Программы повышения квалификации

Программы повышения квалификации image

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ

    

 

Профессия – Машинист экскаватора с правом управления машиной сортировочной грохотильной (далее - МСГ-2000)

Квалификация – 4 разряд

Код профессии – 14388

 

Пояснительная записка

     

          Настоящая основная образовательная программа – программа переподготовки предназначена для профессионального обучения рабочих по профессии «Машинист экскаватора с правом управления машиной МСГ-2000».

      К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие среднее образование.

Форма обучения – очная. Срок подготовки – 1 месяц.

      Настоящая программа подготовки разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС);

- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России                                       от 02.07.2013 № 513;

      Программа подготовки составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Машинист экскаватора с правом управления машиной МСГ-2000».

       Программа подготовки рассчитана на 168 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 80 часов, на практическое обучение 80 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.

Программа подготовки включает:

- пояснительную записку;

- квалификационную характеристику;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочую программу теоретического обучения;

- тематический план производственного обучения;

- сведения о педагогических работниках;

- материально-техническое обеспечение учебного пункта;

- список литературы и методические материалы;

- итоговая аттестация;

- экзаменационные билеты.

 

Квалификационная характеристика.

 

           Должен уметь: проверять совместно с машинистом экскаватора исправности заземляющих устройств, тормозов, механизмов, освещения, защитных средств, целостности питающего высоковольтного кабеля, наличия смазочных материалов и инструмента.

           Участвовать в переключениях экскаваторов и МСГ - 2000, отыскивать и устранять повреждения в кабельных линиях, разделывать и производить замену высоковольтного кабеля. Наблюдать за высоковольтным кабелем при маневрах и передвижении экскаватора и МСГ-2000. Наблюдать за контрольно-измерительными приборами.                    

        Участвовать в текущих, средних и капитальных ремонтах с выполнением крановых и слесарных работ.

           Получать, переносить и хранить горюче-смазочные материалы, инструменты, запасные части.

           Производить очистку и смазку узлов и механизмов экскаватора и МСГ-2000, , ходовой тележки, поворотной платформы, дробильного узла и грохота

          Производить очистку ж/д путей после погрузки и разгрузки. Подавать сигналы машинисту экскаватора при очистке ж/д пути.

          Очищать ж/д переезды, обрабатывать ж/д полувагоны, автотранспорт от нависей и комков угля на бортах.

          Участвовать в работе по подъему сошедших с рельс вагонов и ремонту ж/д пути на аварийном участке и рабочем месте.

          Наблюдать за работой машиниста экскаватора и МСГ-2000

          Производить осмотр и уборку оборудования перед началом работы и перед сдачей смены после окончания её.

          Должен знать: устройство, принцип работы и технические характеристики экскаваторов и МСГ-2000; принцип работы механического, гидравлического и электрического оборудования; правила монтажа и демонтажа навесного оборудования экскаваторов МСГ-2000; причины возникновения неисправностей и способы их устранения; правила разработки грунтов различных категорий при различной глубине забоя; правила разработки грунтов с соблюдением заданных профилей и отметок.

 

Примеры работ:

1.      Устранять повреждения в кабельных линиях.

2.      Наблюдать за контрольно-измерительными приборами.

3.      Производить очистку и смазку узлов и механизмов.

4.      Производить осмотр и уборку оборудования.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Профессионального переобучения рабочих по профессии

«Машинист экскаватора с правом управления машиной МСГ-2000

 

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Аудиторные занятия

Форма контроля

Промежуточная аттестация

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

80

 

 

 

Общетехнический курс

32

 

 

1

Электротехника

4

4

зачет

2

Слесарное дело

4

4

зачет

3

Основы горного дела

4

4

зачет

4

Чтение чертежей, схем

4

4

зачет

5

Охрана труда

16

16

зачет

 

Специальный курс

48

 

 

6

Механическое оборудование машины МСГ-2000

20

20

зачет

7

Электрооборудование и эл. схемы машины               МСГ-2000

12

12

зачет

8

Эксплуатация и ремонт машины                                                                МСГ-2000

16

16

зачет

 

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

80

На производстве

Квалификацион ные испытания

 

Консультация

4

 

 

 

Квалификационный экзамен

4

 

экзамен

 

Итого

168

 

 

 

Календарный учебный график

 

№ п/п

Темы

Недели

Всего часов

1

2

3

4

5

Количество часов в неделю

1

Электротехника

4

 

 

 

 

4

2

Слесарное дело

4

 

 

 

 

4

3

Основы горного дела

4

 

 

 

 

4

4

Чтение чертежей, схем

4

 

 

 

 

4

5

Охрана труда

 

16

 

 

 

16

6

Механическое оборудование машины МСГ-2000

8

12

 

 

 

20

7

Электрооборудование и эл. схемы машины МСГ-2000

 

4

8

 

 

12

8

Эксплуатация и ремонт машины МСГ-2000

 

8

8

 

 

16

 

Производственная практика

 

 

24

40

16

80

 

Консультация

 

 

 

 

4

4

 

Квалификационный экзамен

 

 

 

 

4

4

 

Итого

24

40

40

40

24

168

Программа теоретического обучения

Общетехнический курс

Тематический план

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1

Электротехника

4

2

Слесарное дело

4

3

Основы горного дела

4

4

Чтение чертежей, схем

4

5

Охрана труда

16

 

Итого

32

 













Тема 1. Электротехника

 

           Основные понятия о постоянном токе. Электрические цепи. Напряжение и сила тока, их единицы измерения.

           Сопротивление, проводимость и единицы их измерения. Последовательное, параллельное и смешанное соединения источников тока и потребителей. Закон Ома для всей цепи и для участка цепи.

           Энергия и мощность электрического тока, единицы измерения. Понятие о электромагнитной индукции.

           Определение переменного тока. Получение переменного синусоидального тока. Графическое изображение тока и напряжения. Период, частота, амплитуда и фаза. Действующее значение электродвижущей силы, напряжения и тока.

Контрольные вопросы:

1.       Единицы измерения напряжения?

2.       Единицы измерения тока?

3.       Мощность электрического тока?

4.       Единицы измерения сопротивления и проводимости?

5.       Действующее значение переменного тока?

 

Тема 2. Слесарное дело

 

         Разметка плоскостная. Назначение разметки. Инструменты для разметки, их виды и устройство. Организация рабочего места при выполнении разметки.

        Рубка металла. Назначение и применение рубки. Зубила и крейцмейсели, их конструкция, размеры. Углы заточки зубил в зависимости от обрабатываемого материала. Слесарные молотки. Приемы ручной рубки.

          Организация рабочего места при рубке и требования безопасности при рубке.

Сверление и его сущность. Инструмент и приспособления, применяемые при сверлении, их устройство. Требования безопасности при сверлении. Зенковки, их конструкция и работа ими.

       Развертывание и случаи его применения. Развертывание ручное и механическое.     Развертки, их разновидности, конструкция.

Нарезание резьбы. Резьба, ее назначение и элементы. Инструменты для нарезания наружной резьбы, их конструкция. Инструменты для нарезания внутренней резьбы и их конструкция.

     Клепка. Назначение и применение клепки. Организация рабочего места. Требования безопасности.

     Лужение и паяние. Назначение и применение лужения. Назначение и применение паяния.

Организация рабочего места при лужении и паянии. Требования безопасности при выполнении указанных работ.

Взаимозаменяемость деталей. Стандартизация и нормализация деталей. Нормальный, действительный и предельный размеры. Допуски. Системы и виды посадок. Зазоры и натяги. Классы точности. Система отверстия и система вала. Чистота обработки поверхности. Классы и разряды чистоты.

Точность измерения. Универсальные средства измерения. Штангенциркули, микрометрические инструменты. Инструменты и приборы для контроля резьбы. Инструменты для измерения углов. Предельные калибры.

Контрольные вопросы:

1. Инструменты для разметки, их виды и устройство?

2. Зубила и крейцмейсели, их конструкция, размеры?

3. Слесарные молотки, их вес и применение?

4. Зенковки, их конструкция и работа ими?

5. Лужение и паяние?

6. Клепка, назначение и применение клепки?

7. Инструменты и приборы для контроля резьбы?

8. Инструмент и приспособления, применяемые при сверлении, их устройство?

9. Требования безопасности при сверлении?

10.Резьба, ее назначение и элементы?

 

Тема 3. Основы горного дела

 

Условия залегания горных пород и угольных пластов. Краткие сведения о физико-механических свойствах горных пород и углей. Устойчивость горных пород. Угол естественно­го откоса горных пород. Оползневые явления на угольных разрезах.

Разновидности ископаемых углей. Марки углей. Селек­тивная обработка угольных пластов. Горнотехнические понятия и элементы открытых горных работ: разрез, горизонт, уступ, подуступ, откос, забой, заходока, блок, фронт, рабочая площадка, бермы.

Вскрышные, добычные и отвальные работы; технологиче­ская увязка между этими работами. Понятие о коэффициенте вскрыши, вскрытых и готовых к выемке запасах угля.

Способы бурения горных пород на угольных разрезах. Ос­новные типы буровых станков для бурения скважин.

Взрывные работы. Взрывчатые вещества, применяемые на угольных разрезах. Паспорт буровзрывных работ. Пра­вила ведения взрывных работ и правила безопасности при взрывных работах.

Транспортирование угля и пород вскрыши на угольных разрезах железнодорожным транспортом. Подвижной со­став. Гидротранспорт мягких и коренных горных пород.

Отвалы, оборудование, применяемое на отвалах. Водоотлив. Организация водоотлива на карьерах.

Контрольные вопросы:

1. Условия залегания горных пород и угольных пластов?

2. Разновидности ископаемых углей?

3. Горнотехнические понятия и элементы открытых горных работ?

4. Вскрышные, добычные и отвальные работы?

5. Способы бурения горных пород на угольных разрезах?

6. Взрывные работы?

7. Транспортирование угля и пород вскрыши?

8. Отвалы, оборудование, применяемое на отвалах?

 

Тема 4. Чтение чертежей и схем.

 

Чертежи и эскизы деталей. Значение чертежей в технике.

Чертеж детали и его назначение. Расположение проекций на чертеже. Масштабы. Линии чертежа. Нанесение размеров и предельных отклонений. Обозначения и надписи на чертежах. Оформление чертежей. Последовательность в чтении чертежей. Сечения, разрезы и линии обрыва и их обозначения. Штриховка в разрезах и сечениях.

Условные обозначения на чертежах основных типов резьбы, зубчатых колес, пружин, болтов, валов, гаек и т.д. Понятие об эскизе; отличие от рабочего чертежа. Последовательность работы при выполнении эскизов с натуры. Обмер деталей.

Сборочные чертежи. Сборочный чертеж и его назначение. Спецификация. Нанесение размеров. Размеры на сборочных чертежах. Изображение и условное обозначение сварных швов, заклепочных соединений и др.

Контрольные вопросы:

1.   Значение чертежей в технике?

2.   Сечения, разрезы и линии обрыва и их обозначения?

3.   Условные обозначения на чертежах?

4.   Понятие об эскизе?

5.   Размеры на сборочных чертежах?

6.   Сборочный чертеж и его назначение?

 

Тема 5. Охрана труда.

 

        Охрана труда в Российской Федерации. Виды инструктажей по охране труда. Производственный травматизм. Ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации, правил безопасности и охраны труда.

       Сигналы и расстояния, соблюдаемые при проведении взрывных работ.

Правила безопасности при погрузке горной массы, сигнализация при работе МСГ-2000.

Правила безопасности при обслуживании и ремонте механического оборудования.         

Ознакомление работников с Правилами поведения работников при пожаре, несчастном случае, отраженными в «Плане ликвидации аварий на открытых горных работах филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский».

          Причины возникновения пожаров. Средства пожаротушения, назначение и правила обращения с ними. Размещение первичных средств пожаротушения на экскаваторе.

          Экологическая безопасность при ведении горных работ.

          Производственно-бытовые помещения на рабочем месте и санитарно-гигиенические требования к ним. Профилактические и защитные санитарные мероприятия. Общие санитарные правила. Требования к освещенности рабочего места, питьевой воде, спецодежде, защитным приспособлениям.

         Основные причины возникновения пожаров. Мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров. Оборудование, средства борьбы с пожарами. Огнетушители, принцип их действия, назначение и правила пользования ими. Обязанности рабочих при возникновении пожаров

       Основные правила оказания первой помощи (при поражении электрическим током, ранении, вывихах, переломах и других повреждениях). Остановка кровотечения. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «охрана труда»? Дайте определение?

2. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?

3. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?

4. Каким кодексом предусмотрена административная ответственность за нарушения требований охраны труда?

5. Сколько разделов содержится в инструкциях по охране труда?

6. Какова периодичность проведения повторного инструктажа на рабочем месте?

7. Какие классы условий труда условно относятся к безопасным?

8. В какие сроки проводится расследование несчастного случая, при тяжелых повреждениях?

9. В какие сроки проводится расследование несчастного случая, при легких повреждениях?

 

 

 

Специальный курс

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

6

Механическое оборудование

20

7

Электрическое оборудование и электросхемы

12

8

Эксплуатация и ремонт

16

 

Итого

48

 










Тема № 6. Механическое оборудование

       Общие сведения об экскаваторах и МСГ-2000. Основные технические данные и характеристики оборудования. Приёмный бункер, его назначение и устройство. Футеровка бункера, ее назначение, конструкция и способ крепления к порталу.
       Стрела, ее назначение и устройство. Механизм подъема стрелы.
      Конструкция ленточных конвейеров, применяемых на машине. Основные части конвейеров: ленты, линейные секции с роликоопорами и роликами, приводы,              натяжные устройства, загрузочные и разгрузочные устройства. Назначение и классификация грохотов в зависимости от фракции продукта.

     Устройство двухсекционного шнекового грохота. Назначение и устройство механизма передвижения, тормозные устройства. Смазка узлов экскаваторов и МСГ-2000. Назначение и устройство компрессора ВУ 3,5/9-1450. Эксплуатация компрессора, техническое обслуживание и ремонты. Характерные неисправности оборудования и методы их устранения.

Контрольные вопросы:

1.    Приёмный бункер, его назначение и устройство?

2.    Стрела, ее назначение и устройство?

3.    Основные части конвейеров?

4.    классификация грохотов?

5.    Назначение и устройство механизма передвижения?

6.    Назначение и устройство компрессора?

 

Тема № 7. Электрическое оборудование и электросхемы.

    Схема электроснабжения экскаваторов и МСГ-2000. Пусковая и защитная аппаратура, применяемая на МСГ-2000: автоматические выключатели, магнитные пускатели и контакторы, кнопки управления, реле времени, реле утечки.
       Оборудование конвейеров: реле контроля пробуксовки ленты, конечные выключатели схода и натяжения ленты. Электрооборудование механизма передвижения: пусковые сопротивления, электродвигатели с короткозамкнутым и фазным ротором, электрогидротолкатели. Электросхемы приводов механизма передвижения, грохота, конвейеров, подъема стрелы, переброса шибера.

       Поражающие факторы электрического тока. Назначение и устройство защитного заземления. Электрозащитные средства, сроки их испытаний. Средства индивидуальной защиты при работе с электрооборудованием.

Контрольные вопросы:

1. Назначение и типы пусковой аппаратуры?

2. Устройство предохранителя?

3. Назначение и устройство автоматического выключателя?

4. Назначение и устройство защитного заземления?

5. Устройство электрогидротолкателей?

6. Устройство двигателей переменного тока с короткозамкнутым ротором?

7. Назначение и устройство реле контроля скорости ленты?

8. Электрозащитные средства и сроки их испытания?

 

 

Тема № 8. Эксплуатация и ремонт.

   Виды и периодичность технического обслуживания. Перечень работ при различных видах технического обслуживания. Порядок поведения технического обслуживания. Карта смазки.

   Смазка, регулировка механизмов. Изучение технологических карт на ремонт узлов и механизмов экскаваторов и МСГ-2000.

   Правила проведения огневых работ. Характерные неисправности при эксплуатации экскаваторов и МСГ-2000, методы их устранения.

Контрольные вопросы:

1.   Виды и периодичность технического обслуживания?

2.   Порядок поведения технического обслуживания?

3.   Характерные неисправности при эксплуатации?

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Тематический план производственного обучения.

 

№ п/п

Темы

Всего часов

1

Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности

8

2

Ознакомление с правилами допуска к работе на экскаваторе

8

3

Порядок приема и сдачи смены

8

4

Ознакомление с рабочим местом машиниста экскаватора

8

5

Опробование и регулировка механизмов экскаватора.

12

6

Проверка рабочего оборудования экскаватора

8

7

Осмотр и проверка рабочего оборудования

16

8

Выполнение работ под руководством рабочего инструктора

8

9

Квалификационная работа

4

 

Итого

80

 

Программа производственного обучения

1.     Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности.

2.     Ознакомление с правилами допуска к работе на экскаваторе.

3.     Порядок приема и сдачи смены, подготовленности забоя и экскаватора к безопасной и безаварийной работе, с правилами безопасности при ведении горных работ на угольных разрезах.

4.     Ознакомление с рабочим местом машиниста экскаватора. Меры безопасности при осмотре забоя и подготовке экскаватора к работе.

5.     Участие в подготовке, опробовании и регулировке механизмов экскаватора. Приобретение навыков по смазке механизмов, уходу за канатами. Осмотр высоковольтного кабеля, его прокладка. Наблюдение за работой генераторов, электородвигателей, механизмов. Поддержание чистоты на экскаваторе.

6.     Приобретение навыков выполнения ремонтных, монтажных и демонтажных работ, проверки рабочего оборудования экскаватора.

7.     Осмотр и проверка рабочего оборудования, опорно-поворотного устройства и механизмов на поворотной платформе, ходового оборудования, конвейеров и вспомогательных механизмов. Приобретение навыков по проверке и регулировке механизмов.

8.     Выполнение работ под руководством рабочего инструктора, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии Машинист экскаватора на право управления машиной МСГ-2000».

9.     Квалификационная работа (перечень работ по ЕТКС)

 

Итоговая аттестация

          Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».
          К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).

         Результатом профессиональной подготовки является квалификационный экзамен.

          Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.

           Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.         

           По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.     

           Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.

            Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.

   Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

 

Материально-техническое обеспечение учебного пункта

 

Наименование аудитории

   Средства обучения   

 

Учебные классы

компьютер, видеопроектор, экран, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации, учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия

  

 

Сведения о педагогических работниках

 

        Для реализации данной программы УП привлекаются 3 педагогических работника                     (2 преподавателя, 1 мастер ПО) и 1 специалиста, имеющих необходимое высшее образование в соответствии с действующим законодательством.

 

  

Список литературы и методические материалы

1.      Р.Ю. Подерни Горные машины и комплексы Том 1.2 М. Издательство МГУ 2001г.

2.      В.В. Ржевский Открытые горные работы Части 1 и 2М. «Недра»1985

3.      В.В. Ржевский Технология разработки угольных месторождений М. «Недра» 1987г.

4.      Электрические машины. М.М. Кацман Москва 2003г.

5.      А.Н. Аблин, М.А. Ушаков, Г.С. Фестинатов, Ю.Л. Хатунцев Электротехника М. “Агар” 2000г.

6.      Чекмарёв А.А. «Инженерная графика»(машиностроительное черчение), М., «Инфра-М», 2009г.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

 

Билет № 1.

 

1. Виды и периодичность технического обслуживания.

2. Смазка узлов машины МСГ-2000.

3. Размещение средств пожаротушения на экскаваторе.

4. Виды инструктажей по охране труда.

5. Первая помощь пострадавшему при кровотечении.

 

Билет № 2.

1. Конструкция ленточных конвейеров на МСГ-2000.

2. Устройство асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

3. Горнотехнические понятия и элементы открытых горных работ.

4. Правила безопасности при погрузке горной массы.

5. Первая помощь пострадавшему при переломах.

 

Билет № 3.

1. Устройство двухсекционного шнекового грохота.

2. Смазка узлов машины МСГ-2000.

3. Назначение защитного заземления.

4. Звуковые сигналы при работе горной техники.

5. Первая помощь пострадавшему при ожогах.

 

Билет № 4.

1. Назначение и устройство механизма передвижения МСГ-2000.

2. Сигналы и расстояния при взрывных работах.

3. Устройство и назначение автоматических выключателей.

4. Средства индивидуальной защиты машиниста экскаватора.

5. Первая помощь при поражении электротоком.

 

Билет № 5.

1. Назначение и классификация грохотов, от фракции продукта.

2. Устройство и назначение пускателей.

3. Определение вскрышных и добычных работ.

4. Правила поведения при несчастном случае

5. Первая помощь пострадавшему находящегося в коме.


Возврат к списку

Наверх