Программы профессионального обучения

Программы профессионального обучения image

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ

  

Профессия – Маляр

Квалификация – 3 разряд

Код профессии – 13450

 

Пояснительная записка


     Настоящая основная образовательная программа предназначена для профессионального обучения рабочих по профессии «Маляр» 3 разряда.

      К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие основное общее, среднее общее или среднее профессиональное образование.

Особое условие: наличие удостоверения стропальщика.

Форма обучения – очная.

 Язык, на котором осуществляется обучение - русский.

      Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

-   ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС, выпуск 2 ч.2, § 43);

- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;

      Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Маляр» 2 разряда.

       Программа рассчитана на 160 часов, из которых на теоретическое обучение отводится            72 часа, на производственное обучение 80 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен   4 часа.

 

 

Содержание программы:

- пояснительная записка;

- квалификационная характеристика;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа теоретического обучения;

- тематический план производственного обучения;

- итоговая аттестация;

- сведения о педагогических работниках;

- материально-техническое обеспечение учебного пункта;

- список литературы и методические материалы;

- экзаменационные билеты.

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА

§ 43. Маляр 3-го разряда

Характеристика работ. Окрашивание поверхностей, требующих высококачественной отделки, после нанесения шпаклевок и грунтовочных слоев красками и лаками в несколько тонов, шлифование и полирование их. Разделка поверхностей под простой рисунок различных пород дерева, мрамора и камня. Нанесение рисунков и надписей по трафаретам в два-три тона; цифр и букв без трафаретов. Окрашивание деталей и поверхностей на электростатических установках и электростатическими краскораспылителями. Отделка поверхностей набрызгиванием. Обработка поверхностей замедлителями коррозии. Регулирование подачи воздуха и краски в распылители. Покрытие изделий лаками на основе битума и нитролаками. Ручная очистка замкнутых объемов (цилиндров, отсеков). Окрашивание и очистка (ошкрябка). Изготовление несложных трафаретов. Варка клеев по заданной рецептуре. Составление смесей из масляных красок и лаков, нитрокрасок, нитролаков и синтетических эмалей. Подбор колера по заданным образцам. Смена и наклеивание линолеума, релина и других материалов. Подналадка механизмов и приспособлений, применяемых в производстве малярных работ.

Должен знать: принцип действия и способы подналадки механизмов и приспособлений, применяемых при малярных работах; устройство электростатических установок поля и электростатических краскораспылителей, правила их регулирования по показаниям контрольно-измерительных приборов; способы окрашивания и лакирования изделий из различных материалов и процесс подготовки изделий под отделку; процесс разделки поверхностей под простой рисунок различных пород дерева, мрамора и камня; свойства декоративных и изоляционных лаков и эмалей и рецепты составления их; способы составления красок различных цветов и тонов; химический состав красок и правила подбора колеров; методы и способы наклеивания, смены линолеума, линкруста и других материалов; технические условия на отделку и сушку изделий.

Примеры работ

1. Двери, рамы - шпаклевание.

2. Детали литые и сварные для электромашин и аппаратов - шлифование после шпаклевания и окрашивания.

3. Емкости - покрытие лаком внутренней поверхности.

4. Корпуса, столы и диски регулировочных и испытательных стендов - шлифование и окрашивание эмалью.

5. Корпуса электрораспределительных устройств - шпаклевание, грунтование, окрашивание.

6. Краны, мосты, опоры линий электропередачи - окрашивание.

7. Кузовы грузовых вагонов, котлы цистерн и паровозов, универсальные контейнеры - окрашивание.

8. Машины, станки, аппараты, приборы и другое оборудование - окрашивание.

9. Плитки облицовочные и фасонные - облицовка вертикальных поверхностей.

10. Поверхности вагонов - наклеивание линолеума, линкруста, релина.

11. Покрытие "ЛАК" - наклеивание и снятие трафаретов.

12. Рамы, двери, фрамуги - окрашивание и покрытие лаками.

13. Роторы сварные стальные - грунтование и окрашивание внутренних поверхностей.

14. Столбы, щитки - разделка под простой рисунок различных пород дерева.

15. Стены, полки, мебель снаружи и внутри, потолки и крыши локомотивов - шлифование, распылителем или валиком.

16. Трубы вентиляционные - окрашивание.

17. Ящики и шкафы, металлические панели станций и щитов управления - шлифование, окрашивание и отделка.

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профессионального обучения рабочих

по профессии «Маляр» 3 разряда

 

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Аудиторные занятия

Форма контроля

Промежуточная аттестация

1

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

72

 

 

 

Общетехнический курс

24

 

 

1.1

Материаловедение

4

4

устный зачет

1.2

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

4

4

устный зачет

1.3

Охрана труда, пожарная безопасность и промсанитария

16

16

устный зачет

 

Специальный курс

48

 

 

1.4

Инструмент и оборудование для проведения ремонтных работ

8

8

устный зачет

1.5

Технология смешивания

12

12

устный зачет

1.6

Технология покрасочных работ

12

12

устный зачет

1.7

Окрашивание различных поверхностей

16

16

устный зачет

2

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

80

На  производстве 

Квалификационные испытания

2.1

Инструктаж и ознакомление на рабочем месте. Изучение инструкций по ОТ

8

8

устный контроль

2.2

Окрашивание, торцевание, флейцевание и нанесение рисунков

12

12

устный контроль

2.3

Разделка поверхностей под сложный рисунок и реставрация

40

40

устный контроль

2.4

Изготовление сложных трафаретов и гребенок, межоперационная защита. Определение качества применяемых лакокрасочных материалов.

12

12

устный контроль

2.5

Выполнение работ по ЕТКС под руководством рабочего-наставника. Квалификационная работа

8

8

устный зачет

3

Консультация

4

 

 

4

Квалификационный  экзамен

4

 

экзамен

 

ИТОГО:

160

 

 

 

 

 

Календарный учебный график

№ п/п

Темы

Недели

Всего часов

1

2

3

4

Количество часов в неделю

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

40

32

 

 

72

1.1

Материаловедение

4

 

 

 

4

1.2

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

4

 

 

 

4

1.3

Охрана труда, пожарная безопасность и промсанитария

16

 

 

 

16

1.4

Инструмент и оборудование для проведения ремонтных работ

8

 

 

 

8

1.5

Технология смешивания

8

4

 

 

12

1.6

Технология покрасочных работ

 

12

 

 

12

1.7

Окрашивание различных поверхностей

 

16

 

 

16

2.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

8

40

32

80

2.1

Инструктаж и ознакомление на рабочем месте. Изучение инструкций по ОТ

 

8

 

 

8

2.2

Окрашивание, торцевание, флейцевание и нанесение рисунков

 

 

12

 

12

2.3

Разделка поверхностей под сложный рисунок и реставрация

 

 

28

12

40

2.4

Изготовление сложных трафаретов и гребенок, межоперационная защита. Определение качества применяемых лакокрасочных материалов.

 

 

 

12

12

2.5

Выполнение работ по ЕТКС под руководством рабочего-наставника. Квалификационная работа

 

 

 

8

8

3.

Консультация

 

 

 

4

4

4.

Квалификационный экзамен

 

 

 

4

4

 

ИТОГО:

40

40

40

40

160

 

 

1.      Программа теоретического обучения

Общетехнический курс

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

часов

1.1

Материаловедение

4

1.2

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от ЧС

4

1.3

Охрана труда, пожарная безопасность и промсанитария

16

 

ИТОГО:

24

Аннотация к дисциплинам

 

Тема 1.1. Материаловедение

Лакокрасочные материалы: лак, порошковая краска, эмаль, грунтовка и шпатлевка. Классификация красок по назначению. Строительные краски, их виды и состав.  Назначение основных лакокрасочных материалов. Связующие свойства. Вспомогательные материалы. Понятие о твердом теле, коллоидно - дисперсных системах и растворах. Масса, плотность, средняя плотность, пористость и пустотность. Свойства, определяющие отношения материалов к действию воды: гигроскопичность, водопоглощение, водостойкость, влагоотдача, водопроницаемость.        

Свойства, определяющие отношение материалов к изменению температуры: морозостойкость, тепловое расширение, теплопроводность, теплоемкость, огнестойкость. Прочие физические свойства: воздухо-, газо- и паропроницаемость. Химическая и коррозионная стойкость. Механические свойства: Твердость, истираемость, упругость, пластичность и другие.            

Абразивные материалы. Виды, способы изготовления. Производители. Выбор необходимого абразива для проведения работ. Виды шпатлевок. Выбор шпатлевок для проведения работ. Техника шпатлевания. Жидкие шпатлевки. Введение в понятие градации и глубины риски. Влияние абразива на шпатлевку. Нарушение технологии соблюдения градации. Усадка материала.

Виды лакокрасочных покрытий. Системы окраски. Производителя красок. Заводское ЛКП и ремонтное. Основные отличия. Грунтовочные материалы. Виды, основные отличия, правильный выбор при проведении ремонтных работ.

Контрольные вопросы

1.    Какие виды лакокрасочных материалов существуют?

2.    Какие свойства определяют отношение материалов к изменению температуры?

3.    Какие основные материалы применяются для проведения ремонтных работ?

 

Тема 1.2. Гражданская оборона, защита работников и предприятие от чрезвычайных ситуаций

                    Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления. Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ. Силы и средства РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.

           Категории подразделения чрезвычайных ситуаций: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

           Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера: стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, во время и после его возникновения; стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи); стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия.

           Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания; природные пожары (лесные и торфяные); массовые инфекционные заболевания людей.

Контрольные вопросы

1.  Какие существуют категории подразделения чрезвычайных ситуаций?

2.  Как классифицируются и характеризуются чрезвычайные ситуации природного характера?

3.  Какие действия осуществляет население, при оповещении о чрезвычайной ситуации?


Тема 1.3. Охрана труда, пожарная безопасность и промсанитария

          Требования безопасности труда. Изучение инструкций по охране и безопасности труда. Правила поведения на территории и в цехах предприятия. Основные причины травматизма на производстве. Меры безопасности при переноске груза вручную. Меры безопасности на высоте.
          Гигиенические требования к рабочей спецодежде, уход за ней и правила её хранения. Значение правильного освещения помещений и рабочих мест.

          Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека и виды поражения электрическим током. Защита от прикосновения к токоведущим частям. Способы освобождения человека от действия электрического тока.

           Требования безопасности труда и пожарной безопасности. Основные причины пожаров в цехах и на территории предприятия. Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах. Обеспечение рабочих мест первичными средствами пожаротушения. Правила применения огнетушащих средств. Места для курения. Оказание помощи пострадавшим при несчастном случае на производстве.

             Санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений. Требования к освещению помещений и рабочих мест. Виды вентиляционных устройств, правила их эксплуатации. Санитарный уход за производственными и другими помещениями.

Контрольные вопросы:

1.  Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?

2.  Какова периодичность проведения повторного инструктажа на рабочем месте?

 

  Специальный курс

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1.4

Инструмент и оборудование для проведения ремонтных работ

8

1.5

Технология смешивания

12

1.6

Технология покрасочных работ

12

1.7

Окрашивание различных поверхностей

16

 

ИТОГО:

48

 

Аннотация к дисциплинам

Тема 1.4. Инструмент и оборудование для проведения ремонтных работ

             Оборудование для механизированного приготовления составов: мелотерки, краскотерки, смесительные машины, вибросита, эмульгаторы, электроклееварки и другое - его назначение, устройство и технические характеристики.  Машины и механизированные и инструменты для подготовки поверхностей под окраску: растворосмесители и растворонасосы, электрические и пневматические шлифовальные машины, ручные краскопульты, шпаклёвочные агрегаты - их назначение, устройство и технические характеристики.

            Основные неисправности в работе, их причины и способы устранения. Ручные инструменты: кисти фигурные, пневматические валики, щетка торцовая, скальпель стальной, пробойник металлический и другие инструменты. Их характеристики и назначение.

Контрольные вопросы

1.    Какое применяют оборудование для механизированного приготовления составов?

2.    Какие ручные инструменты при ремонте применяет маляр?

 

Тема 1.5. Технология смешивания

           Правила смешивания. Пропорции смешивания лакокрасочных материалов. Соблюдение температурных режимов. Время жизни готовых продуктов. Базовые краски, акриловые материалы, лаки. Системы изготовления красок. Понятие колористика. Промежуточное тестирование. Разбор первичного теста. Сравнение результатов. Добавки в лакокрасочные материалы. Пластификаторы, отвердители, ускорители сушки, структурные, матовые, разбавители.

Контрольные вопросы

1.    Какие применяют пропорции смешивания лакокрасочных материалов?

2.    Какие применяют добавки в лакокрасочные материалы?

 

Тема 1.6. Технология покрасочных работ

           Маскировка объекта перед началом работ. Подготовка рабочего места. Обезжириватели. Тестирование лакокрасочных материалов. Определение площади повреждения. Выравнивание детали. Взаимосвязь рихтовки и шпатлевки. Этапы шпатлевания.  Грунтование - техника нанесения, основные ошибки. Сушка лакокрасочных материалов. Толщина лакокрасочных материалов. Техника шлифования. Подготовка поверхности перед окраской. Хранение подготовленных деталей.

Контрольные вопросы

1.    Какая взаимосвязь между рихтовкой и шпатлевкой?

2.    Как происходит сушка лакокрасочных материалов?

 

Тема 1.7. Окрашивание различных поверхностей

            Окрашивание деталей. Подготовительные работы перед окраской. Подготовка материалов и оборудования. Вязкость материалов. Технология и техника окраски. Окраска новой детали (метод мокрый по мокрому). Ремонтная окраска. Окраска пластиков (новый пластик, ремонтный пластик). Окраска методом плавного перехода. Технология окрашивания трехслойных красок, водорастворимых красок. Сушка лакокрасочных материалов. Полировка объекта после окраски. Полировка переходов. Этапы работы. Техника полирования. Дефекты окраски. Способы устранения.

Контрольные вопросы

1.    Что такое вязкость материала?

2.    Как производится окрашивание трёхслойными красками?

3.    Какие дефекты окраски существуют?

4.    Какие способы устранения дефектов окраски существуют?

 

2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тематический план производственного обучения

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

2.1

Инструктаж и ознакомление на рабочем месте. Изучение инструкций по ОТ

8

2.2

Окрашивание, торцевание, флейцевание и нанесение рисунков

12

2.3

Разделка поверхностей под сложный рисунок и реставрация

40

2.4

Изготовление сложных трафаретов и гребенок, межоперационная защита. Определение качества применяемых лакокрасочных материалов.

12

2.5

Выполнение работ по ЕТКС под руководством рабочего-наставника. Квалификационная работа

8

 

ИТОГО:

80

*Примечание: Все работы, выполняемые обучаемым при прохождении производственного обучения, производятся под руководством рабочего-наставника и мастера производственного обучения.

 

 

Аннотация к рабочей программе

1.        Ознакомление с организацией и режимом работы предприятия и участка, где будет проходить производственное обучение. Ознакомление с инструкциями по охране труда и др. локальными документами участка и предприятия в целом. Получение инструктажа на рабочем месте. Ознакомление с оборудованием рабочих мест. Организация, службы безопасности труда на предприятии. Причины травматизма и меры его предупреждения. Ознакомление с мероприятиями по предупреждению пожаров к средствам пожаротушения. Получение инструктажа по безопасным методам работ на рабочем месте маляра.

2.        Окрашивание поверхностей сухими порошками, различными красками и лаками в несколько тонов, шлифование, лакирование, полирование, шпаклевание, грунтование и проолифливание их механизированным инструментом. Торцевание и флейцевание окрашенных поверхностей. Протягивание филенок с подтушевкой. Нанесение рисунков на поверхности по трафаретам в четыре и более тонов.

3.        Разделка поверхностей под сложный рисунок различных пород дерева, мрамора и камня. Самостоятельное составление сложных колеров. Реставрация окрашенных поверхностей, линкруста, линолеума и других материалов. Лакокрасочные покрытия по стеклу и керамической эмали.

4.        Изготовление сложных трафаретов и гребенок для разделки окрашиваемых поверхностей. Окрашивание после грунтования поверхностей методом холодного безвоздушного распыления. Окрашивание деталей, изделий, приборов в тропическом исполнении. Межоперационная защита фосфатирующими грунтовками листового материала и профильного проката для судовых цистерн питьевой, дистиллированной и питательной воды, медицинского и технического жира. Определение качества применяемых лакокрасочных материалов. Наладка механизмов, применяемых в производстве малярных работ.

5.        Все вышеуказанные работы выполняются под наблюдением и руководством рабочего наставника.

Итоговая аттестация

          Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».         

         К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).

         Результатом проведения обучения по повышению квалификации, является квалификационный экзамен.

          Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.

           Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.         

           По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.     

           Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.

            Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.

   Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

 

Материально-техническое обеспечение учебного пункта

 

      Помещения Учебного пункта филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» включают 5 учебных классов, комнату персонала (мастеров и преподавателей) Учебного пункта. На этажах имеются туалетные комнаты. Учебные классы оборудованы стульями, двухместными и одноместными ученическими столами, меловыми и маркерными досками, шкафами для верхней одежды. В классах соблюдается тепловой, световой и санитарный режимы.

 

Наименование аудитории

Средства обучения

 

Учебные классы

компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», робот-тренажёр «Антон -1.01- Травма» учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия.

 

 

Сведения о педагогических работниках

 

        Для реализации данной программы учебным пунктом привлекаются 4 педагогических работника: 2 преподавателя и 2 мастера ПО, имеющих необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.

 

Список литературы и методические материалы

 

1.                  Методические рекомендации по первой помощи и неотложной медицинской помощи. Учебно-методическое пособие для лиц без специального медицинского образования работников угольной отрасли. Под общей редакцией д.м.н. профессора М.А. Бородиной, 2016г.

2.    Белоусов Е. Д. Технология малярных работ;- М., 2013.

3.     Белоусов Е. Д., Вершинина О. С. Малярные и штукатурные работы; - М., 2015.

4.     Белоусов Е. Д. Технология облицовки синтетическими материалами, Москва, 1982 г.

5.    Галкин И. Г. Технология и организация строительного производства, Москва, 1981 г.

6.    Суржаненко А. Е., Шепелев А. М. Малярные и штукатурные работы, Москва, 1968 г.

7.     Чмырь В. Д. Материаловедение для маляров, Москва, 1982 г.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

по профессии «Маляр» 3 разряда

 

БИЛЕТ № 1

1.      Какие ручные инструменты применяет при работе маляр? Для чего предназначены ручные инструменты?

2.      Какие меры безопасности необходимо соблюдать при работе маляра?

3.      Как оказать первую помощь при переломах? Какие виды переломов Вы знаете?

 

 

БИЛЕТ № 2

1.      По какой системе изготавливают краски?

2.      Как происходит процесс разделки поверхностей под сложный рисунок различных пород дерева, мрамора и камня?

3.      Как оказать первую помощь при кровотечении? Назовите виды кровотечений.

 

 

БИЛЕТ № 3

1.      Какими способами устранить дефекты окраски?

2.      Какие способы применяют при окрашивании поверхностей?

3.      Как оказать первую помощь при ожогах? Сколько степеней ожогов Вы знаете?

 

 

БИЛЕТ № 4

1.      Какими способами составляют краски для различных цветов и тонов?

2.      Для чего предназначены шпаклёвочные агрегаты?

3.      Как оказать первую помощь при вывихах и ушибах?

 

 

БИЛЕТ № 5

1.      Какими способами реставрируют окрашенные поверхности?

2.      Рассказать технологию окраски потолка и стен?

3.      Как оказать первую помощь при попадании инородного тела в глаз?


Возврат к списку


Наверх