, ключей, костыльного лома, шпальных клещей и т.п.).

8

8

устный контроль

3

Ознакомление с основными требованиями безопасности движения поездов при выполнении работ по содержанию и ремонту пути и на погрузочно-разгрузочных работах.

8

8

устный контроль

4

Ознакомление с сигналами, сигнальными знаками.

8

8

устный контроль

5

Практическое выполнение работ согласно Профессиональному стандарту «Работник по ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути».

32

32

устный контроль

6

Квалификационная работа

8

8

устный контроль

 

Консультация

4

 

 

 

Квалификационный экзамен

4

 

экзамен

 

                                                          ИТОГО:

176

 

 

 

 

Календарный учебный график

 

№ п/п

Темы

Недели

Всего часов

1

2

3

4

5

Количество часов в неделю

1

2

3

4

5

6

7

12

1

Общетехнический курс

32

 

 

 

 

12

1.1

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

16

 

 

 

 

 

1.2

Экономика предприятия

4

 

 

 

 

76

1.3

Краткие сведения по горному делу

4

 

 

 

 

 

1.4

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

8

 

 

 

 

 

2

Специальный курс

64

 

 

 

 

 

2.1

Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути

8

32

 

 

 

 

2.2

Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, инструкции железнодорожного транспорта

 

8

16

 

 

 

3

Производственное обучение

 

 

 

 

 

72

3.1

Инструктажи по охране труда. Проверка наличия и исправности средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, защитной каски, защитных очков, сигнального жилета, перчаток и т.п.).

 

 

8

 

 

 

3.2

Ознакомление и проверка на исправное состояние путевого инструмента (путевого молотка, ключей, костыльного лома, шпальных клещей и т.п.).

 

 

8

 

 

 

3.3

Ознакомление с основными требованиями безопасности движения поездов при выполнении работ по содержанию и ремонту пути и на погрузочно-разгрузочных работах.

 

 

8

 

 

 

3.4

Ознакомление с сигналами, сигнальными знаками.

 

 

 

8

 

 

3.5

Практическое выполнение работ согласно Профессиональному стандарту «Работник по ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути».

 

 

 

32

 

 

3.6

Квалификационная работа. (по ЕТКС)

 

 

 

 

8

 

 

Консультация

 

 

 

 

4

4

 

Квалификационный экзамен

 

 

 

 

4

4

 

                                            ИТОГО:

40

40

40

40

16

176

 

Общетехнический курс

Тематический план

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

16

2

Экономика предприятия

4

3

Краткие сведения по горному делу

4

4

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

8

 

                                                                                                               ИТОГО:

32

 

Тема 1. Охрана труда, промышленная, пожарная безопасность, первая помощь пострадавшим на производстве

 

Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Основные права и обязанности работника и работодателя. Государственные нормативные требования по охране труда. Требования по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями. Ответственность за нарушение требований по охране труда.

Коллективный договор предприятия. Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты предприятия. Изучение соответствующих инструкций по охране труда (по видам работ, по профессии).

Анализ травматизма и причины, профилактика несчастных случаев. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Профессиональные заболевания и их основные причины. Профилактика профессиональных заболеваний.

Порядок и сроки обучения, виды инструктажей по охране труда для работников. Опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работников. Специальная оценка условий труда. Классы условий труда. Средства индивидуальной защиты. Средства коллективной защиты.

Задачи промышленной санитарии и гигиены труда. Личная гигиена. Профилактические и защитные санитарные мероприятия. Общие санитарные правила. Требования к освещенности рабочего места, питьевой воде, спецодежде, защитным приспособлениям.

Пожарная безопасность. Основные причины возникновения пожаров. Мероприятия по предупреждению пожаров. Пожароопасные свойства веществ. Средства тушения пожаров и правила их применения. Правила поведения в опасных местах и при пожарах. Планы эвакуации. Знаки пожарной безопасности, эвакуационные.

Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве. Универсальные принципы оказания первой помощи. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Алгоритм оказания первой помощи при закупорке дыхательных путей у взрослого пострадавшего. Виды кровотечений и ран. Правила и техника наложения кровоостанавливающего жгута. Травмы грудной клетки и живота. Травмы опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при вывихах, переломах. Перемещение пострадавшего. Воздействие высокой температуры (ожоги). Химические ожоги. Воздействие низких температур. Электрические ожоги. Меры личной безопасности при контакте с линиями электропередачи. Отравление угарным газом, ядами. Первая помощь при нарушении сознания (обморок), коме, клинической смерти. Определение биологической смерти.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?

2. Какие имеются виды ответственности за нарушения требований по охране труда?

3. Какие виды огнетушителей применяются для тушения твердых веществ (класс А)?

4. В какие сроки расследуются легкие несчастные случаи?

5. Какие классы условий труда относятся к безопасным условиям труда?

6. Сколько классов условий труда существует?

7. На какой срок можно накладывать жгут при артериальном кровотечении?

 

Тема 2. Краткие сведения по горному делу.

Понятие о горных породах, полезных ископаемых и условиях их залегания. Сущность открытых горных работ. Горнотехническая терминология и элементы открытых горных работ: карьер, горизонт, уступ, подуступ, забой, заходка, блок, фронт работ, площадки и бермы. Траншеи капитальные, разрезные и специальные. Выработанное пространство. Глубина карьера. Основные и вспомогательные работы. Отвальные работы.

Назначение и виды карьерного транспорта. Транспортирование пород вскрыши и полезных ископаемых на открытых работах ж.д. транспортом, область и условия его применения. Виды тяги, применяемой на угольных карьерах: электровозы, тепловозы. Назначение и краткая характеристика грузовых вагонов-думпкаров, вагонов-дозаторов и других видов ж.д. транспорта.

 

Контрольные вопросы:

1. Что относится к горным породам? Что называют полезными ископаемыми?       

2. Перечислите элементы горных работ. 

3. Расскажите об основных и вспомогательных работах в угольном разрезе.

4. Что называют отвальными работами?

5. Назовите виды транспортирования пород и полезных ископаемых в угольном разрезе Филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».

 

Тема 3.  Экономика предприятия

Понятие «предприятие», «фирма», «организация». Предприятие как основной субъект рыночной экономики. Конкурентная среда предприятия.

Основные факторы производства. Материально-вещественная и денежная форма ресурсов предприятия. Ограниченность и взаимозаменяемость экономических ресурсов. Экономические издержки: внутренние и внешние, постоянные и переменные, общие и средние, предельные. Основные направления снижения издержек производства. Основные факторы производства. Основные производственные фонды как экономическая категория. Состав и структура основных средств. Кадровая политика на предприятии. Среднесписочный состав работников предприятия и промышленно-производственный персонал. Текучесть кадров. Заработная плата как вознаграждение за труд. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Компенсации и социальные выплаты. Основные требования коллективного договора и трудового соглашения. Классификация затрат на производство продукции. Сущность и основные функции цены: учетная, распределительная, сбалансированности, рационализации, стимулирования. Место и роль налогов и обязательных платежей в процессе формирования предприятия. Сущность и критерии экономической эффективности производства. Абсолютная экономическая эффективность: дифференцированные показатели (трудоемкость производства и производительность труда, материалоемкость и материалоотдача производства, среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача и фондоёмкость производства).

 

 

Контрольные вопросы:

1.      Дайте определения: «предприятие», «фирма», «организация». Приведите

примеры.

2. Назовите основные факторы производства.    

3. Что такое заработная плата? Назовите системы оплаты труда.

 

Тема 4. Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

 

Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Федеральный закон. Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ.

Силы и средства РСЧС (Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.

Категории чрезвычайных ситуаций: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, федеральные.

Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера:

- стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, вовремя и после его возникновения;

- стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);

- стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания;

- природные пожары (лесные и торфяные);

- массовые инфекционные заболевания людей.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите категории чрезвычайных ситуаций.

2. Как классифицируются чрезвычайные ситуации?     

3. Дайте характеристику чрезвычайных ситуаций.

 

Специальный курс

Тематический план

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1

Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути

40

2

Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, инструкции железнодорожного транспорта

24

 

                                                                                                             ИТОГО:

64

 

Тема 1. Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути

1.1. Устройство и содержание железнодорожного пути. Земляное полотно и его назначение. Материалы, применяемые при сооружении земляного полотна; их особенности. Механизмы для возведения насыпей и разработки выемок.

Понятие о продольном и поперечном профилях земляного полотна. Отвод воды от земляного полотна. Виды сооружений для отвода поверхностных и грунтовых вод. Деформации земляного полотна и способы их устранения.

Искусственные сооружения, их назначения и виды. Мосты, трубы, тоннели, виадуки. 

Путь с деревянными и железобетонными шпалами. Общие понятия. Достоинства и недостатки.

Рельсы; их типы, длина, материал. Требования, предъявляемые к рельсам.

Скрепления стыковые и промежуточные, их назначение.

Шпалы; материал, типы и размеры деревянных и железобетонных шпал. Понятие об эпюре.

Балластный слой, виды балласта. Ширина рельсовой колеи. Понятие о плане и профиле железнодорожного пути.

Рельсовые цепи на перегонах и станциях. Изолирующие и токопроводящие стыки. Понятие о путевых дроссель-трансформаторах, стыковых соединителях, кабельных стойках, междупутных соединителях (джемперах).

Устройство и виды изолирующих стыков.

Особенности устройства переездов на участках с автоблокировкой и электрической тягой. Устройство бесстыкового пути. Требования, предъявляемые к земляному полотну, верхнему строению пути.

Переходные и круговые кривые. Возвышения наружного рельса в кривых участках пути.

1.2. Нормы и допуски содержания железнодорожного пути.

Понятие о взаимодействии пути и подвижного состава. Основные понятия о вписывании подвижного состава в кривые. Необходимость уширения колеи и возвышения наружного рельса в кривых.

Нормы содержания пути по направлению. Допуски в содержании пути по направлению в плане.  Содержание пути по уровню на прямых и кривых участках. Нормы и допуски подуклонки рельсов на прямых и в кривых участках пути. Нормы и допуски содержания стыковых зазоров. Допуски в забеге рельсовых скреплений. Опасные дефекты рельсов, их обнаружение при осмотре.

1.3. Производство отдельных видов путевых работ.

Исправление толчков, просадок и перекосов. Определение величины толчков, просадок и перекосов с помощью оптического прибора, визирок и по уровню. Применяемый инструмент. Состав бригады, расстановка рабочих. Порядок производства работ при исправлении пути подбивкой, укладкой прокладок. Техника безопасности при производстве работ.

Закрепление пути от угона. Применяемый Инструмент, организация работ с различными противоугонов. Технология установки противоугонов. Техника безопасности при производстве работ. Ограждение места работ.

Регулировка и разгонка зазоров. Измерение стыковых зазоров. Применение гидравлических и ударных приборов. Состав бригады, порядок производства работ.  Особенности выполнения работ на участках с автоблокировкой и электрической тягой. Техника безопасности при производстве работ.

Одиночная смена рельсов. Подготовительные, основные и заключительные работы. Состав бригады, порядок производства работ. Техника безопасности и обеспечение безопасности движения поездов при производстве работ. Ограждение места работ.

Одиночная смена шпал. Подготовительные работы. Смена шпал при различных типах креплений. Смена деревянных и железобетонных шпал. Применяемые механизмы, инструмент. Порядок выполнения работ.  Техника безопасности. Ограждение места работ.

Перешивка пути.  Регулировка ширины колеи при различных типах промежуточных скреплений. Инструмент и приспособления. Стяжные приборы. Техника безопасности. Ограждение места работ.

Перешивка стрелочных переводов. Условия производства работ. Последовательность перешивки стрелочного перевода. Особенности производства работ на централизованных стрелочных переводах. Техника безопасности при производстве работ. Ограждение места работ.

Одиночная смена переводных брусьев. Условия и порядок производства работ, применяемый инструмент. Расстановка рабочих. Особенности производства работ на централизованных стрелочных переводах. Техника безопасности при производстве работ. Ограждение места работ.

Рихтовка пути.  Условия и порядок производства работ, применяемый инструмент, приборы и механизмы. Состав бригад по рихтовке пути при различных видах балласта.  Техника безопасности при производстве работ. Ограждение места работ.

Смена рельсовых скреплений (одиночная).  Условия производства работ при одиночной смене стыковых и промежуточных скреплений. Применяемый инструмент. Порядок выполнения работ. Техника безопасности. Ограждение места работ.

Замена загрязнённого балласта. Условия производства работ. Порядок выполнения работ при замене балласта до подошвы и ниже подошвы шпал.  Техника безопасности и ограждение места работ.

 

Контрольные вопросы:

1. Каких типов бывают рельсы, их длина, материал?    

2. Из каких материалов изготавливают шпалы?

3. Как производится перешивка пути?

 

Тема 2.  ПТЭ и инструкции

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое габарит подвижного состава?          

2. Какие бывают ручные сигналы, их применение и значение?

3. Какие знаки относятся к постоянным?

 

  

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тематический план

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1

Инструктаж по охране труда. Проверка наличия и исправности средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, защитной каски, защитных очков, сигнального жилета, перчаток и т.п.).

8

2

Ознакомление и проверка на исправное состояние путевого инструмента (путевого молотка, ключей, костыльного лома, шпальных клещей и т.п.).

8

3

Ознакомление с основными требованиями безопасности движения поездов при выполнении работ по содержанию и ремонту пути и на погрузочно-разгрузочных работах.

8

4

Ознакомление с сигналами, сигнальными знаками. Определение расстояний до места установки сигналов по длине и количеству рельсовых звеньев и по пикетам. Ознакомление с порядком расстановки сигналистов, порядком оповещения о приближении поездов. Усвоение сигналов о прекращении работ и пропуске поездов, подавляемых сигналистами.

8

5

Практическое выполнение работ согласно Профессиональному стандарту «Работник по ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути».

32

6

Квалификационная работа

8

 

                                                                                                            ИТОГО:

72

*Примечание: Самостоятельное выполнение работ и квалификационная работа должны осуществляться под руководством рабочего-наставника и под контролем мастера производственного обучения.

 

Тема 1. Получение инструктажа по охране труда. Проверка наличия и исправности средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, защитной каски, защитных очков, сигнального жилета, перчаток и т.п.).

Тема 2. Ознакомление и проверка на исправное состояние путевого инструмента (путевого молотка, ключей, костыльного лома, шпальных клещей и т.п.). Производственное обучение проводится под руководством рабочего-наставника, который несет ответственность за безопасность обучающегося. Ознакомление с вредными и опасными производственными факторами по данной профессии.

Тема 3. Ознакомление с основными требованиями безопасности движения поездов при выполнении работ по содержанию и ремонту пути и на погрузочно-разгрузочных работах.

Тема 4. Ознакомление с сигналами, сигнальными знаками. Определение расстояний до места установки сигналов по длине и количеству рельсовых звеньев и по пикетам. Ознакомление с порядком расстановки сигналистов, порядком оповещения о приближении поездов. Усвоение сигналов о прекращении работ и пропуске поездов, подавляемых сигналистами.

Тема 5. Практическое выполнение работ согласно Профессиональному стандарту «Работник по ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути».

Выполнение простейших работ по монтажу, демонтажу, ремонту конструкций верхнего строения железнодорожного пути и текущему содержанию железнодорожного пути в соответствии с технологией выполняемых работ:

- Практическое ознакомление с конструкцией верхнего строения пути, отдельными элементами верхнего строения пути;

- Пополнение шпальных ящиков балластом до нормы;

- Замена балласта в шпальных ящиках до подошвы шпал;

- Удаление засорителей из-под подошвы рельса;

- Сортировка и укладка старых деревянных шпал в штабеля;

- Окрашивание путевых и сигнальных знаков; 

- Нумерация рельсовых звеньев;

- Крепление болтов и шурупов в шпалах торцевым ключом;

- Комплектование закладных, клеммных болтов;

- Клеймение деревянных шпал;

- Снятие и укладка щитов снегозащитной ограды;

- Очистка железнодорожного пути от снега вручную;

- Установка и перестановка путевых знаков, снегозащитной ограды на перегоне;

- Забивка кольев при разбивке и нивелировке железнодорожного пути;

- Погрузка, транспортировка, выгрузка скреплений;

- Раскладка шпал, скреплений вручную;

- Антисептирование шпал, брусьев вручную;

- Очистка кюветов, водоотводных, нагорных канав, скреплений, рельсов от грязи и мазута;

- Удаление растительности с путей;

- Принятие мер по остановке поезда в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения.

Особенности выполнения работ в зимний период.

Практическое ознакомление с устройством стрелочного перевода. Выполнение работ в составе бригады по смене рамного рельса, остряка, крестовины, контррельса и других частей стрелочного перевода. Освоение работ по обслуживанию стрелочных переводов. Очистка от грязи и загрязненного мазута отдельных деталей, смазка мазутом с графитом, подтягивание слабых болтов.

Практическое ознакомление с устройством и работой переездов.

Ознакомление с планом снегоборьбы на станции и условиями работы по очистке путей и стрелочных переводов от снега. Вскрытие кюветов, забанкетных и нагорных канав от снега. Установка, перестановка снеговых щитов и снятие их при наступлении весны. 

 

Тема 6. Квалификационная работа.

Выполнение квалификационной работы должно производиться под руководством рабочего-наставника и мастера производственного обучения. Квалификационная работа должна соответствовать разряду по обучаемой профессии в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника, или тарифно-квалификационной карточки, или производственной инструкции или профессиональному стандарту.

 

Материально-техническое обеспечение учебного пункта

 

Наименование аудитории

Средства обучения

 

Учебные классы

компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», робот-тренажёр «Антон-2» учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия

 

  

Сведения о педагогических работниках:

Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющие необходимое образование в соответствии с действующим законодательством РФ.

 

Список литературы и методические материалы:

 

1.         «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020)

2.          «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021)

3.         «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

4.      Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ.

5.         Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

6.         Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

7.         Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020).

8.         Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ред. от 23.11.2020).

9.         Приказ Минпросвещения РФ от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

10.     Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

11.     Приказ Минтруда России от 17.08.2015 № 552н (ред. от 20.12.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями».

12.     Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».

13.     Приказ Минтруда России от 17.09.2014 № 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов». 

14.     Приказ Минтранса РФ от 23.01.2009 № 12 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 

15.     Приказ Минтранса России от 21.12.2010 № 286р (ред. от 25.12.2018) «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации».

16.     Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

17.     Распоряжение ОАО «РЖД» от 26.12.2005 № 2191р «Об утверждении Положения об организации проверки знаний требований безопасности движения поездов работниками открытого акционерного общества «Российские же­лезные дороги».

18.     Распоряжение ОАО «РЖД» от 31.12.2015 № 3212р «Об утверждении и введение в действие Положения о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации».

19.     Методические рекомендации по первой помощи и неотложной медицинской помощи: учебно-методическое пособие для лиц без специального медицинского образования, работников угольной отрасли / М.А. Бородина, О.Ю. Попов, А.Г. Васильев, В.И.Бородина, А.В. Алехнович, В.М. Будянский, В.Н. Довгаль, И.В. Шипилов, В.А. Бетехтина, Л.В. Цай. – М.: 000 «СКС», 2016. – 104 с.

20.     Слесарное дело: Учебник для нач.проф.образования/Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

21.     Экономика предприятия: учебник и практикум для СПО / Л. А. Чалдаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 435 с.

22.     Основы горного дела: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Горная книга», Издательство Московского государственного горного университета, 2008. – 464 с.

24. Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей, утверждены распоряжением от 03.01.2008 г. № 12176.

25. Правила по охране труда при производстве работ в защитных лесонасаждениях железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 21.12.2007 г. № я2404р.

26. Инструкция ОАО «РЖД» от 19.07.2006г. «Инструкция о порядке подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах»

27. Инструкция по охране труда для монтеров пути в ОАО «РЖД», утверждена распоряжением от 12.12.2008 г. №2671р.

28. Технические условия на работы по ремонту и планово - предупредительной выправке пути от 30.09.2003 г. № ЦПТ-53.

29. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения
под ред. Э.В. Воробьева, A.M. Никонова. М.: Маршрут, 2005.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

для рабочих по профессии

«Монтер пути» 2-го разряда

 

Билет № 1

 

1. Назовите элементы верхнего строения пути?

2. Каково назначение зазоров в стыках рельсов?

3. В каких случаях и на каком расстоянии ставится сигнал «Свисток» на

передвижных путях?

4. Перечислите меры безопасности при подъеме на ж/д платформу и спуске с нее.

5. Дайте определение понятию «Охрана труда», из каких мероприятий состоит

система управления охраной труда?

 

Билет № 2

 

1.      Назовите типы рельсов, применяемые на железных дорогах и каковы их размеры?

2.      Что такое деформация земляного полотна?

3.      Расскажите об ограждении места работ на передвижных путях.

4.      Что такое габарит подвижного состава?

5.      Как оказать первую помощь пострадавшему при ранении груди?

 

Билет № 3

 

1.      Какова ширина колеи и допуски на передвижных путях?

2.      Расскажите о назначении противоугонов.

3.      Как организуется ограждение места работ на передвижных путях?

4.     Какие меры безопасности необходимо соблюдать при подъемке пути

домкратами.

5.      В какие сроки расследуется несчастный случай на производстве?

 

                                                     

Билет № 4

 

1.         Из каких материалов изготавливают шпалы, какие они бывают по форме и типу?

Каковы основные размеры шпал и брусьев?

2.      Назовите виды дефектов рельсов.

3.      Какие ручные и звуковые сигналы применяются при маневрах?

4.      Перечислите сигналы тревог.

5.     Какие меры безопасности нужно выполнять при использовании ручного

инструмента?

 

Билет № 5

 

1.         Для чего производится возвышение откосной (отвальной) нити на передвижных

путях?

2.     Каково назначение и типы рельсовых скреплений?

3.      Каково назначение сигналов на железнодорожном транспорте?

4.      Какие знаки относятся к постоянным?

5.         Как правильно оказать первую помощь при артериальном кровотечении?

     

Билет № 6

 

1.      Каково назначение земляного полотна? Назовите его основные элементы.

2.         Какое наибольшее отклонение по уровню головок рельсов для передвижных

путей?

3.      Назовите переносные сигналы. Каково их назначение?

4.      Какие меры безопасности необходимо соблюдать при рихтовке пути ломом?

5.      Какие действия выполняются по оказанию первой помощи при переломах?

 

Билет № 7

 

1.      Что такое поперечный профиль земляного полотна? Его основные элементы?

2.      Назовите виды балласта, требования, предъявляемые к балласту.

3.      Ограждение места работ на постоянных путях при фронте работ более 200м.

4.      Какие меры безопасности необходимо соблюдать при грозе?

5.         Как правильно нужно выполнять сердечно-лёгочную реанимацию (непрямой

массаж сердца и искусственную вентиляцию легких)?

 

                                                             Билет № 8

1.      Каково назначение и виды балласта?

2.      Назовите ширину колеи и допуски на постоянных путях.

3.   Каким образом организуется ограждение опасного места на передвижных путях?

4.   На каком расстоянии можно обходить стоящий состав. Как правильно проходить

по тормозным площадкам?

5.   Какие меры нужно принять при обрыве проводов контактной сети?

 

Билет № 9

 

1.      Для чего сооружаются насыпи и устраиваются выемки?

2.      Какие устройства служат для отвода поверхностных вод от земляного полотна?

3.      Расскажите, как подразделяются сигналы по способу восприятия?

4.      Какие требования предъявляются к деревянным шпалам?

5.      Как правильно оказать первую помощь при венозном кровотечении?

     

Билет № 10

 

1.      Расскажите о назначении рельс. Что означает марка рельсов Р65, Р75?

2.     Расскажите о назначении рельсовых скреплений. Какова конструкция рельсовых

скреплений.

3.    Как производятся сигналы тревог: «Общая тревога», «Пожарная тревога»,

«Химическая тревога», «Воздушная тревога»?

4.    Для чего служит противоугон на звеньевом пути?

5.      Какие действия должен предпринять работник при оказании первой помощи при термических ожогах. 


Возврат к списку


Наверх