Программы профессионального обучения

Программы профессионального обучения image

  

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ

 


Профессия – Машинист крана (крановщик)

Квалификация – 3 разряд

Код профессии – 13790

 

 

Пояснительная записка

 

      Настоящая основная образовательная программа предназначена для профессионального обучения рабочих по профессии «Машинист крана (крановщик)» 3 разряда.

      К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие основное общее, среднее общее или среднее профессиональное образование.

Форма обучения – очная.

 Язык, на котором осуществляется обучение - русский.

      Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

-   ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС,                  выпуск 1, § 200);

- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;

      Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Машинист крана (крановщик)» 3 разряда.

       Программа рассчитана на 440 часов, из которых на теоретическое обучение отводится            240 часов, на производственное обучение 192 часа, консультация 4 часа и квалификационный экзамен   4 часа.

 

 

Содержание программы:

- пояснительная записка;

- квалификационная характеристика;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа теоретического обучения;

- тематический план производственного обучения;

- итоговая аттестация;

- сведения о педагогических работниках;

- материально-техническое обеспечение учебного пункта;

- список литературы и методические материалы;

- экзаменационные билеты.

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

§ 200. Машинист крана (крановщик) (3-й разряд)

Характеристика работ. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 5 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов. Установка деталей, изделий и узлов на станок, перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. Управление электроталями, переносными кранами при выполнении всех видов работ.

Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по укладке грузов на стеллажи, снятию их со стеллажей, доставке на погрузочную площадку и укладке в контейнеры, пакеты и на поддоны.

Должен знать: устройство и принцип работы обслуживаемых кранов и их механизмов; способы определения массы груза по внешнему виду; правила эксплуатации кранов по установке деталей, изделий и узлов на станок; порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и специализацией; технологический процесс внутрискладской переработки грузов; правила укладки и хранения грузов на стеллажах; основы электротехники и слесарного дела.

  

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профессионального обучения рабочих

по профессии «Машинист крана (крановщик)» 3 разряда

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Аудиторные занятия

Форма контроля

Промежуточная аттестация

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

240

 

 

 

Общетехнический курс

64

 

 

1.1

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

4

4

устный зачет

1.2

Основы материаловедения

4

4

устный зачет

1.3

Основы слесарного дела

8

8

устный зачет

1.4

Основы черчения

4

4

устный зачет

1.5

Сведения по технической механике

8

8

устный зачет

1.6

Основы электротехники

20

20

устный зачет

1.7

Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария

16

16

устный зачет

 

Специальный курс

176

 

 

1.8

Электрооборудование грузоподъемных кранов

56

56

устный зачет

1.9

Устройство грузоподъемных кранов

60

60

устный зачет

1.10

Устройство грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений

24

24

устный зачет

1.11

Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт кранов

36

36

устный зачет

2.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

192

На  производ-стве

Квалификационные испытания

2.1

Изучение инструкций по охране труда. Ознакомление с рабочим местом.

8

8

устный контроль

2.2

Подбор грузозахватных устройств и приспособлений. Проверка исправности грузоподъемных устройств. Подготовка к строповке грузов Практическое ознакомление с основными элементами кранов

32

32

устный контроль

2.3

Крепление стальных канатов. Знаковая сигнализация. Упражнения в подъеме, перемещении и установке грузов.

24

24

устный контроль

2.4

Значение технического обслуживания, его периодичность и порядок выполнения. Обязанности машиниста по уходу за краном

44

44

устный контроль

2.5

Проверка и регулировка тормозов. Проверка приборов безопасности. Проверка состояния крана. Неисправности узлов и механизмов крана. Оформление документации для сдачи крана в ремонт.

56

56

устный контроль

2.6

Самостоятельное выполнение работ на рабочем месте под руководством рабочего-наставника

20

20

устный зачет

2.7

Квалификационная работа (по ЕТКС)

8

8

устный зачет

3

Консультация

4

 

 

4

Квалификационный  экзамен

4

 

экзамен

 

ИТОГО:

440

 

 

Календарный учебный график

№ п/п

Темы

Недели

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Количество часов в неделю

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

40

40

40

40

40

40

 

 

 

 

 

240

1.1

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1.2

Основы материаловедения

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1.3

Основы слесарного дела

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1.4

Основы черчения

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1.5

Сведения по технической механике

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1.6

Основы электротехники

12

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

1.7

Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

1.8

Электрооборудование грузоподъемных кранов

 

16

40

 

 

 

 

 

 

 

 

56

1.9

Устройство грузоподъемных кранов

 

 

 

40

20

 

 

 

 

 

 

60

1.10

Устройство грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений

 

 

 

 

20

4

 

 

 

 

 

24

1.11

Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт кранов

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

36

2.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

40

40

40

40

32

192

2.1

Изучение инструкций по охране труда. Ознакомление с рабочим местом.

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

8

2.2

Подбор грузозахватных устройств и приспособлений. Проверка исправности грузоподъемных устройств. Подготовка к строповке грузов Практическое ознакомление с основными элементами кранов

 

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

32

2.3

Крепление стальных канатов. Знаковая сигнализация. Упражнения в подъеме, перемещении и установке грузов.

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

24

2.4

Значение технического обслуживания, его периодичность и порядок выполнения. Обязанности машиниста по уходу за краном

 

 

 

 

 

 

 

16

28

 

 

44

2.5

Проверка и регулировка тормозов. Проверка приборов безопасности. Проверка состояния крана. Неисправности узлов и механизмов крана. Оформление документации для сдачи крана в ремонт.

 

 

 

 

 

 

 

 

12

40

4

56

2.6

Самостоятельное выполнение работ на рабочем месте под руководством рабочего-наставника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

20

2.7

Квалификационная работа (по ЕТКС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

8

3.

Консультация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

4.

Квалификационный экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

 

ИТОГО:

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

440

1. Программа теоретического обучения

Общетехнический курс

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1.1

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

4

1.2

Основы материаловедения

4

1.3

Основы слесарного дела

8

1.4

Основы черчения

4

1.5

Сведения по технической механике

8

1.6

Основы электротехники

20

1.7

Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария

16

 

ИТОГО:

64

 

Аннотация к дисциплинам

Тема 1.1 Гражданская оборона, защита работников и предприятие

 от чрезвычайных ситуаций

                      Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления. Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ. Силы и средства РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.

           Категории подразделения чрезвычайных ситуаций: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

           Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера: стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, вовремя и после его возникновения; стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи); стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия.

           Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания; природные пожары (лесные и торфяные); массовые инфекционные заболевания людей.

Контрольные вопросы

1.  Какие существуют категории подразделения чрезвычайных ситуаций?

2.  Как классифицируются и характеризуются чрезвычайные ситуации природного характера?

3.  Какие осуществляют действия население при оповещении о чрезвычайной ситуации?

 

                                           Тема 1.2. Основы материаловедения

           Назначение металлов. Черные металлы, применяемые краностроении. Физические, химические, механические, технологические свойства металлов. Понятие об испытании металлов.

            Чугун. Способы получения, виды, свойства и область применения. Флюсы. Марки чугуна. Сталь. Свойства, сорта, классификация, маркировка. Углеродистые и легированные стали. Стали с особыми свойствами.

            Виды обработки металлов. Литье, ковка, штамповка, прокатка, волочение. Сварка, лужение, слесарная и механическая обработка металлов резанием. Электротермические и электрохимические методы обработки металлов. Закалка, отпуск, отжиг, нормализация.

Цветные металлы (свинец, медь, алюминий, цинк, олово, никель). Их свойства и применение. Сплавы цветных металлов: латунь, бронза, баббиты и др.

            Антифрикционные сплавы на оловянной и свинцовой основах. Припои, флюсы. Применение цветных металлов в краностроении.

           Сущность и виды коррозии металлов. Влияние чистоты поверхности на стойкость против коррозии. Защита поверхности металлов от коррозии. Неметаллические покрытия. Защитные пленки, поверхностная закалка, воронение, азотирование и др.

Электроизоляционные материалы, применяемые в краностроении. Электрическая и механическая прочности изоляторов. Газообразные, жидкие и   волокнистые изоляционные материалы. Их свойства и применение. Минеральные и керамические материалы: фарфор, стекло, слюда др. Естественный и синтетический каучук, пластмассы.

            Материалы, применяемые для изготовления тормозных колодок, сальников и прокладок. Смазочные материалы, сорта масел и смазок, способы их хранения. Обтирочные, пропиточные промывочные материалы, порядок их хранения. Абразивные материалы, лаки и краски и их применение.

Контрольные вопросы:

1. По каким свойствам отличаются стали от чугуна?

2. Какие виды обработки металлов существуют?

3. Какие бывают легированные стали и их марки?

4. Какие марки электроизоляционных материалов Вы знаете?

 

Тема 1.3. Основы слесарного дела

         Разметка плоскостная, ее назначение. Инструменты и приспособления. Разметка по чертежам и шаблонам. Брак при разметке и способы его предупреждения.   Разметка пространственная, ее назначение. Заправка инструментов.

Правила и способы правки и гибки листового, профильного металла и труб. Дефекты при правке металла и способы их устранения.

Рубка металла и ее назначение. Зубила, крейцмейсели и слесарный молоток  и  их размеры. Приемы рубки. Дефекты при рубке и меры их предупреждения.

            Резка металла и ее назначение. Рычажные, дисковые, пневматические электрические ножницы и их применение. Дисковые и ленточные пилы.

  Ручное и механизированное сверление. Сверла и их конструкции. Устройство и настройка сверлильных станков. Сверлильный патрон, переходные втулки. Выбор режимов сверления. Сверление отверстий по разметке, по кондуктору, под развертывание. Ручные, электрические и пневматические дрели. Зенкование отверстий и его назначение. Развертывание отверстий и его назначение. Инструменты и приспособления. Конструкция и подбор разверток.  Возможный брак при сверлении, зенкеровании и развертывании и меры его предупреждения.

            Резьба и ее назначение. Инструменты и приспособления. Элементы, профили и системы резьбы. Устройство метчиков и плашек. Подбор диаметра сверла. Проверка резьбы калибром. Использование станков для нарезания  резьбы.

            Клепка металла, ее применение и назначение. Особенности клепки листового металла встык и внахлестку. Ручная и механизированная клепка. Виды заклепочных швов и их назначение. Пайка, назначение и применение. Материалы и инструменты для выполнения паяльных работ. Мягкие и твердые припои. Подготовка поверхностей. Брак при резании, клепке и пайке, меры предупреждения и способы устранения.

Контрольные вопросы:

1. Какие измерения можно выполнять штангенциркулем, рулеткой, микрометром?

2. Для чего предназначены разметочные работы?

3. Что такое опиливание, шабрение, шлифование?

 

 

Тема 1.4. Основы черчения

             Общие сведения о чертежах. Назначение рабочего чертежа и требования, предъявляемые к нему. Форматы чертежей. Правила обозначения размеров на чертежах.  Масштабы чертежей и их условные обозначения на чертежах. Разрезы и сечения, штриховка на них.

           Обозначения на чертежах допусков, формы и расположения поверхностей деталей. Структура обозначения шероховатости поверхности и знаки обозначения шероховатости на чертежах. Эскиз, его отличия от чертежа, его назначение и правила составления. Упражнения в чтении чертежей и в составлении эскизов.

           Сборочные чертежи, их назначение и спецификация. Нанесение размеров и обозначение посадок. Разрезы на сборочных чертежах, упражнения в чтении сборочных чертежей.

           Условные обозначения и их назначения. Обозначения на чертежах осей, зубчатых колес, резьбы, сварных швов и резьбовых соединений.

Контрольные вопросы:

1. Значение чертежей в технике?

2. Расположение проекций на чертеже?

3. Что такое сборочный чертеж?

 

Тема 1.5. Сведения из технической механики

Движение и его виды. Путь, скорость и время движения. Понятие о силе: элементы, определяющие ее. Сложение, разложение и параллелограмм сил. Центр тяжести. Момент сил. Центробежная и центростремительная силы. Трение, его виды. Работа и мощность. Коэффициент полезного действия.

Основы машиностроения. Наклонная плоскость. Винтовая линия. Клин. Винт, винтовой домкрат. Система рычагов. Блоки подвижные и неподвижные. Полиспаст. Виды соединений в машиностроении.

            Унификация деталей и узлов машин. Взаимозаменяемость деталей. Системы допусков отверстий и валов. Понятие о посадках, их виды. Примеры посадок: установка шариковых подшипников на вал и корпус, шпоночные, шлицевые соединения и др. Абсолютная величина допуска.

          Виды соединений деталей машин: разъемные и неразъемные. Валы и оси. Соединения в машиностроении. Подшипники скольжения и качения. Муфты.

          Передачи зубчатые, червячные, цепные. Передаточное число. Редукторы. Барабаны. Тормоза. Ходовые колеса. Пружины и рессоры.

          Понятие о сопротивлении материалов. Свойства тел: твердость, упругость, пластичность, хрупкость. Виды деформации. Виды нагрузок действующих при работе механизмов на валы и оси, опоры, червячные и цилиндрические колеса. Нагрузки, испытываемые шпонками и шлицевыми соединениями.

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют виды износа и деформации деталей?

2. Какие существуют типы смазочных устройств?

3. Что такое трение в технике?

 

Тема 1.6.  Основы электротехники

           Физическая сущность электричества. Электрическое поле. Источники постоянного тока. Понятие об электрическом потенциале, напряжении, электродвижущей силе. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическая проводимость. Единицы измерения электрических величин. Электроизоляционные материалы. Электрическая цепь. Последовательное, параллельное и смешанное соединение источников тока и сопротивлений.

           Магнитное поле. Электромагниты. Проводник с током в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Электрические машины переменного тока. Принцип действия асинхронного двигателя. Вращающееся магнитное поле. Устройство электродвигателя с короткозамкнутым ротором. Устройство электродвигателя с фазным ротором. Способы пуска в ход. Реверсирование.

           Устройство и принцип действия трансформатора. Коэффициент трансформации. Автотрансформаторы. Устройство промышленных трансформаторов. Классификация и назначение электрической аппаратуры. Виды защиты и защитная аппаратура: плавкие предохранители, максимальные, тепловые и минимальные реле. Аппаратура ручного управления: рубильники, выключатели, переключатели.  Аппаратура дистанционного управления: контакторы, пускатели.

Контрольные вопросы:

1.    Какие существуют единицы измерения напряжения?

2.       Что такое мощность электрического тока?

3.       Какие существуют единицы измерения сопротивления и проводимости?

 

Тема 1.7. Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, промсанитария

Требования безопасности труда. Основы законодательства о труде. Правила и нормативные документы по безопасности труда. Органы надзора за охраной труда. Изучение инструкций по безопасности труда. Ответственность рабочих за невыполнение правил безопасности труда и трудовой дисциплины. Вредные и опасные производственные факторы, влияющие на человеческий организм.

Требования безопасности труда в аварийных ситуациях. Нормы обеспечения, порядок выдачи, хранения, пользования спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.

Основные понятия о гигиене труда. Рациональный режим труда и отдыха. Режим рабочего дня. Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила хранения.

            Производственная санитария. Санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений. Санитарно-технологические мероприятия, направленные на максимальное снижение загрязнения воздуха рабочих помещений вредными веществами. Требования к освещению помещений и помещений вредными веществами. Требования к освещению помещений и рабочих мест. Виды вентиляционных устройств, правила их эксплуатации. Санитарный уход за производственными и другими помещениями.

Профилактика профессиональных заболеваний и производственного травматизма. Оказание первой помощи пострадавшим и самопомощь при травмах.

Пожарная безопасность. Основные причины пожаров в цехах и на территории предприятия. Противопожарные мероприятия. Средства тушения пожаров, правила их применения. Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах. Эвакуация людей из зоны пожара. Изучение плана ликвидации аварий.

Контрольные вопросы:

1.  Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?

2.  Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?

3.  Какова периодичность проведения повторного инструктажа на рабочем месте?

 

Специальный курс

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1.8

Электрооборудование грузоподъемных кранов

56

1.9

Устройство грузоподъемных кранов

60

1.10

Устройство грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений

24

1.11

Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт кранов

36

 

ИТОГО:

176

Аннотация к дисциплинам

 

Тема 1.8. Электрооборудование грузоподъемных кранов

Электрооборудование и аппаратура, применяемые на кранах (электродвигатели, пускатели, выключатели, реостаты, рубильники и др.).  Их назначение, конструктивные особенности и размещение.

Троллеи и токоприемники, их расположение и крепление на мостовом кране. Приборы для отключения троллейных проводов в момент открытия люков. Расположение приборов  контроля и управления в кабине крана.

Защитные панели, контакторы, реле, максимальное реле, контроллеры и командоконтроллеры, магнитные пускатели.

Силовые полупроводниковые выпрямители и регуляторы. Электромагниты, электрогидротолкатели. Устройство тормозных магнитов и их действие. Электротолкатели. Грузоподъемные электромагниты. Резисторы; их назначение и устройство. Электроизмерительные приборы, трансформаторы, установленные на мостовом кране; их расположение и назначение.

Провода и кабели, их марки. Контроль состояния проводов. Защитная аппаратура главных и вспомогательных цепей крана. Конечные выключатели.

Электрические схемы мостовых кранов. Разбор работы блокировок электрических цепей кранов.

Контрольные вопросы:

1. Какое применяют электрооборудование и аппаратуру на кранах?

2. Как располагаются приборы контроля в кабине крана?

3. Какая применяется защитная аппаратура главных и вспомогательных цепей крана?

      

Тема 1.9. Устройство грузоподъемных кранов

           Общие сведения. Назначение кранов. Техническая характеристика кранов: грузоподъемность, пролет или ширина обслуживаемой площадки, наибольшая высота подъема грузового крана, скорость передвижения крана, скорость передвижения, скорость подъема груза, суммарная мощность электродвигателей, габаритные размеры, масса (вес) крана. 

            Устройство грузоподъемных кранов. Металлоконструкции крана: рама крана, ограждения, кабина, лестница, площадки для обслуживания. Ходовые механизм крана, их устройство и требования к ним.

        Приводы ходовых колес. Устройство привода ходовых тележек моста. Буферные устройства крана и их назначение: принцип действия электроприводов для автоматического выключения хода моста в конечных пунктах (конечные выключатели).

            Основные типовые кинематические схемы механизмов передвижения кранов. Ознакомление с рельсовыми захватами, применяемыми в ходовых устройствах кранов.

           Грузовая (грузоподъемная) тележка для перемещения рабочей части механизма подъема груза и ее устройства. Ходовое устройство грузовой тележки. Устройство привода. Буферное устройство грузовой тележки.

          Грузоподъемная лебедка, Классификация лебедок по типу используемых в них грузозахватных устройств и приспособлений. Два типа грузоподъемных лебедок с одним главным механизмом подъема груза, с двумя механизмами подъема груза – главным и вспомогательным.

           Устройство механизма подъема и его составных рабочих частей: электродвигателя, редуктора, барабана лебедки для каната, тормозного шкива с колодочным тормозом, тормозного магнита, конечного выключателя, ограничителя подъема груза, канатно-блочного полиспаста. Основные схемы запасовки канатов в полиспастных устройствах  лебедки.

           Типы кабин в грузоподъемных кранах. Устройство кабин и их конструктивные особенности. Закрепление кабин на конструкциях кранов. Требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и к кабинам управления.

            Управление кранами. Изучение инструкций завода – изготовителя по эксплуатации кранов. Основные требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Осмотр и проверка электрооборудования и электроаппаратуры кранов, приборов безопасности.

            Освоение приемов: включения и выключения механизмов передвижения; подключения крана к электросети; включения механизма передвижения крана или моста для перемещения по обслуживаемой рабочей площадке с переключением для перемещения в противоположном направлении; включение механизма передвижения грузоподъемной тележки для перемещения по мосту или балке крана с переключением для перемещения в противоположном направлении; включения  в работу грузовой лебедки; опробования надежности действия тормозных устройств движения кранов, перемещения грузоподъемной тележки, работы лебедки на удержание груза в требуемом положении. Освоение приемов управления кранами. Выполнение работ по подъему, перемещению и опусканию грузов.

             Производство работ кранами. Грузоподъемность крана. Требования к обвязке, строповке, развязывании и расстроповке различных грузов. Определение по внешнему виду массы (веса) грузов при выполнении строповки.  Ознакомление с правилами знаковой сигнализации, которой обмениваются между собой стропальщик и машинист при подъеме груза.

             Выполнение основных требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» при производстве работ кранами. Меры безопасности при использовании грейфера или электромагнита для подъема и перемещения грузов. Меры безопасности  при работе крана (недопущение нахождения возле работающего крана, подъема и перемещения груза с находящимися на нем людьми и т.д.)

Контрольные вопросы:

1. Из чего состоят металлоконструкции крана?

2. Как устроен привод ходовых тележек моста?

3. Какая существует знаковая сигнализация при грузоподъёмных работах?

 

Тема 1.10. Устройство грузозахватных органов и съемных грузозахватных

приспособлений

            Грузозахватные органы. Назначение и конструктивные особенности крюков. Крюки кованные, штампованные, пластинчатые, однорогие, двурогие. Крюковые подвески. Назначение и конструктивные особенности грейферов (одноканатные, двухканатные, приводные, двухчелюстные, многочелюстные). Назначение и конструктивные особенности электромагнитов.

            Съемные грузозахватные приспособления. Стропы. Траверсы. Захваты. Требование правил и нормативных документов Ростехнадзора России к съемным грузозахватным приспособлениям (изготовление, испытание, маркировка, порядок расчета и применения, техническое обслуживание и браковка). Устройство и принцип работы съемных грузозахватных приспособлений.

            Гибкие элементы: канаты стальные, пеньковые, хлопчатобумажные, синтетические, цепи сварные якорные. Способы соединения концов канатов. Конструктивные элементы съемных грузозахватных приспособлений.

            Несущая тара. Требования безопасности при эксплуатации тары. Порядок изготовления, испытания, маркировки, технического обслуживания и браковки тары на производстве.

            Характеристика и классификация перемещаемых грузов. Выбор грузозахватных приспособлений, тары для строповки или зажима грузов свободно ориентированных или уложенных на поддоны, в контейнеры, а также для крупноразмерных грузов.

             Изучение основных схем строповки или других способов удержания грузов (обвязкой, зацепкой, поддержкой, зажимом, зачерпыванием). Узлы, петли и другие способы канатной обвязки грузов.

              Складирование грузов на открытых площадках. Допускаемые габариты штабелей, проходов и проездов между штабелями.

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют съемные грузозахватные приспособления?

2. Какие типы крюков существуют и для чего они предназначены?

3. Как происходит складирование грузов на открытых площадках?

 

Тема 1.11. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт кранов

            Основное понятие о техническом обслуживании кранов. Ознакомление с инструкциями заводов-изготовителей кранов по эксплуатации и техническому обслуживанию. Виды и периодичность технического осмотра кранов, тормозов и регулирующих устройств. Проверка приборов безопасности. Осмотр механизмов, канатов и металлоконструкций.

            Виды и периоды проведения технического освидетельствования кранов. Статическое и динамическое испытания крана.

            Система планово-предупредительного ремонта. Организация ремонтной  службы предприятия. Порядок вывода крана в ремонт. Основные обязанности машиниста крана при выполнении ремонтных работ. Меры безопасности при выполнении ремонтных работ.

            Эксплуатационный (текущий) ремонт кранов (в составе звена или бригады ремонтников):  частичная разборка (наиболее изнашиваемых элементов крана), осмотр, промывка, выявление неисправностей и их устранение; проверка основных механизмов кранов – ходовых тележек, приводов мостов, грузоподъемных тележек, лебедок и др.

            Осмотр и проверка всех металлоконструкций кранов; устранение повреждений заваркой, наложением заплат.

            Проверка и регулировка предохранительных устройств. Проверка и ремонт электрооборудования и электроаппаратуры: устранение повреждений токосъемников, резисторов, пусковой аппаратуры, электроблокировочных устройств, регулировка работы  контроллеров, проверка и замена тормозных магнитов, замена поврежденных участков электропроводки.

             Проверка и устранение неисправностей защитного заземления. Полная проверка плавности работы всех механизмов крана; отсутствия шумов, люфтов биений. Проверка рельсовых путей и устранение возможных перекосов.

             Меры безопасности при работе на высоте. Требования к лестницам, площадкам, трапам, ограждениям, предохранительным поясам, каскам, страховочным канатам. Требования безопасности при работе со слесарно- монтажным инструментом на высоте, при электромонтажных работах. Требования к профессиональному отбору работников, работающих на высоте.

Контрольные вопросы:

1. В какие сроки проводят техническое освидетельствование кранов?

2. Какие меры безопасности должны соблюдаться при выполнении ремонтных работ?

3. Как устранить неисправность защитного заземления?

4. Какие меры безопасности должны соблюдаться при работе на высоте?

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тематический план производственного обучения

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

2.1

Изучение инструкций по охране труда. Ознакомление с рабочим местом.

8

2.2

Подбор грузозахватных устройств и приспособлений. Проверка исправности грузоподъемных устройств. Подготовка к строповке грузов Практическое ознакомление с основными элементами кранов

32

2.3

Крепление стальных канатов. Знаковая сигнализация. Упражнения в подъеме, перемещении и установке грузов.

24

2.4

Значение технического обслуживания, его периодичность и порядок выполнения. Обязанности машиниста по уходу за краном

44

2.5

Проверка и регулировка тормозов. Проверка приборов безопасности. Проверка состояния крана. Неисправности узлов и механизмов крана. Оформление документации для сдачи крана в ремонт.

56

2.6

Самостоятельное выполнение работ на рабочем месте под руководством рабочего-наставника

20

2.7

Квалификационная работа (по ЕТКС)

8

 

ИТОГО:

192

*Примечание: Все работы, выполняемые обучаемым при прохождении производственного обучения, производятся под руководством рабочего-наставника и мастера производственного обучения.

 

Аннотация к рабочей программе

1.             Ознакомление с организацией и режимом работы предприятия и участка, где будет проходить производственное обучение. Ознакомление с инструкциями по охране труда и др. локальными документами участка и предприятия в целом. Получение инструктажа по охране труда и пожарной безопасности на производственном объекте. Общее ознакомление с проектами производства работ кранами и правилами обеспечения рабочего места инструментом, приспособлениями и материалами. Обязанности машиниста в соответствии с квалификационной характеристикой и его ответственность за неисправность крана, правильность транспортировки грузов. Правила приемки рабочего места перед началом работы и сдачи его после окончания работы.

2.             Противопожарное оборудование и инвентарь. Противопожарные мероприятия. Подбор грузозахватных устройств и приспособлений для крепления и подъема грузов, проверка их технического состояния. Подготовка канатов, стропов, цепей, крюков и скоб для строповки грузов в соответствии с массой груза с учетом угла наклона и количества ветвей канатов и цепей. Проверка исправности грузоподъемных устройств и приспособлений и наличия на них соответствующих клемм или бирок с указанием срока испытания. Зацепка различных грузов с монтажными петлями и без них. Определение  примерной массы груза по его внешнему виду. Ознакомление с основными элементами кранов, их эксплуатационными данными, техническим состоянием, кабинами управления, пультами управления, токоподводящими устройствами для подключения кранов к питающей электросети. Практическое ознакомление с конструкциями, механизмами, электрооборудованием, электроаппаратурой и приборами кранов.

3.             Браковка канатов, грузозахватных устройств и приспособлений в соответствии с нормами. Знаковая сигнализация, применяемая  при подъеме, перемещении и опускании грузов. Освоение приемов управления действующими кранами без груза. Освоение рабочих приемов по перемещению одинарных грузов. Упражнения в подъеме, перемещении и установке грузов.

4.             Значение технического обслуживания, его периодичность и порядок выполнения. Техническое освидетельствование. Обязанности машиниста по уходу за краном. Прием крана от предыдущей смены, его осмотр перед началом работы.

5.             Проверка и регулировка тормозов. Проверка приборов безопасности. Смазывание трущихся частей и механизмов. Проверка состояния электрооборудования, заземления, троллейных проводов, подкрановых путей, тросов, цепей и грузозахватных приспособлений. Система планово-предупредительного ремонта (ППР). Понятие о межремонтном цикле. Неисправности узлов и механизмов крана: перегрев подшипников, шум в редукторе, нагрев тормозов и др. Оформление документации для сдачи крана в ремонт. Ведомость дефектов. Ремонт, выполняемый в местных условиях.

6.             Самостоятельное выполнение работ на рабочем месте под руководством рабочего-наставника и мастера ПО.

 

Итоговая аттестация

        Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».

       К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).

         Результатом обучения является квалификационный экзамен.

          Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.

           Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.         

           По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.     

           Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.

            Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.

   Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение учебного пункта

 

      Помещения Учебного пункта филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова»» включают 5 учебных классов, комнату персонала (мастеров и преподавателей) Учебного пункта. На этажах имеются туалетные комнаты. Учебные классы оборудованы стульями, двухместными и одноместными ученическими столами, меловыми и маркерными досками, шкафами для верхней одежды. В классах соблюдается тепловой, световой и санитарный режимы.

 

 

Наименование аудитории

Средства обучения

 

Учебные классы

компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», робот-тренажёр «Антон-1.01- Травма» учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия

 

 

Сведения о педагогических работниках

 

        Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника                     (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющих необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Список литературы и методические материалы

 

1.  Невзоров Л.А., Полосин М.Д. Краны башенные и автомобильные – М.: Академия, 2007.

2.  Олейников В.П., Полосин М.Д. Машинист крана автомобильного - М.: Академия, 2008.

3.  Марин А.Г. Машинист гидравлического автомобильного крана – М.: Академия, 2007.

4.  Лепёшкин А.В. Гидравлические и пневматические системы – М.: Академия, 2004.

5. Абрамович И. И., Котельников Г. А. Козловые краны общего назначения. М.:

6. Александров М. П. Тормоза подъемно-транспортных машин.

7. Александров М. П. Подъемно-транспортные машины. М.:

8.  Башенные краны/JI. А. Невзоров, А. А. Зарецкий, JI. М. Волнн и др. М.:

9. Борисов Ю. М., Соколов М. М. Электрооборудование подъемно-транспортных машин. М.:

10. Грузоподъемные краны. М. Руноваи В. Н. Федосеева; под ред. М. П. Александрова. М.;

11. Шабашов А. П., Лысяков А. Г. Мостовые краны общего назначения. М.:

12.Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"Приказ от 26 ноября 2020 года N 461;

13.Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных кранов: сборник документов / [отв. сост.-разраб.: В. С. Котельников, Н. А. Шишков]. - 2-е изд., испр. - Москва : Промышленная безопасность, 2009  – М.:

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

по профессии «Машинист крана (крановщик)» 3 разряда

 

 

 БИЛЕТ № 1

1.       Какой принцип действия асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором?

2.       Рассказать общее устройство грузоподъемного крана.

3.       В каких случаях бракуются грузовые крюки?

4.       Какие действия не допускаются при работе грузоподъемного крана?

5.       Опасные производственные факторы на рабочем месте крановщика (дать определение и привести примеры).

 

 

БИЛЕТ № 2

1.   На что нужно обращать особое внимание при эксплуатации тормозов?

2.       Как устроена ходовая тележка крана?

3.       По каким критериям бракуются стальные канаты?

4.       В каких случаях на механизмах передвижения кранов устанавливаются тормоза?

5.       Вредные производственные факторы на рабочем месте крановщика (дать определение и привести примеры).

 

 

БИЛЕТ № 3

1.       Как устроен кулачковый контроллер?

2.       Как устроен механизм подъема груза?

3.       В каких случаях краны оборудуются ограничителем грузоподъемности, и на какую нагрузку они испытываются?

4.       Какие существуют нормы браковки канатных и цепных стропов?

5.       Какие бывают виды инструктажей по охране труда?

 

 

БИЛЕТ № 4

1.       Как устроен и работает пускатель?

2.       Как устроен механизм передвижения грузовой тележки крана?

3.       Требования к установке ограничивающих упоров и отбойных линеек выключателей на путях кранов.

4.       Какие требования предъявляются к ограждению кабины машиниста крана?

5.       Какие применяют противопожарные защитные средства на кране?

 

 

БИЛЕТ № 5

1.       Для чего предназначены плавкие предохранители? Как производится выбор плавких вставок?

2.       Как устроен механизм подъема груза?

3.       В каких случаях на грузоподъемных кранах могут применяться одноребордные ходовые колеса?

4.       Какие обязанности машиниста крана перед пуском в работу крана?

5.       Какие средства индивидуальной защиты применяют от воздействия электрического тока до 1000В?

 

                                                  

БИЛЕТ № 6

1.       Для чего предназначены конечные выключатели?

2.       На что нужно обращать особое внимание при эксплуатации тормозов?

3.       Какие части крана подлежат обязательному ограждению?

4.       Кто разрабатывает способы правильной строповки грузов и где должны находиться схемы строповки?

5.       Как освободить пострадавшего от действия эл. тока напряжением до 1000 В?

 

 

 

БИЛЕТ № 7

1.       Как устроено тепловое реле?

2.       Как устроен механизм передвижения крана?

3.       Какими приборами и устройствами безопасности снабжаются краны?

4.       Какие критерии браковки кранового пути?

5.       Что на кране подлежит заземлению. Каково назначение заземления?

 

БИЛЕТ № 8

1.       Как устроен гидротолкатель тормоза?

2.       Как устроен механизм передвижения грузовой тележки с тяговым канатом?

3.       В каких случаях работа крана должна быть прекращена?

4.       Что может привести к возникновению аварийной ситуации при работе грузоподъемных кранов?

5.       Какие предъявляют требования к персоналу, обслуживающему грузоподъемные механизмы?

 

                                          

БИЛЕТ № 9

1.       Что проверяется при полном и частичном техническом освидетельствовании грузоподъемных кранов и сроки их проведения?

2.       Какие действия запрещаются машинисту при работе крана?

3.       Какие требования должны соблюдаться при установке кранов?

4.       Кем и в какие сроки производится периодический осмотр съемных грузозахватных приспособ-лений и тары?

5.       Какие требования безопасности перед началом работы должен соблюдать крановщик?

 

 

БИЛЕТ № 10

1.       Как расположено эл. оборудование на кране?

2.       Какими приборами и устройствами безопасности снабжены краны?

3.       Какие основные правила должны выполняться при складировании грузов?

4.       Какая знаковая сигнализация рекомендуется при работе грузоподъемных кранов?

5.       Какие действия должен предпринять работник при несчастном случае или аварии?

 

 

БИЛЕТ № 11

1.       Как устроен токопровод и каково его предназначение?

2.       Какие грузозахватные органы применяются на грузоподъемных кранах?

3.       В каких случаях выдается «Проект производства работ кранами» и что в нем отражается?

4.       Какие обязанности машиниста крана по окончании работ?

5.       Как должен себя вести машинист крана в аварийной ситуации?

 

 

БИЛЕТ № 12

1.       Для чего машинисту мостового крана выдается ключ-марка?

2.       Какие зазоры должны быть в стыках рельсов у стационарных кранов?

3.       Какие предъявляют меры безопасности при работе грейфером?

4.       Куда записываются сведения о техническом освидетельствовании крана, результаты техобслуживания, сведения о ремонтах крана, результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары?

5.       Как выполняется искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?

 

 

БИЛЕТ № 13

1.       Как действует электрическая схема управления механизмом подъема при опускании груза?

2.       Как классифицируются тормоза: по назначению, по конструкции, по принципу действия?

3.       Какой порядок допуска персонала, обслуживающего краны на крановые пути?

4.       Как проводятся статические и динамические испытания кранов?

5.       Как оказать первую помощь пострадавшим при кровотечениях и переломах? Какие виды кровотечений и переломов Вы знаете?


Возврат к списку


Наверх