Программы повышения квалификации

Программы повышения квалификации image

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ


Профессия – Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов

Квалификация – 5 разряд

Код профессии – 18542

 

Пояснительная записка

 

    Настоящая основная образовательная программа по повышению квалификации (далее - Программа) предназначена для повышения разряда рабочих по профессии «Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов» на 5-й разряд.

       К обучению допускаются лица, достигшие 18-лет, имеющие среднее общее образование и профессию слесарь по ремонту путевых машин и механизмов» 4-го разряда.

Форма обучения – очная.

      Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

- Приказ Минпросвещения РФ от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), Часть 2 выпуск № 2, параграф 131; утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45 (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645);

- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;

      Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессий «Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов 5 разряда.

       Программа рассчитана на 232 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 128 часов, на практическое обучение 96 часа, консультация 4 часа, квалификационный экзамен 4 часа.

Содержание программы:

- пояснительная записка

- квалификационная характеристика;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа теоретического обучения;

- тематический план производственного обучения;

- сведения о педагогических работниках;

- итоговая аттестация;

- материально-техническое обеспечение учебного пункта;

- список литературы и методические материалы;

- экзаменационные билеты.

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 § 131. Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов 5-го разряда

 Характеристика работ. Ремонт, регулировка и испытание сложных путевых машин и механизмов. Выполнение слесарных работ по 6 - 7 квалитетам. Определение на слух неисправностей в работе двигателя внутреннего сгорания и устранение их, а также устранение дефектов в сложных путевых машинах и механизмах.

 Должен знать: конструкцию и технические характеристики сложных путевых машин тяжелого типа, механизмов и передвижных установок; приемы слесарных работ, обеспечивающие чистоту обработки по 6 - 7 квалитетам; технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулировку сложных путевых машин и механизмов; причины износа сопряженных деталей и способы выявления и устранения их; устройство испытательных стендов.

 Примеры работ

 1. Узлы и механизмы электробалластерных, щебнеочистительных, планировочно-уплотняющих, дренажных, звеносборочных, звеноразборочных, рихтовальных, снегоуборочных машин, путеукладчиков и рельсоукладчиков - ремонт, испытание, регулировка.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

повышения квалификации рабочих по профессии

«Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов» 5 разряда

 

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Аудиторные занятия

Форма контроля

Промежуточная   аттестация

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

128

 

 

1

Общетехнический курс

44

 

 

1.1

Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность. Промышленная санитария.

16

16

устный зачет

1.2

Электротехника

4

4

устный зачет

1.3

Допуски и технические измерения

4

4

устный зачет

1.4

Материаловедение

4

4

устный зачет

1.5

Основы механики

4

4

устный зачет

1.6

Экономика предприятия

4

4

устный зачет

1.7

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

8

8

устный зачет

2

Специальный курс

84

 

 

2.1

Двигатели внутреннего сгорания

16

16

устный зачет

2.2

Устройство путевых машин и механизмов

24

24

устный зачет

2.3

Техническое обслуживание и ремонт путевых машин и механизмов

20

20

устный зачет

2.4

ПТЭ, инструкции и безопасность движения

24

24

устный зачет

3

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

96

На производстве

Квалификационные испытания

3.1

Вводное занятие. Инструктаж по организации рабочего места и по правилам безопасности труда

8

8

устный контроль

3.2

Выполнение слесарно-монтажных работ

40

40

устный контроль

3.3

Участие в выполнении работ по разборке, ремонту и сборке оборудования

40

40

устный контроль

3.4

Квалификационная работа

8

8

 

 

Консультация

4

аудитория

 

 

Квалификационный экзамен

4

аудитория

экзамен

 

Итого:

232

 

 

  

Календарный учебный график

 

№ п/п

Темы

Недели

Всего часов

1

2

3

4

5

6

Количество часов в неделю

1

Общетехнический курс

1.1

Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность. Промышленная санитария.

16

 

 

 

 

 

16

1.2

Электротехника.

4

 

 

 

 

 

4

1.3

Допуски и технические измерения.

4

 

 

 

 

 

4

1.4

Материаловедение.

4

 

 

 

 

 

4

1.5

Основы механики.

4

 

 

 

 

 

4

1.6

Экономика предприятия

4

 

 

 

 

 

4

1.7

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

4

4

 

 

 

                         

 

8

2

Специальный курс

2.1

Двигатели внутреннего сгорания

 

16

 

 

 

 

16

2.2

Устройство путевых машин и механизмов

 

20

4

 

 

 

24

2.3

Техническое обслуживание и ремонт путевых машин и механизмов

 

 

20

 

 

 

20

2.4

ПТЭ, инструкции и безопасность движения

 

 

16

8

 

 

24

3

Производственное обучение

3.1

Вводное занятие. Инструктаж по организации рабочего места и по правилам безопасности труда

 

 

 

8

 

 

8

3.2

Выполнение слесарно-монтажных работ

 

 

 

24

16

 

40

3.3

Участие в выполнении работ по разборке, ремонту и сборке оборудования

 

 

 

 

24

16

40

3.4

Квалификационная работа

 

 

 

 

 

8

8

 

Консультация

 

 

 

 

 

4

4

 

Квалификационный экзамен

 

 

 

 

 

4

4

 

Итого:

40

40

40

40

40

32

232

 

 

Программа теоретического обучения

1.Общетехнический курс

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1.1

Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность. Промышленная санитария.

16

1.2

Электротехника

4

1.3

Допуски и технические измерения

4

1.4

Материаловедение

4

1.5

Основы механики

4

1.6

Экономика предприятия

4

1.7

Гражданская оборона, защита работников и предприятия от чрезвычайных ситуаций

8

 

                                                                                                                   Итого:

44

 

Тема 1.1. Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность. Промышленная санитария.

        Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда и пожарной безопасности. Основные права и обязанности работника и работодателя. Государственные нормативные требования по охране труда. Требования по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями. Ответственность за нарушение требований по охране труда.

Причины и профилактика производственного травматизма. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Профессиональные заболевания и их основные причины. Профилактика профессиональных заболеваний.

Порядок и сроки обучения, виды инструктажей по охране труда для работников. Опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работников. Специальная оценка условий труда. Классы условий труда. Средства индивидуальной защиты. Средства коллективной защиты.

Коллективный договор предприятия. Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты предприятия. Изучение соответствующих инструкций по охране труда (по видам работ, по профессии). Промышленная санитария и гигиена труда. Задачи промышленной санитарии. Личная гигиена.

Электробезопасность. Воздействие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности. Защита от поражения человека электрическим током. Шаговое напряжение. Основные и дополнительные электрозащитные средства, требования к ним. Плакаты, знаки по электробезопасности.

Пожарная безопасность. Основные причины возникновения пожаров в цехе и на территории предприятия. Мероприятия по предупреждению пожаров. Пожароопасные свойства веществ. Средства тушения пожаров и правила их применения. Правила поведения в опасных местах и при пожарах. Планы эвакуации. Знаки пожарной безопасности, эвакуационные.

Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве. Универсальные принципы оказания первой помощи. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Алгоритм оказания первой помощи при закупорке дыхательных путей у взрослого пострадавшего. Виды кровотечений и ран. Правила и техника наложения кровоостанавливающего жгута. Травмы грудной клетки и живота. Травмы опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при вывихах, переломах. Перемещение пострадавшего. Воздействие высокой температуры (ожоги). Химические ожоги. Воздействие низких температур. Электрические ожоги. Меры личной безопасности при контакте с линиями электропередачи. Отравление угарным газом, ядами. Первая помощь при нарушении сознания (обморок), коме, клинической смерти. Определение биологической смерти.

 

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?

2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?

3. В какие сроки проводится расследование несчастного случая?

 

Тема 1.2. Электротехника.

          Основные законы постоянного тока. Электрическая цепь; сопротивление и проводимость проводников; электродвижущая сила источников тока. Последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников и источников тока; работа и мощность тока.

       Получение переменного однофазного тока. Переменный ток и его параметры. Получение трёхфазного тока.

        Трансформаторы. Принцип действия, устройство и применение. Автотрансформаторы.

        Электродвигатели, применяемые в электроинструментах, преобразователь частоты: их принцип действия, устройство и применение. Заземление. Электрическая защита.

        Пускорегулирующая аппаратура (рубильник, переключатель, выключатели, реостаты, контроллеры, магнитные пускатели). Защитная аппаратура (предохранители, реле и пр.). Арматура местного и переносного освещения.

Контрольные вопросы

1.      Каково назначение и устройство защитного заземления?

2.      Какие электрозащитные средства существуют и сроки их испытания?

3.      Какие обязанности рабочего при обнаружении неисправности электрооборудования?

Тема 1.3. Допуски и технические измерения.

Допуски и посадки гладких цилиндрических и плоских сопряжений.

Посадки в системе отверстия и в системе вала. Допуски и посадки для раз­меров от 1 до 500 мм. Предпочтительные поля допусков и комбинированные посадки. Допуски и посадки для размеров менее 1 и более 500 мм. Способы на­несения предельных отклонений размеров на чертежах. Выбор посадок. Допус­ки и посадки подшипников качения. Калибры для гладких цилиндрических де­талей и линейных размеров.

Допуски, посадки и средства измерения метрических резьб.

Классификация резьб. Эксплуатационные требования к резьбовым соеди­нениям. Основные элементы резьбы. Основы взаимозаменяемости резьб. Отклонение отдельных параметров резьбы. Влияние комплекса погрешностей на свинчиваемость резьбовых со­единений. Приведенный средний диаметр. Допуски метрических резьб. Допус­ки метрической резьбы с переходной насадкой. Допуски на наружный диаметр резьбы болта и внутренний диаметр гайки. Классы точности резьбовых соеди­нений. Методы обработки резьбы.

Калибры для контроля болтов и гаек. Резьбовые шаблоны. Микрометры с вставками. Понятие об измерении среднего диаметра резьбы методом трех про­волочек.

Измерительные приборы, применяемые при ремонте машин.

Приборы и инструменты, применяемые при ремонте. Ошибки при измере­нии; их причины и способы предупреждения. Правила пользования измери­тельными инструментами, приборами и уход за ними.

 

Контрольные вопросы

1. Какие применяются инструменты для разметки, их виды и устройство?

2. Что такое резьба, ее назначение и элементы?

3. Что такое калибры и для чего они применяются?

4. Какие виды измерительных инструментов существуют?

 

Тема 1.4. Материаловедение

Чёрные и цветные металлы, их физические, химические и механические свойства, маркировка.

Чугуны, сведения о производстве, область применения, их виды и свойства.

Стали, сведения о способах производства, маркировка, свойства и область применения.

Легированные стали, их свойства, маркировка и область применения.

Термическая и химико-термическая обработка сталей. Виды обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Цементация, азотирование и др. виды химико-термической обработки.

Сплавы - твёрдые, металлокерамические, цветные, их свойства и область применения.

Основные виды обработки металлов: литьё, обработка давлением, резанием, сварка металлов.

Теплоизоляционные материалы, применяемые в тепловых сетях, их свойства.

Прокладочные и уплотнительные материалы.

Основные физические свойства и характеристики нефти и нефтепродуктов. Плотность нефти и нефтепродуктов. Температуры вспышки, воспламенения и самовоспламенения и нефтепродуктов. Температуры застывания, помутнения и начала кристаллизации нефтепродуктов. Электрические (диэлектрические) свойства нефти и нефтепродуктов. Оптические свойства нефти и нефтепродуктов.

 

Контрольные вопросы:

1. По каким свойствам существует отличие стали от чугуна?

2. Какие основные физические свойства и характеристики нефти и нефтепродуктов?

3. Какая плотность нефти и нефтепродуктов?

4.Какие бывают легированные стали и их марки?

  

Тема 1.5. Основы механики.

Силы взаимодействия механической части подвижного состава с рельсовым путем. Взаимодействие колесных пар и рельсового пути. Неровности рельсового пути. Общие понятия о колебаниях ТС и возмущениях, вызывающих колебания. Динамика неподрессоренных масс ТС. Простейшие модели механической колебательной системы. Вынужденные колебания простейших систем. Собственные колебания надрессорного строения ТС. Гашение колебаний. Параметры гасителей колебаний простейшей колебательной системы. Боковые колебания ТС. Особенности боковых колебаний ТС.

 

Контрольные вопросы:

1. Статические силы и от чего они зависят?

2. Динамические силы и их характеристика?

3. При каких условиях возникают свободные колебания?

 

Тема 1.6. Экономика предприятия.

           Понятие «предприятие», «фирма», «организация». Предприятие как основной субъект рыночной экономики. Конкурентная среда предприятия.

Основные факторы производства. Материально-вещественная и денежная форма ресурсов предприятия. Ограниченность и взаимозаменяемость экономических ресурсов. Экономические издержки: внутренние и внешние, постоянные и переменные, общие и средние, предельные. Основные направления снижения издержек производства. Основные факторы производства. Основные производственные фонды как экономическая категория. Состав и структура основных средств. Кадровая политика на предприятии. Среднесписочный состав работников предприятия и промышленно-производственный персонал. Текучесть кадров. Заработная плата как вознаграждение за труд. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Компенсации и социальные выплаты. Основные требования коллективного договора и трудового соглашения. Классификация затрат на производство продукции. Сущность и основные функции цены: учетная, распределительная, сбалансированности, рационализации, стимулирования. Место и роль налогов и обязательных платежей в процессе формирования предприятия. Сущность и критерии экономической эффективности производства. Абсолютная экономическая эффективность: дифференцированные показатели (трудоемкость производства и производительность труда, материалоемкость и материалоотдача производства, среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача и фондоёмкость производства), интегральные показатели (затраты на 1 руб. товарной продукции, рентабельность производства и продукции, капиталоемкость и капиталоотдача, коэффициент экономической эффективности инвестиций).

 

Контрольные вопросы:

1.Какие основные требования коллективного договора и трудового соглашения?

2.Какова сущность и основные функции цены?

3. Какие формы оплаты труда существуют?

 

Тема 1.7. Гражданская оборона, защита работников и предприятие от чрезвычайных ситуаций.

 

            Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Федеральный закон. Цели и задачи закона в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления. Федеральный закон и защита населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткое изложение ФЗ, который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ.

     Силы и средства РСЧС (Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений.

      Категории подразделения чрезвычайных ситуаций: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

     Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера:

      *стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Действия населения при оповещении о землетрясении, вовремя и после его возникновения;

      *стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);

      *стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения). Причины возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о наводнении, во время возникновения и после окончания;

      *природные пожары (лесные и торфяные);

      *массовые инфекционные заболевания людей.

Контрольные вопросы:

1. Что такое Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны?

2. Что такое Федеральный закон?

3. Перечислить категории подразделения чрезвычайных ситуаций?

4. Рассказать классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций природного характера?

 

2.Специальный курс

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

2.1

Двигатели внутреннего сгорания

16

2.2

Устройство путевых машин и механизмов

24

2.3

Техническое обслуживание и ремонт путевых машин и механизмов

20

2.4

ПТЭ, инструкции и безопасность движения

24

 

                                                                                                                     Итого:

84

 

Тема 2.1. Двигатели внутреннего сгорания.

        Основные узлы двигателя. Верхний картер; его назначение, материал, устройство. Крепление к верхнему картеру блока цилиндров, передней опоры, кожуха маховика и нижнего картера. Установка коленчатого вала. Силовые шпильки крепления блока и головки блока, порядок затяжки силовых шпилек. Нижний картер; материал, устройство, форма дна. Установка на нижнем картере масляного, водяного и топливоподкачивающего насосов. Вентиляция картера; ее назначение, устройство. Блок цилиндров; его назначение и способ крепления к верхнему картеру. Перепускные отверстия для воды из блока к головке блока. Значение контрольных отверстий в блоке. Головка блока; ее устройство и способ крепления к блоку. Правила установки распределительных валов, клапанов, форсунок, воздушных пусковых клапанов, крепления всасывающего и выхлопного клапанов. Назначение уплотнительной прокладки головки блока. Охлаждение головки. Неисправности головки блока и блока цилиндров двигателя.

        Система смазки. Детали двигателя, смазываемые под давлением и разбрызгиванием. Приборы системы смазки. Масляные насосы; их устройство и производительность. Фильтры грубой и тонкой очистки. Масляный радиатор и бак для масла.

         Система охлаждения. Назначение системы охлаждения и виды охлаждения. Водяной насос; его устройство и привод. Вентилятор, привод вентилятора. Радиатор; его назначение, устройство. Регулятор температуры - термостат; его устройство, принцип работы. Движение жидкости при открытом и закрытом клапане термостата.

 

         Система питания. Топливный бак; его устройство и правила заправки. Фильтры грубой и тонкой очистки; сроки и правила промывки. Топливоподкачивающий и топливный насосы; их устройство, назначение, привод насоса. Форсунки; их устройство, регулировка.

Всережимный регулятор; минимальные обороты холостого хода и максимальные при резком сбросе нагрузки. Клапан остановки двигателя.

         Пусковые устройства. Пневматическое и электрическое пусковые устройства. Пуск дизеля сжатым воздухом и электростартером. Приборы, входящие в систему пуска дизеля сжатым воздухом. Привод воздухораспределителя и его действие.

Электростартеры; их типы, устройство.                 

          Электрооборудование. Схемы, приборы электрооборудования и их назначение. Аккумуляторные батареи; их типы, методы соединения. Генераторы. Реле обратного тока, регуляторы напряжения, реле-регуляторы. Регулировка реле-регуляторов и уход за ними. Правила эксплуатации приборов электрооборудования.

         Эксплуатация двигателей и уход за ними. Общие положения. Организация и проведение планово-предупредительного ремонта двигателей и их узлов. Определение на слух неисправностей в работе двигателя внутреннего сгорания и их устранение. Заправка двигателей топливом, смазкой и водой. Способы смягчения воды, меры борьбы с коррозией и накипью в системе охлаждения. Подогрев воды и масла в зимних условиях.

 

Контрольные вопросы

1. Из каких основных узлов состоит двигатель?

2. Для чего предназначена система охлаждения и её виды?

3. Какие существуют правила эксплуатации приборов электрооборудования?

4. Для чего предназначена система смазки и из каких узлов она состоит?

5. Для чего предназначена система питания и из каких узлов она состоит?

 

Тема 2.2. Устройство путевых машин и механизмов.

          Конструктивные особенности путевых машин.

Электробалластеры (ЭЛБ). Машины циклического и непрерывного действия; особенности конструкции, виды и назначение. Щебнеочистительные машины (ЩОМ). Принцип действия, конструкция. Путеукладочные краны. Конструктивные особенности различных типов кранов. Основные узлы, назначение и устройство. Рельсоукладчик. Назначение, устройство основных узлов.

          Устройство механизмов путевых машин. Резьбовые соединения. Резьбы цилиндрические и конические; метрические, дюймовые, трапецеидальные, прямоугольные, упорные.              Параметры резьбы: внутренний и наружный диаметр, средний диаметр, шаг резьбы, угол профиля резьбы. Редукторы. Редукторы цилиндрические, конические с прямыми и косозубыми шестернями, червячные. Эвольвентное зацепление, передаточное число. Установка шестерен на валы; валов - в корпус редуктора; зазоры; принцип смазывания зубчатых передач и подшипников. Редукторы путевых машин и механизмов. Грузоподъемные устройства. Стальные канаты, барабаны, ковши, блоки. Крепление канатов.

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные узлы, назначение и устройство путеукладочных кранов?

2. Какие существую виды резьб и их параметры?

3. Какие типы редукторов Вы знаете?

4. Какие виды зацеплений зубчатых передач существуют?

      

Тема 2.3. Техническое обслуживание и ремонт путевых машин и механизмов.       

         Ремонт путевых машин и механизмов.

Испытание и наладка механизмов путевых машин. Работы, выполняемые при среднем и капитальном ремонтах; правила и технические условия их производства.

         Техническое обслуживание отдельных агрегатов и узлов машин. Виды дефектов деталей и методы их восстановления. Особенности ремонта ДВС. Неисправности в эксплуатации двигателей, их устранение. Методы регулирования отдельных агрегатов и узлов машин. Способы устранения дефектов, обнаруженных при сборке и испытании узлов и агрегатов. Техническое обслуживание и ремонт механизмов подъема рам электробалластерных машин; редукторов и приводов щебнеочистительных машин, путеукладочных кранов и рельсоукладчиков; механизмов газораспределения шатунно-поршневых групп, узлов двигателей внутреннего сгорания.

 

Контрольные вопросы

1. Какие виды дефектов деталей Вы знаете и методы их восстановления?

2. Какие виды ремонтов путевых машин Вы знаете?

3. Какие существуют неисправности ДВС и методы их устранения?

4. Какие методы регулирования агрегатов Вы знаете?

 

Тема 2.4. ПТЭ, инструкции и безопасность движения.

        Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта.

 

Контрольные вопросы

1.    Какие существуют сигналы на железнодорожном транспорте?

2.    Какие существуют сигналы тревоги?

3.    Что такое габарит железнодорожного подвижного состава?

4.    Какие основные трудовые обязанности работников железнодорожного транспорта?

5.    Какие существуют основания для применения дисциплинарных взысканий?

  

 

3.      ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тематический план производственного обучения.


№ п/п Темы Всего часов
3.1. Вводное занятие. Инструктаж по организации рабочего места и по правилам безопасности труда 8
3.2.Выполнение слесарно-монтажных работ 40
3.3.Участие в выполнении работ по разборке, ремонту и сборке оборудования 40
3.4.Квалификационная  работа 8
  Итого: 96

*Примечание: Самостоятельное выполнение работ и квалификационная работа должны осуществляться под руководством рабочего-наставника и под контролем мастера производственного обучения.

Рабочая программа.

3.1. Получение инструктажа по охране труда, и других видов необходимых инструктажей. Ознакомление с правилами промышленной и пожарной безопасности при обслуживании электроустановок на объекте. Ознакомление с правилами промышленной санитарии на рабочем месте. Изучение безопасных методов и приёмов выполнения работ.

3.2. Ремонт, регулировка и испытание сложных путевых машин и механизмов. Выполнение слесарных работ по 6 - 7 квалитетам. Определение на слух неисправностей в работе двигателя внутреннего сгорания и устранение их, а также устранение дефектов в сложных путевых машинах и механизмах.

3.3. Выполнение ремонтных, разборочных и сборочныхработ под руководством мастера производственного обучения и рабочего-наставника, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии «Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов 5 разряда».

3.4. Квалификационная работа (примеры работ из ЕТКС).

Итоговая аттестация.

          Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».

          К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).

         Результатом проведения обучения по повышению квалификации, является квалификационный экзамен.

          Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.

           Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.         

           По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.     

           Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.

            Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.

   Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

Материально-техническое обеспечение учебного пункта.

 

Наименование аудитории

Средства обучения

 

Учебные классы

компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации «Гоша», тренажёр имитации травм «Антон-3», учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия

 

Сведения о педагогических работниках.

 

        Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника                    (2 преподавателя, 2 мастера производственного обучения), имеющих необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.

 

Список литературы и нормативно-технической документации.

1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020).

2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021).

3.   Распоряжение ОАО «РЖД» от 26.12.2005 г. № 2191р «Об утверждении Положения об организации проверки знаний требований безопасности движе­ния поездов работниками открытого акционерного общества «Российские же­лезные дороги».

4. Распоряжение ОАО "РЖД" от 14 марта 2014 г. N 659р «Об утверждении и вводе в действие Положения о системе планово-предупредительного ремонта специального железнодорожного подвижного состава и механизмов инфраструктурного комплекса открытого акционерного общества "Российские железные дороги».

5. Приказ Минтранса России от 21.12.2010 № 286р (ред. от 25.12.2018) «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации».

6. Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

7.   Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации №286 от 28.01.2011.

8.   РАСПОРЯЖЕНИЕ от 14 декабря 2016 г. N 2540р «Об утверждении и введении в действие инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ»;

9. Соломонов С.А., Попович М.В., Бугаенко В.М. и др. Путевые машины / Под ред. С.А. Соломонова. М.: Желдориздат, 2000.

10.Сухих Р.Д. Путевые механизмы и инструменты. М.: УМК МПС, 2002.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

                для слесаря по ремонту путевых машин и механизмов 5-го разряда

БИЛЕТ № 1

1.         Из каких элементов состоит подъемно-рихтовочный механизм подъёмно-рихтовочной машины (ПРМ)?

2.         Какие существуют характерные неисправности предохранительных клапанов пневматической системы?

3.         Методы оказания пострадавшему первой помощи при обморожении.

БИЛЕТ № 2

1.         Каково устройство и принцип работы электропневматического костылезабивщика?

2.         Какие характерные неисправности дизельных двигателей путевых машин?

3.         Какие степени химических ожогов существуют? Методы оказания пострадавшему первой помощи при химическом ожоге?

БИЛЕТ № 3

1.       Какие технические характеристики подъемно-рихтовочной машины (ПРМ)?

2.       Каково устройство и принцип работы электрического рельсорезного станка?

3.       Как оказывается пострадавшему первая помощь при отсутствии сознания и пульса на сонной артерии?

БИЛЕТ № 4

1.         Какие характерные неисправности рабочих цилиндров гидравлической системы путевых машин?

2.         Из каких основных элементов состоит подъемно-рихтовочная машина (ПРМ)(МСШУ)?

3.         Методы оказания первой помощи при артериальном кровотечении?

БИЛЕТ № 5

1.       Какие технические характеристики АГМу? Основные узлы их назначение и устройство.

2.       Для чего предназначена шпалоподбойка ЭШП, её устройство и техническая характеристика?

3.       Методы освобождения пострадавшего от действия электрического тока напряжением выше 1000В.

БИЛЕТ № 6

1.         Для чего предназначены путевые струги ПС-2, струг-снегоочиститель СС-1, их назначение, устройство и техническая характеристика?

2.         Какие неисправности, встречаются при работе шпалоподбоек; причины и способы их устранения?

3.         Какие существуют виды огнетушителей, область и способы их применения?

 

БИЛЕТ № 7

1.         Каково устройство и принцип работы рельсорезного станка РМ2 и РМБ?

2.         Какие существуют неисправности гидравлического инструмента; причины и способы устранения их?

3.         Каково назначение, основных узлов и деталей механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания?                                                 

БИЛЕТ № 8

1.         Для чего предназначены балластировочные машины ЭЛ-Б1 и ЭЛ-БЗ, их назначение, устройство и техническая характеристика?

2.         Какие основные узлы двигателя внутреннего сгорания?

3.         Какие принимаются меры по оказанию пострадавшему первой помощи при отсутствии сознания и пульса на сонной артерии?

                                                                        БИЛЕТ № 9

1.      Какие технические характеристики, гидравлических путевых домкратов ДГ-06, ДГ-08 и ДГП-8, их устройство, работа и обслуживание?

2.      Предназначение крана дрезины АГМу, его устройство и техническая характеристика?

3.      Каков порядок действия администрации и работника при несчастном случае и аварийной ситуации на производстве?


Возврат к списку

Наверх