ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ
Профессия – Слесарь-ремонтник
Квалификация – 2 разряд
Код профессии – 18559
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная программа (далее – Программа) предназначена для профессиональной переподготовки рабочих по профессии «Слесарь-ремонтник» 2 разряда. Учебный план предусматривает комплектование группы из лиц, имеющих среднее общее или среднее профессиональное образование и рабочую профессию по профилю обучения.
Форма обучения – очная.
Язык, на котором осуществляется обучение - русский.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";
- Приказ Минтруда России от 07.05.2015 № 277н "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 2, параграф 153;
- Приказ Минобразования России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
- Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессии «Слесарь-ремонтник» 2 разряда.
Программа рассчитана на 320 часа, из которых на теоретическое обучение отводится 152 часа, на производственное обучение 160 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.
Содержание программы:
- пояснительная записка;
- квалификационная характеристика;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа теоретического обучения;
- тематический план производственного обучения;
- итоговая аттестация;
- материально-техническое обеспечение учебного пункта;
- сведения о педагогических работниках;
- список литературы и методические материалы;
- экзаменационные билеты.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§153. Слесарь-ремонтник
2-й разряд
Характеристика работ. Разборка, ремонт, сборка и испытание простых узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин. Ремонт простого оборудования, агрегатов и машин, а также средней сложности под руководством слесаря более высокой квалификации. Слесарная обработка деталей по 12-14 квалитетам. Промывка, чистка, смазка деталей и снятие залива. Выполнение работ с применением пневматических, электрических инструментов и на сверлильных станках. Шабрение деталей с помощью механизированного инструмента. Изготовление простых приспособлений для ремонта и сборки.
Должен знать: основные приемы выполнения работ по разборке, ремонту и сборке простых узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин; назначение и правила применения слесарного и контрольно-измерительных инструментов; основные механические свойства обрабатываемых материалов; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости; наименование, маркировку и правила применения масел, моющих составов, металлов и смазок.
Примеры работ
1. Арматура мартеновских печей, дроссели, отсечные клапаны - снятие, ремонт, установка.
2. Болты, гайки, шпильки - опиливание, прогонка резьбы, смена их и крепление.
3. Вентили запорные для воздуха, масла и воды - установка с пригонкой по месту.
4. Завалочные окна, канаты крышкоподъемников и перекидные устройства - смена.
5. Коленья, тройники для трубопроводов - гидравлическое испытание и сборка.
6. Лубрикаторы, линейные питатели - ремонт, регулировка.
7. Маслоохладители - разборка, ремонт, сборка.
8. Насосы поршневые - ремонт, установка.
9. Оборудование - нейтрализация от кислых и щелочных сред.
10. Ограждения - снятие и установка.
11. Прокладки - изготовление.
12. Редукторы галтовочных барабанов - разборка, ремонт и сборка.
13. Сетки металлические - замена, изготовление, ремонт.
14. Точила наждачные и пылесосы к ним - ремонт, сборка, замена и правка абразивных кругов.
15. Шпонки - опиливание.
16. Шпулярники сновальных машин - ремонт и установка на машину.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для профессиональной переподготовки рабочих по профессии
«Слесарь-ремонтник» 2 разряда
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
Промежуточная аттестация |
||||
1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
152 |
|
|
|
Общетехнический курс |
48 |
|
|
1.1. |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
4 |
4 |
устный зачет |
1.2. |
Основные сведения о производстве и организации рабочего места |
4 |
4 |
устный зачет |
1.3. |
Чтение чертежей |
12 |
12 |
устный зачет |
1.4. |
Допуски и технические измерения |
4 |
4 |
устный зачет |
1.5. |
Материаловедение |
8 |
8 |
устный зачет |
1.6. |
Охрана труда, промышленная, пожарная безопасность и промсанитария |
16 |
16 |
устный зачет |
|
Специальный курс |
104 |
|
|
1.7. |
Слесарное дело |
24 |
24 |
устный зачет |
1.8. |
Организация и назначение ремонта промышленного оборудования |
24 |
24 |
устный зачет |
1.9. |
Технология ремонта типовых деталей и узлов |
28 |
28 |
устный зачет |
1.10. |
Устройство и технология ремонта промышленного оборудования |
28 |
28 |
устный зачет |
2. |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
160 |
На производстве |
Квалификационные испытания |
2.1 |
Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. |
8 |
8 |
устный контроль |
2.2 |
Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами |
24 |
32 |
устный контроль |
2.3 |
Выполнение основных слесарных операций |
40 |
40 |
устный контроль |
2.4 |
Разборка и сборка простых узлов и механизмов |
40 |
|
|
2.5 |
Самостоятельная работа под наблюдением рабочего наставника и мастера производственного обучения. |
32 |
16 |
устный контроль |
2.6 |
Квалификационная работа |
16 |
16 |
|
3. |
КОНСУЛЬТАЦИЯ |
4 |
|
|
4. |
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН |
4 |
|
экзамен |
|
ИТОГО: |
320 |
|
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Темы |
Недели |
Всего часов |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Кол-во часов в неделю |
||||||||||
1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ |
40 |
40 |
40 |
32 |
|
|
|
|
152 |
1.1. |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
1.2. |
Основные сведения о производстве и организации рабочего места |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
1.3. |
Чтение чертежей |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
1.4. |
Допуски и технические измерения |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
1.5. |
Материаловедение |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
1.6. |
Охрана труда, промышленная, пожарная безопасность и промсанитария |
8 |
8 |
|
|
|
|
|
|
16 |
1.7. |
Слесарное дело |
|
24 |
|
|
|
|
|
|
24 |
1.8. |
Организация и назначение ремонта промышленного оборудования |
|
8 |
16 |
|
|
|
|
|
24 |
1.9. |
Технология ремонта типовых деталей и узлов |
|
|
24 |
4 |
|
|
|
|
28 |
1.10. |
Устройство и технология ремонта промышленного оборудования |
|
|
|
28 |
|
|
|
|
28 |
2. |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
|
|
|
8 |
40 |
40 |
40 |
32 |
160 |
2.1 |
Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
8 |
2.2 |
Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами |
|
|
|
|
24 |
|
|
|
24 |
2.3 |
Выполнение основных слесарных операций |
|
|
|
|
16 |
24 |
|
|
40 |
2.4 |
Разборка и сборка простых узлов и механизмов |
|
|
|
|
|
16 |
24 |
|
40 |
2.5 |
Самостоятельная работа под наблюдением рабочего наставника и мастера производственного обучения. |
|
|
|
|
|
|
16 |
16 |
32 |
2.6 |
Квалификационная работа |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
16 |
3 |
КОНСУЛЬТАЦИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
4 |
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
ИТОГО: |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
320 |
1. Программа теоретического обучения
Общетехнический курс
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1.1. |
Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций |
4 |
1.2. |
Основные сведения о производстве и организации рабочего места |
4 |
1.3. |
Чтение чертежей |
12 |
1.4. |
Допуски и технические измерения |
4 |
1.5. |
Материаловедение |
8 |
1.6. |
Охрана труда, промышленная, пожарная безопасность и промсанитария |
16 |
|
ИТОГО: |
48 |
Аннотация к дисциплинам
Тема 1.1. Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций
Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления. Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ. Силы и средства РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.
Категории подразделения чрезвычайных ситуаций: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера: стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, вовремя и после его возникновения; стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи); стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия.
Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания; природные пожары (лесные и торфяные); массовые инфекционные заболевания людей.
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют виды классификаций ЧС природного и техногенного характера по масштабам распространения и тяжести последствий?
2. Какие основные задачи в области ГО и ЧС?
3. Какие основные причины возникновения ЧС?
Тема 1.2. Основные сведения о производстве и организации рабочего места
Структура предприятия. Назначение служб, цехов и участков, взаимодействие и связь между ними. Основные сведения о применяемом оборудовании и технике. Сведения по организации и технологии работ в цехе ремонта и на рабочих площадках на территории предприятия, а также непосредственно на горно-транспортном оборудовании. Рабочее место слесаря-ремонтника, его оборудование и требование к нему.
Контрольные вопросы:
Тема 1.3. Чтение чертежей
Общие сведения о чертежах. Назначение рабочего чертежа и требования, предъявляемые к нему. Форматы чертежей. Правила обозначения размеров на чертежах. Масштабы чертежей и их условные обозначения на чертежах. Разрезы и сечения, штриховка на них.
Обозначения на чертежах допусков, формы и расположения поверхностей деталей. Структура обозначения шероховатости поверхности и знаки обозначения шероховатости на чертежах. Эскиз, его отличия от чертежа, его назначение и правила составления. Упражнения в чтении чертежей и в составлении эскизов.
Сборочные чертежи, их назначение и спецификация. Нанесение размеров и обозначение посадок. Разрезы на сборочных чертежах, упражнения в чтении сборочных чертежей.
Условные обозначения трубопроводов, оборудования, арматуры, приборов и других деталей.
Контрольные вопросы:
1. Что такое «чертеж», «схема», «эскиз»?
2. Для чего предназначен сборочный чертёж?
Тема 1.4. Допуски и технические измерения
Основные понятия о сопряжении деталей. Отверстие и вал. Посадка, зазор, натяг.
Точность изготовления деталей. Погрешности при изготовлении деталей. Действительные и предельные размеры сопряжений. Допуск размера. Отклонения. Номинальный размер. Поле допуска. Типы посадок. Предельные зазоры и натяги. Допуск посадки. Система допусков, посадок. Степень точности. Система отверстия и вала.
Показатели измерительных средств: пределы измерения, пределы показания шкалы, интервал делений. Цена деления. Метр, линейка, рулетка, область применения.
Штангенинструменты, их устройство, назначение, правила отсчета показаний.
Микрометрические инструменты, пределы измерений. Индикаторные приборы, нутромеры, глубиномеры, устройство, назначение и правила пользования.
Приборы и инструменты, применяемые при ремонте. Ошибки при измерении; их причины и способы предупреждения. Правила пользования измерительными инструментами, приборами и уход за ними.
Контрольные вопросы:
1. Что такое допуск размера?
2. Что такое зазор?
3. Что такое натяг?
4. Произвести замер детали штангенциркулем.
Тема 1.5. Материаловедение
Основные сведения о металлах и их свойствах. Чёрные и цветные металлы, их физические, химические и механические свойства, маркировка. Чугуны, сведения о производстве, область применения, их виды и свойства.
Стали, сведения о способах производства, маркировка, свойства и область применения. Легированные стали, их свойства, маркировка и область применения. Термическая и химико-термическая обработка сталей. Виды обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Цементация, азотирование и др. виды химико-термической обработки.
Цветные металлы и сплавы. Медь. Свойства, область применения. Маркировка. Сплавы меди и цинка (латунь). Маркировка. Латуни литейные, железомарганцовистые. Бронза. Свойства. Область применения. Алюминий. Свойства. Область применения. Свинец, олово, цинк. Свойства. Область применения. Маркировка цветных металлов и их сплавов.
Неметаллические материалы. Пластмассы и их свойства. Применение пластмасс в машиностроении.
Абразивные материалы. Естественные и искусственные абразивы. Применение абразивов при обработке металлов. Шлифовальная шкурка. Смазочные материалы, применяемые для смазки трущихся частей; требования, предъявляемые к ним.
Контрольные вопросы:
1. Назовите область применения чугуна.
2. В чем заключается химико-термическая обработка сталей?
3. Назовите виды обработки металлов.
Тема 1.6. Охрана труда, промышленная, пожарная безопасность и промсанитария
Основы законодательства по охране труда. Надзор и контроль за безопасным производством работ. Причины и анализ производственного травматизма.
Виды инструктажей по безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы при ремонтных работах. Безопасные приёмы работы. Инструкция по охране труда для слесаря-ремонтника. Меры безопасности при проведении слесарных и ремонтных работ.
Электробезопасность. Воздействие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности. Защита от поражения человека электрическим током. Шаговое напряжение. Основные и дополнительные электрозащитные средства, требования к ним. Плакаты, знаки по электробезопасности.
Пожарная безопасность. Причины пожаров и меры их предупреждения. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при загорании. План эвакуации.
Источники и виды загрязнения окружающей среды. Ответственность и возможности слесаря-ремонтника в деле охраны окружающей среды.
Значение тщательного осмотра слесарного инструмента перед началом работы. Анализ травматизма и причины несчастных случаев.
Задачи промышленной санитарии и гигиены труда. Профилактические и защитные санитарные мероприятия. Общие санитарные правила. Требования к освещенности рабочего места, питьевой воде, спецодежде, защитным приспособлениям.
Основные причины возникновения пожаров. Мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров. Оборудование средства борьбы с пожарами. Огнетушители, принцип их действия, назначение и правила пользования ими. Обязанности рабочих при возникновении пожаров. Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?
2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?
3. Как вести себя при аварийной ситуации или пожаре?
Специальный курс
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1.7. |
Слесарное дело |
24 |
1.8. |
Организация и назначение ремонта промышленного оборудования |
24 |
1.9. |
Технология ремонта типовых деталей и узлов |
28 |
1.10. |
Устройство и технология ремонта промышленного оборудования |
28 |
|
ИТОГО: |
104 |
Аннотация к дисциплинам
Тема 1.7. Слесарное дело
Виды слесарных работ. Оборудование слесарных мастерских. Организация рабочего места слесаря. Безопасные условия труда.
Назначение плоскостной разметки. Инструменты и приспособления. Разметка по чертежам и шаблонам. Пространственная разметка и ее назначение. Дефекты при разметке.
Назначение рубки металла. Инструменты, применяемые при рубке металла.
Заточка инструмента для рубки, углы заточки, размеры инструмента. Рубка широких поверхностей, вырубание смазочных канавок и пазов. Безопасность труда.
Назначение правки и рихтовки металла. Правка полосового металла, прутка, листового металла. Правила и способы правки и гибки листового, профильного металла и труб.
Гибка металла в горячем состоянии под различными радиусами и углами. Оборудование для правки и гибки. Рихтовка закаленных деталей.
Назначение резки металла. Резка ручными ножницами, ножовкой. Резка труб. Механизированная резка.
Опиливание металла, назначение и его способы. Классификация напильников, их выбор. Приемы опиливания, контроль опиленной поверхности.
Инструмент для сверления и нарезания резьбы. Подбор сверл и разверток, охлаждающих жидкостей. Установка сверл и деталей. Управление сверлильными машинами. Оборудование и приспособления для нарезания резьбы. Нарезание резьбы на болтах, шпильках, трубах. Проверка качества резьбы.
Сущность пайки. Характеристика припоев, их обозначение. Флюсы, их назначение, характеристика и применение. Устройство и правила пользования паяльниками и паяльными лампами. Виды паяных соединений. Назначение лужения, подготовка поверхностей к лужению, способы лужения.
Назначение склеивания, способы склеивания, подготовка поверхностей. Характеристики клеев. Оценка качества клеевых соединений и причины их непрочности.
Сведения о слесарно-сборочных работах. Сборка неподвижных разъёмных соединений, болтовых и винтовых. Сборка шпоночных и шлицевых соединений. Разборка оборудования.
Контрольные вопросы:
1. Что такое нониус и как производится измерение с его использованием?
2. Какие бывают типы насечек у напильников?
3. В чем измеряется шаг метрической и трубной резьбы?
Тема 1.8. Организация и назначение ремонта промышленного оборудования
Условия долговечности и надежности работы машин и механизмов.
Причины износа и поломок оборудования, изменение форм и размеров деталей в результате износа.
Производственный и технологический процессы ремонта, виды ремонта промышленного оборудования. Система ППР. Виды обслуживания и ремонта, предусмотренные системой ППР.
Контрольные вопросы:
Тема 1.9. Технология ремонта типовых деталей и узлов
Организация рабочего места при выполнении ремонтных работ.
Технологическая документация на ремонт (восстановление) деталей и сборочных единиц, ее формы. Технологический процесс ремонта (восстановления) деталей и сборочных единиц механизмов и машин, его элементы. Технологическая дисциплина, ответственность за ее нарушения.
Технология ремонта неподвижных соединений (резьбовых, штифтовых, шпоночных, шлицевых, сварных и т. д.).
Технология ремонта деталей и механизмов машин и оборудования (валов, подшипников, шкивов, различных передач, муфт, механизмов преобразования движения и т.п.).
Приспособления и контрольно-измерительный инструмент, применяемые при ремонте оборудования. Классификация контрольно-измерительных инструментов и приборов по конструктивным признакам и назначению. Основные характеристики инструментов. Использование контрольно-измерительных инструментов и приспособлений.
Разбор карт технологического процесса ремонта различных деталей и узлов промышленного оборудования.
Контрольные вопросы:
1. Какую применяют технологию ремонта неподвижных соединений?
2. Какие применяют приспособления и контрольно-измерительные инструменты при ремонте?
Тема 1.10. Устройство и технология ремонта промышленного
оборудования
Виды и типы механического оборудования на предприятии.
Подробное изучение отдельных типов оборудования, которое предстоит ремонтировать. Назначение, устройство и технические характеристики оборудования. Конструкция деталей, сборочных единиц и механизмов оборудования, их назначение, взаимодействие, характеристика условий работы, износа и способа ремонта.
Разбор кинематических схем. Паспортизация оборудования.
Документация, используемая при выполнении ремонта оборудования. Ремонтные чертежи.
Порядок проверки оборудования при подготовке его к ремонту: внешний осмотр, испытание машины на холостом ходу, определение наличия неисправностей дефектов, оценка состояния смазочных и защитных устройств.
Подготовка оборудования к ремонту. Ведомости дефектов, графики ремонтов. Последовательность проведения ремонтных работ: разборка механизмов на сборочные единицы и детали, промывка, определение характера и величины износа, их дефектов. Ремонт деталей.
Узловая сборка, Виды узловой сборки.
Общая сборка механизмов. Виды общей сборки. Контроль качества сборки.
Испытания собранных изделий. Виды испытаний: приемочные, контрольные и специальные. Испытания на холостом ходу и под нагрузкой. Приёмка оборудования из ремонта.
Контрольные вопросы:
1. Какой порядок проверки оборудования при подготовке его к ремонту?
2. Какие производят испытания собранных изделий?
3. Что такое дефектовка?
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
2.1 |
Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности |
8 |
2.2 |
Обучение правилам пользования инструментами, приборами и механизмами |
24 |
2.3 |
Выполнение основных слесарных операций |
40 |
2.4 |
Разборка и сборка простых узлов и механизмов |
40 |
2.5 |
Выполнение работ под наблюдением рабочего-наставника и мастера производственного обучения. |
32 |
2.6 |
Квалификационная работа |
16 |
|
ИТОГО: |
160 |
*Примечание: Самостоятельное выполнение работ и квалификационная работа должны осуществляться под руководством рабочего-наставника и под контролем мастера производственного обучения.
Аннотация к рабочей программе
1. Изучение инструкций по охране труда для слесаря-ремонтника. Получение необходимых видов инструктажей на рабочем месте. Ознакомление с рабочим местом. Ознакомление с местами расположения средств пожаротушения, ознакомление с правилами пользования средствами индивидуальной защиты и пожаротушения.
2. Изучение требований безопасности при работе с электрифицированными инструментами и приборами.
3. Выполнение основных слесарных операций на рабочем месте, согласно требованию ЕТКС.
4. Разборка и сборка простых узлов и механизмов. Сборка разъёмных соединений. Сборка неразъёмных соединений.
5. Самостоятельное выполнение комплекса работ, предусмотренных квалифицированной характеристикой для слесаря-ремонтника, с соблюдением технических требований и действующих норм выработки под наблюдением рабочего-наставника и мастера производственного обучения.
6. Квалификационная работа, предусмотренная ЕТКС.
Итоговая аттестация
Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).
Результатом обучения является квалификационный экзамен.
Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.
Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.
По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.
Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.
Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.
Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.
Материально-техническое обеспечение учебного пункта
Помещения Учебного пункта филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова»» включают 5 учебных классов, комнату персонала (мастеров и преподавателей) Учебного пункта. На этажах имеются туалетные комнаты. Учебные классы оборудованы стульями, двухместными и одноместными ученическими столами, меловыми и маркерными досками, шкафами для верхней одежды. В классах соблюдается тепловой, световой и санитарный режимы.
Наименование аудитории |
Средства обучения |
Учебные классы |
компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», робот-тренажёр «Антон-1.01- Травма» учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия |
Сведения о педагогических работниках:
Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющие необходимое образование в соответствии с действующим законодательством РФ.
Список литературы и методические материалы
Москва, «Академия», 2003г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
по профессии Слесарь-ремонтник 2 разряда
Билет №1
1. Какой применяют инструмент для сверления и нарезки резьбы?
2. Для чего предназначена центровка агрегатов?
3. Какие применяют меры безопасности при рубке металла?
4. Как оказать первую помощь при кровотечениях и переломах? Назовите виды кровотечений.
Билет №2
1. Как производится подготовка к рубке и резке металлов?
2. Какие существуют виды и типы применяемого оборудования?
3. Какие существуют виды инструктажей по охране труда?
4. Как оказать первую помощь при ожогах? Назовите степени ожогов.
Билет №3
1. Как производится правка и рихтовка металла?
2. Какие основные дефекты и неисправности валов и осей, методы их восстановления?
3. Какие основные вредные производственные факторы существуют на рабочем месте слесаря-ремонтника?
4. Как освободить пострадавшего от действия электрического тока?
Билет № 4
1. Как производится технология ремонта неподвижных соединений (резьбовых, шпоночных, штифтовых, сварных)?
2. Как подготовить оборудование к ремонту?
3. Какие применяются требования безопасности при работе с электрифицированным инструментом?
4. Как оказать первую помощь при отсутствии сознания и пульса на сонной артерии?
Билет № 5
1. Как производится пайка металлов?
2. Что такое номинальный, предельный и действительный размеры? Что такое предельное отклонение?
3. Расскажите правила пользования первичными средствами пожаротушения?
4. Как оказать первую помощь при отравлении ядовитыми газами?