ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
по переподготовке рабочих
Профессия – Составитель поездов
Квалификация – 3 разряд
Код профессии – 18726
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная программа предназначена для профессиональной переподготовки по профессии «Составитель поездов» 3 разряда. Учебный план предусматривает комплектование группы или по индивидуальному учебному плану из лиц, имеющих среднее общее или среднее профессиональное образование и профессию рабочего по направлению железнодорожный транспорт.
Форма обучения – очная.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
· Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 №292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
· Приказ Минтруда России от 18.02.2013 N 68н "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 52, разделы: "Железнодорожный транспорт"; "Морской и речной транспорт", параграф 88;
· Приказ Минобразования России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
· Приказ Минтруда России от 19.03.2015 N 170н "Об утверждении профессионального стандарта "Составитель поездов, кондуктор грузовых поездов".
Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессии «Составитель поездов» 3 разряда.
Программа рассчитана на 176 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 56 часов, на производственное обучение (практику) 112 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- сведения о педагогических работниках;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§ 88. Составитель поездов 3 разряда
Характеристика работ. Руководство движением локомотива, выполняющего маневровую работу. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы. Выполнение маневровой работы по расформированию-формированию составов (групп вагонов); отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборке их с этих путей; перестановке вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станции. Перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа.
Должен знать: правила перевозки груза; план формирования поездов; инструкцию о порядке работы с вагонами, загруженными опасным грузом класса 1 (взрывчатыми материалами); инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования; устройство тормозных башмаков, тормозных упоров и правила пользования ими; порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, находящихся на местном управлении; общие сведения об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава; план, профиль, специализацию и вместимость железнодорожных путей; расположение пунктов производства грузовых операций в обслуживаемых маневровых районах; правила хранения и пользования носимой радиостанцией и другими средствами связи.
При выполнении маневровой работы в малодеятельных районах железнодорожного транспорта необщего пользования - 3-й разряд.
При выполнении маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования - 4-й разряд.
При выполнении маневровой работы в малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования - 5-й разряд.
При выполнении маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта общего пользования - 6-й разряд.
Примечания:
1. Составитель поездов при выполнении маневровых работ без помощника составителя поездов тарифицируется на один разряд выше.
2. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
переподготовки рабочих по профессии
«Составитель поездов» 3 разряда
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
Промежуточная аттестация |
||||
1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
56 |
|
|
1.1 |
Подвижной состав |
8 |
8 |
зачет |
1.2 |
Железнодорожный путь |
4 |
4 |
зачет |
1.3 |
Устройство СЦБ и связи |
4 |
4 |
зачет |
1.4 |
План формирования и график движения поездов, организация работы на станции |
8 |
8 |
зачет |
1.5 |
Организация маневровой работы на станции |
8 |
8 |
зачет |
1.6 |
ПТЭ железнодорожных дорог РФ |
8 |
8 |
зачет |
1.7 |
Охрана труда промышленная, пожарная и экологическая безопасность |
8 |
8 |
зачет |
1.8 |
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом |
8 |
8 |
зачет |
2. |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
112 |
На производстве |
Квалификационные испытания |
|
Консультация |
4 |
|
|
|
Квалификационный экзамен |
4 |
|
экзамен |
|
ИТОГО: |
176 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Темы |
Недели |
Всего часов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
||
Кол-во часов в неделю |
|
||||||
1 |
Подвижной состав |
8 |
|
|
|
|
8 |
2 |
Железнодорожный путь |
4 |
|
|
|
|
4 |
3 |
Устройство СЦБ и связи |
4 |
|
|
|
|
4 |
4 |
План формирования и график движения поездов, организация работы на станции |
8 |
|
|
|
|
8 |
5 |
Организация маневровой работы на станции |
8 |
|
|
|
|
8 |
6 |
ПТЭ железнодорожных дорог РФ |
8 |
|
|
|
|
8 |
7 |
Охрана труда промышленная, пожарная и экологическая безопасность |
|
8 |
|
|
|
8 |
8 |
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом |
|
8 |
|
|
|
8 |
|
Производственное обучение |
|
24 |
40 |
40 |
8 |
112 |
|
Консультация |
|
|
|
|
4 |
4 |
|
Квалификационный экзамен |
|
|
|
|
4 |
4 |
|
ИТОГО: |
40 |
40 |
40 |
40 |
16 |
176 |
Программа теоретического обучения
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Подвижной состав |
8 |
2 |
Железнодорожный путь |
4 |
3 |
Устройство СЦБ и связи |
4 |
4 |
План формирования и график движения поездов, организация работы на станции |
8 |
5 |
Организация маневровой работы на станции |
8 |
6 |
ПТЭ железнодорожных дорог РФ |
8 |
7 |
Охрана труда промышленная, пожарная и экологическая безопасность |
8 |
8 |
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом |
8 |
|
ИТОГО: |
56 |
Тема 1. Подвижной состав
Виды тяги. Типы и серии локомотивов. Типы грузовых вагонов, их назначение, нумерация, устройство и основные неисправности. Назначение тормозов и тормозного оборудования. Устройство и принцип действия автоматических и ручных тормозов. Тормозные средства. Опробование автотормозов. Расчет потребного количества тормозов в поезде. Автосцепка, её устройство, принцип действия, неисправности. Устройство думпкаров и порядок управления ими при выгрузке материалов.
Контрольные вопросы:
1. При помощи чего автоматически открываются борта думпкара?
2. Для чего предназначены системы управления и устройства разгрузочных механизмов думпкаров?
3. Сколько пневматических не телескопических цилиндров имеет механизм наклона кузова вагона?
Тема 2. Железнодорожные пути и сооружения станций
Назначение станционных путей. Устройство железнодорожных путей и стрелочных переводов, неисправности и содержание. Сооружения и устройства станций. Габарит приближения строений и габарит подвижного состава. Нумерация путей и стрелок. Полная и полезная длина путей. Требования к размещению грузов на подвижном составе (соблюдение габарита погрузки, перевозка негабаритных грузов).
Контрольные вопросы:
1. Назовите характеристики (параметры) для рельса типа Р50.
2. Какие бывают шпалы и брусья?
3. Что относится к элементам верхнего строения пути.
Тема 3. Устройство СЦБ и связи
Виды связи на железных дорогах и порядок их применения (использования). Автоблокировка, принцип работы и неисправности. Расстановка сигналов на перегонах и станциях, при автоблокировке. Нормальное положение сигналов на перегонах и станциях. Централизация стрелок и сигналов, общее понятие об устройстве и действии. Ручные и звуковые сигналы.
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют виды связи на железных дорогах и порядок их применения (использования)?
2. Для чего необходимы станционные устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)?
3. Какие существуют ручные и звуковые сигналы.
Тема 4. План формирования и график движения поездов.
Организация работы станции.
Понятие о поезде. Классификация поездов по условиям формирования. График движения поездов. Весовые нормы поездов, длина поездов как элемента графика движения поездов и плана формирования. Роль составителя поездов в выполнении графика движения поездов. Общие сведения об основах организации работы станции. Основные документы, регламентирующие работу станции. Руководство работой станции, движением поездов, локомотивов и другого подвижного состава по станции. Особенности работы станций в зимних условиях и при неблагоприятных условиях видимости. Правила формирования поездов (Общие требования к постановке вагонов в поезда. Постановка вагонов с опасными грузами в поезда. Формирование поездов с негабаритными грузами. Размещение в поездах специального подвижного состава и локомотивов в недействующем состоянии. Обеспечение поездов тормозами). Подготовка поездов (составов) к расформированию. Подготовка составов к отправлению. Понятие о пропускной и провозной способности станций (перегонов).
Контрольные вопросы:
1.Как классифицируются поезда по условиям формирования?
2. Какие основные документы, регламентируют работу станции?
3. Как подготавливается поезд (состав) к расформированию?
Тема 5. Организация маневровой работы на станции.
Понятие о маневровой работе. Виды маневров. Маневровые районы. Скорости при маневрах. Производство маневров на главных и приемоотправочных путях. Руководство маневровой работой. Взаимоотношения составителя с локомотивной бригадой и в одно лицо (специального самоходного подвижного состава) и дежурным по станции.
Закрепление подвижного состава тормозными башмаками.
Порядок учета и применения тормозных башмаков (места их постановки, уведомления дежурному по станции, локомотивной бригаде или специального подвижного состава).
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют виды маневров при маневровой работе?
2. Какие необходимо соблюдать скорости при маневрах?
3. Каков порядок закрепления подвижного состава тормозными башмаками?
Тема 6. Правила технической эксплуатации железнодорожных дорог РФ.
Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства (прил. № 1); Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава (прил. № 5); Организация движения поездов на железнодорожном транспорте (прил. № 6); Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ (прил. № 7).
Местные инструкции, регулирующие организацию движения и маневровой работы по обеспечению безопасности движения поездов. (Инструкции изучаются в объеме, установленном для составителя поездов).
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства?
2. Порядок организации движения поездов на железнодорожном транспорте.
3. Назовите местные инструкции, регулирующие организацию движения и маневровой работы по обеспечению безопасности движения поездов.
Тема 7. Охрана труда, пожарная безопасность, первая помощь пострадавшим на производстве.
Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда и пожарной безопасности. Основные права и обязанности работника и работодателя. Государственные нормативные требования по охране труда. Требования по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями. Ответственность за нарушение требований по охране труда.
Причины и профилактика производственного травматизма. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Профессиональные заболевания и их основные причины. Профилактика профессиональных заболеваний.
Порядок и сроки обучения, виды инструктажей по охране труда для работников. Опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работников. Специальная оценка условий труда. Классы условий труда. Средства индивидуальной защиты. Средства коллективной защиты.
Коллективный договор предприятия. Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты предприятия. Изучение соответствующих инструкций по охране труда (по видам работ, по профессии). Промышленная санитария и гигиена труда. Задачи промышленной санитарии. Личная гигиена.
Электробезопасность. Воздействие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности. Защита от поражения человека электрическим током. Шаговое напряжение. Основные и дополнительные электрозащитные средства, требования к ним. Плакаты, знаки по электробезопасности.
Пожарная безопасность. Основные причины возникновения пожаров в цехе и на территории предприятия. Мероприятия по предупреждению пожаров. Пожароопасные свойства веществ. Средства тушения пожаров и правила их применения. Правила поведения в опасных местах и при пожарах. Планы эвакуации. Знаки пожарной безопасности, эвакуационные.
Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве. Универсальные принципы оказания первой помощи. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Алгоритм оказания первой помощи при закупорке дыхательных путей у взрослого пострадавшего. Виды кровотечений и ран. Правила и техника наложения кровоостанавливающего жгута. Травмы грудной клетки и живота. Травмы опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при вывихах, переломах. Перемещение пострадавшего. Воздействие высокой температуры (ожоги). Химические ожоги. Воздействие низких температур. Электрические ожоги. Меры личной безопасности при контакте с линиями электропередачи. Отравление угарным газом, ядами. Первая помощь при нарушении сознания (обморок), коме, клинической смерти. Определение биологической смерти.
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?
2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?
3. Как вести себя при аварийной ситуации, пожаре?
Тема 8. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Назначение и область применения Правил безопасности при перевозке опасных грузов ж.д. транспортом.
Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности.
Требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов.
Знаки опасности. Требования к персоналу, обслуживающие вагоны (цистерны), контейнеры, перевозящие опасные грузы.
Общие требования к организации ведомственного (производственного) контроля за состоянием ж.д. вагонов (цистерн), контейнеров, перевозящие опасные грузы.
Порядок ликвидации последствий, расследование и учет аварийных происшествий и инцидентов.
Назначение, форма и содержание аварийных карточек.
Порядок выдачи свидетельства о техническом состоянии вагонов (контейнеров) и их запорно-предохранительных устройств для перевозки грузов. Форма и содержание свидетельства.
Общие требования пожарной безопасности при техническом обслуживании вагонов (контейнеров), перевозящие опасные грузы.
Местные инструкции о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами.
Ответственность за нарушение правил безопасности при перевозке опасных грузов ж.д. транспортом.
Контрольные вопросы:
1.Как классифицируются опасные грузы по степени опасности?
2.Какие существуют знаки опасности?
3. Каков порядок ликвидации последствий, расследование и учет аварийных происшествий
и инцидентов?
4. Какая предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности при перевозке
опасных грузов ж.д. транспортом?
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план производственного обучения
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Изучение локальных нормативных актов. |
8 |
2 |
Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода. |
4 |
3 |
Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами |
8 |
4 |
Руководство движением локомотива, выполняющего маневровую работу. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы. Выполнение маневровой работы по расформированию-формированию составов (групп вагонов); отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборке их с этих путей; перестановке вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станции. Перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа. |
32 |
5 |
Выполнение работ в соответствии с правилами перевозки груза, планом формирования поездов, инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными опасным грузом класса 1 (взрывчатыми материалами), инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования. Изучение устройства тормозных башмаков, тормозных упоров и правил пользования ими. Освоение порядка перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, находящихся на местном управлении. Изучение общих сведений об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава, плана, профиля, специализации и вместимости железнодорожных путей. Ознакомление с расположением пунктов производства грузовых операций в обслуживаемых маневровых районах, правилами хранения и пользования носимой радиостанцией и другими средствами связи. |
32 |
6 |
Самостоятельная работа составителем поездов, выполнение работ на рабочем месте под наблюдением рабочего наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии «Составитель поездов» 3 разряда. |
24 |
7 |
Квалификационная работа. |
4 |
|
ИТОГО: |
112 |
Рабочая программа
1. Прохождение на рабочем месте инструктажа по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, и других видов обязательных инструктажей. Изучение локальной нормативной документации. 2. Ознакомление с нормативно-технической документацией и инструкциями по охране труда. Ознакомление с расположением оборудования и механизмов на рабочем месте. Ознакомление со схемой маршрутов безопасного прохода по территории, расположением административных, бытовых и вспомогательных помещений, а также местами хранения аптечек для оказания первой помощи работникам и средств пожаротушения. 3. Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами. 4. Руководство движением локомотива, выполняющего маневровую работу. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы. Выполнение маневровой работы по расформированию-формированию составов (групп вагонов); отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборке их с этих путей; перестановке вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станции. Перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа. 5. Выполнение работ в соответствии с правилами перевозки груза, планом формирования поездов, инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными опасным грузом класса 1 (взрывчатыми материалами), инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования. Изучение устройства тормозных башмаков, тормозных упоров и правил пользования ими. Освоение порядка перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, находящихся на местном управлении. Изучение общих сведений об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава, плана, профиля, специализации и вместимости железнодорожных путей. Ознакомление с расположением пунктов производства грузовых операций в обслуживаемых маневровых районах, правилами хранения и пользования носимой радиостанцией и другими средствами связи. 6. Самостоятельная работа составителем поездов, выполнение работ на рабочем месте под наблюдением рабочего наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии «Составитель поездов» 3 разряда. 7. Квалификационная работа (по ЕТКС).
|
Итоговая аттестация
Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании Положения «О текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и Положения «О порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).
Результатом обучения является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (невыполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Наименование аудитории |
Средства обучения |
Учебные классы |
компьютер, видеопроектор, экран, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации, учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия |
Сведения о педагогических работниках:
Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющие необходимое образование в соответствии с действующим законодательством РФ.
Список литературы и методические материалы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
4. Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
6. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
7. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
8. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
9. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
10. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок".
11. Приказ Минтруда России от 17.08.2015 N 552н (ред. от 20.12.2018) "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями".
12. Приказ Минтруда России от 07.05.2015 N 277н "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: "Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов".
13. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".
14. Методические рекомендации по первой помощи и неотложной медицинской помощи: учебно-методическое пособие для лиц без специального медицинского образования, работников угольной отрасли / М.А. Бородина, О.Ю. Попов, А.Г. Васильев, В.И.Бородина, А.В. Алехнович, В.М. Будянский, В.Н. Довгаль, И.В. Шипилов, В.А. Бетехтина, Л.В. Цай. – М.: 000 «СКС», 2016. – 104 с.
15. Учебное пособие «Алгоритмы первой помощи».
16. Учебник «Первая помощь».
17. Слесарное дело: Учебник для нач.проф.образования/Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
18. ПТЭ, инструкции и безопасность движения. Учебное пособие для подготовки к экзамену. – Ярославль: Ярославский учебный центр, 2013. – 80 с.
19. Приказ Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации".
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
для рабочих по профессии
«Составитель поездов» 3 разряда
БИЛЕТ № 1
1. Типы грузовых вагонов и их назначение.
2. Элементы верхнего строения пути. Ширина колеи.
3. Обязанности составителя поездов при производстве маневров.
4. Где устанавливаются предельные столбики и их назначение?
5. Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях станции?
6. Какие требования по охране труда должны выполняться перед началом работ?
БИЛЕТ № 2
1. Факторы, влияющие на самовозгорание породных отвалов.
2. Основные элементы грузовых вагонов.
3. Устройство и назначение стрелочных переводов.
4. Высота оси автосцепки над уровнем верха головки рельсов у грузовых груженых и порожних вагонов. Разница по высоте между продольными осями автосцепок.
5. Что относится к опасным грузам?
6. Методы оказания первой помощи пострадавшему при артериальном кровотечении.
БИЛЕТ № 3
1. Основные элементы вагона-самосвала 2ВС-105.
2. Назначение крестовины и контррельсов.
3. Что называется станцией?
4. Какие поезда называются длинносоставными? Какая длина условно принимается за единицу длины подвижного состава?
5. Назначение и показания входных светофоров.
6. В каких случаях и в каких местах при маневрах запрещается подниматься на тормозные площадки, специальные подножки вагонов и сходить с них?
БИЛЕТ № 4
1. Назначение и устройство автосцепки СА-3.
2. Неисправности тормозного башмака, с которыми запрещается его использование.
3. Какие пути включаются в станционные?
4. Какие основные виды маневров применяются?
5. Назначение и показания выходных светофоров.
6. Какие виды инструктажей по охране труда проводятся работникам?
БИЛЕТ № 5
1. Взаимодействие деталей автосцепки при сцеплении и расцеплении.
2. Неисправности стрелочных переводов при которых запрещается их эксплуатация.
3. Что называется габаритом подвижного состава и габаритом приближения строений?
4. Какие элементы маневровой работы применяются при маневрах?
5. Назначение и показания маневровых светофоров.
6. Какие бывают классы пожаров?
.
БИЛЕТ № 6
1. Какие операции обеспечивает автосцепное устройство?
2. Где запрещается устанавливать тормозные башмаки?
3. Что называется уклоном и как он измеряется?
4. Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности.
5. Ручные и звуковые сигналы при маневровой работе.
6. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения требований по охране труда?
БИЛЕТ № 7
1. Нумерация грузовых вагонов.
2. Обязанности составителя поездов перед вступлением на дежурство.
3. Порядок полного опробования автотормозов и в каких случаях оно производится.
4. Назначение и содержание аварийных карточек.
5. Звуковой сигнал «Прибытие поезда на станцию в неполном составе».
6. Виды инструктажей, их периодичность.
БИЛЕТ № 8
1. Из чего состоит тормозная система вагона? Принцип действия автотормозов.
2. Обязанности составителя поездов перед сдачей дежурства.
3. Порядок постановки в поезда вагонов с негабаритными грузами.
4. Знаки опасности на вагонах, перевозящих опасные грузы.
5. Как обозначается голова грузового поезда при движении вагонами вперед.
6. Сколько существует классов условий труда, какие классы условий труда условно относятся к безопасным?
БИЛЕТ № 9
1. Причины саморасцепа автосцепки.
2. Закрепление вагонов тормозными башмаками на путях с замасленной поверхностью рельс, при неблагоприятных погодных условиях (наледь, иней, ветер и т. д.).
3. Устройство переводного механизма ручной стрелки.
4. Что такое аварийная ситуация?
5. Ручные и звуковые сигналы при опробовании автотормозов.
6. Методы оказания первой помощи пострадавшему при нарушении сознания.
БИЛЕТ № 10
1. Знаки и надписи на вагонах.
2. Нормы закрепления тормозными башмаками одиночных вагонов, а также составов и групп, состоящих из однородного по весу подвижного состава.
3. Что называется полной и полезной длиной путей?
4. Требования к персоналу, обслуживающему вагоны, перевозящие опасные грузы.
5. Скорости при маневрах.
6. Ваши действия при несчастных случаях, авариях, чрезвычайных ситуациях.