Программы повышения квалификации

Программы повышения квалификации image

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

повышения квалификации рабочих


Профессия – Слесарь по ремонту подвижного состава

Квалификация – 5 разряд

Код профессии – 18540

Пояснительная записка

       Настоящая основная образовательная программа – программа предназначена для профессионального обучения рабочих при повышении квалификации с 4-го на 5-й разряд по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава». Учебный план предусматривает комплектование групп из лиц, имеющих среднее общее образование,   профессиональное обучение слесарей по ремонту подвижного состава – по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих и служащих, а также менее двух лет по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, стаж работы по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава» не менее двух лет (требование профессионального стандарта N 954н от 2 декабря 2015 г. Регистрационный номер 593).

Форма обучения – очная.

     Настоящая программа подготовки разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), Выпуск

№ 2, часть 2, §124;

- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденное приказом Минобразования России от 02.07.2013 № 513;

     Программа составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава» 5 разряда.   

       Программа рассчитана на 212 часов, из которых на теоретическое обучение отводится 96    часов, на производственное обучение 108 часов, консультация 4 часа и квалификационный экзамен 4 часа.

Содержание программы:

- пояснительная записка;

- квалификационная характеристика;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа теоретического обучения;

- тематический план производственного обучения;

- итоговая аттестация;

- материально-техническое обеспечение учебного пункта;

- сведения о педагогических работниках;

- список литературы и методические материалы;

- экзаменационные билеты.

  

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

§ 124. Слесарь по ремонту подвижного состава 5-го разряда

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка узлов оборудования в условиях напряженных и плотных посадок. Слесарная обработка деталей по 6 - 7 квалитетам. Проверка правильности сборки узлов. Шабрение деталей с большими пригоночными площадями. Регулировка и испытание собранных узлов и механизмов.

Должен знать: конструктивные особенности, назначение и взаимодействие узлов ремонтируемых объектов подвижного состава; технические условия на ремонт подвижного состава; процесс сборки основных узлов; способы контроля сборки и регулирования работы узлов.

Примеры работ

1. Агрегаты дизелей тепловозов вспомогательные - центровка.

2. Антивибраторы - снятие, притирка конусов, установка.

3. Блоки колесно-моторные - ремонт, смена на скатоспускной канаве.

4. Блоки и картер дизеля - проверка, шабрение, притирка посадочных буртов в блоке.

5. Буксы на роликовых подшипниках, тяговые редукторы - полная ревизия.

6. Валы приводные с реверсивным устройством скоростемеров - регулировка.

7. Вентили электропневматических тормозов - ремонт, сборка, испытание, регулировка.

8. Втулки подшипников качения - запрессовка.

9. Втулки цилиндровые, проставочные кольца блоков, втулки шатунов, втулочные подшипники распределительных валов приводов клапанов дизелей и топливных насосов - выпрессовка, запрессовка.

10. Гаситель колебаний гидравлический - разборка, ремонт, сборка, испытание, регулировка на стенде.

11. Гидропередача - разборка, ремонт, сборка.

12. Головки поршневых скалок, плоскости рабочие кулис, камни кулисные, клапаны обратные и плунжеры пресс-масленок, клапаны регуляторов, кольца поршневые и золотниковые по ручьям - пригонка, притирка.

13. Двигатели тяговые - установка на шасси и регулировка конических подшипников на троллейбусах.

14. Дизель-генераторная установка - постановка.

15. Золотники, поршни парораспределителей головки паровоздушных насосов - шабрение, притирка.

16. Камеры сжатия в цилиндрах дизелей - проверка, регулировка зазоров.

17. Клапаны компрессоров и паровоздушных насосов - притирка.

18. Колесные нары - перетяжка бандажей, проверка и устранение продольных и поперечных разбегов.

19. Конусы инжекторов - проверка по калибрам, регулировка инжекторов на пару при испытании.

20. Крышки цилиндров, золотников, сухопарников, боковых лазов, подбрюшных люков паровозов - притирка.

21. Машины холодильные и оборудование вагонов - разборка, ремонт, сборка.

22. Опоры пятниковые, подшипники моторно-осевые, передачи зубчатые - ревизия с замером износов.

23. Передачи рычажные, оборудование тормозное - испытание и регулировка.

24. Подшипники буксовые и дышловые паровозов - проверка по центрам.

25. Подшипники буксовые паровозов - пригонка, запрессовка.

26. Подшипники шатунные, механизмы системы охлаждения вагонов рефрижераторных поездов (секций) - притирка, регулировка.

27. Пояски цилиндровых втулок, блоков, вкладыши коренных и шатунных подшипников по шейкам валов, втулки подшипников шатунов по пальцам поршней, крышки и подшипники масляных насосов, подшипники валов и роторов турбокомпрессоров и воздуходувок тепловозов - пригонка, шабрение.

28. Приборы тормозные, магистраль воздушная - ревизия.

29. Приводы карданные тяговых электродвигателей - разборка, ремонт, сборка.

30. Рамы тележек с колесно-моторными блоками - сборка.

31. Скоростемеры, буксы с подшипниками скольжения - разборка, ремонт, сборка.

32. Тележки пассажирских вагонов с гидравлическими амортизаторами - ремонт.

33. Тележки сталеразливочные - капитальный ремонт.

34. Тележки тепловозов, электровозов, моторвагонного подвижного состава, сочленение тележек - ремонт, сборка.

35. Тележки, инжекторы, дышла и их подшипники, коллекторы паронагревателей, сальники поршневые одноколесные, то же с чугунными уплотняющими кольцами паровозов - ремонт.

36. Установки дизель-генераторные рефрижераторных поездов (секций) и с централизованным электроснабжением - снятие, разборка, ремонт и установка.

  

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

повышения квалификации рабочих по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава» 5 разряда

 

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Аудиторные занятия

Форма контроля

Промежуточная аттестация

1

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

96

 

 

1.1.

Общетехнический курс

36

 

 

1.1.1.

Экономика предприятия

4

4

зачет

1.1.2.

Допуски и посадки, технические измерения

8

8

зачет

1.1.3.

Слесарное дело

8

8

зачет

1.1.4.

Материаловедение

4

4

зачет

1.1.5.

Основные сведения из электротехники

4

4

зачет

1.1.6.

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

8

8

зачет

1.2.

Специальный курс

60

 

 

1.2.1.

Устройство и ремонт локомотивов

32

32

зачет

1.2.2.

Устройство и ремонт вагонов

16

16

зачет

1.2.3.

ПТЭ железных дорог РФ, инструкции железнодорожного транспорта

12

12

зачет

2

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

108

На производстве

Квалификацион- ные испытания

3

Консультация

4

4

4

Квалификационный экзамен

4

4

экзамен

Итого:

212

 

 

 

Календарный учебный график

 

№ п/п

Темы

Недели

Всего часов

1

2

3

4

5

6

 

 

 

Количество часов в неделю

 

1

Экономика предприятия

4

4

2

Допуски и посадки, технические измерения

8

8

3

Слесарное дело

8

8

4

Материаловедение

4

4

5

Основные сведения из электротехники

4

4

6

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

8

8

7

Устройство и ремонт локомотивов

4

28

32

8

Устройство и ремонт вагонов

12

4

16

9

ПТЭ железных дорог РФ, инструкции железнодорожного транспорта

12

12

 

Производственное обучение

24

40

40

4

108

 

Консультация

4

4

 

Квалификационный экзамен

4

4

 

Итого:

40

40

40

40

40

12

 

 

212

 

Программа теоретического обучения

Общетехнический курс

 

Тематический план

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1.

Экономика предприятия

4

2.

Допуски и посадки, технические измерения

8

3.

Слесарное дело

8

4.

Материаловедение

4

5.

Основные сведения из электротехники

4

6.

Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность

        8

Итого:

36

 

Тема 1. Экономика предприятия.

Понятие «предприятие», «фирма», «организация». Предприятие как основной субъект рыночной экономики. Конкурентная среда предприятия.

Основные факторы производства. Материально-вещественная и денежная форма ресурсов предприятия. Ограниченность и взаимозаменяемость экономических ресурсов. Экономические издержки: внутренние и внешние, постоянные и переменные, общие и средние, предельные. Основные направления снижения издержек производства. Основные производственные фонды как экономическая категория. Состав и структура основных средств. Кадровая политика на предприятии. Среднесписочный состав работников предприятия и промышленно-производственный персонал. Текучесть кадров.

Заработная плата как вознаграждение за труд. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Компенсации и социальные выплаты. Основные требования коллективного договора и трудового соглашения. Классификация затрат на производство продукции. Сущность и основные функции цены: учетная, распределительная, балансированности, рационализации, стимулирования. Место и роль налогов и обязательных платежей в процессе формирования предприятия. Сущность и критерии экономической эффективности производства.

Контрольные вопросы

1. Какие основные требования коллективного договора и трудового соглашения?

2. Какова сущность и основные функции цены?

3. Какие формы оплаты труда существуют?

 

Тема 2. Допуски и технические измерения.

      Взаимозаменяемость деталей: стандартизация и нормализация; свободные и присоединительные размеры, точность обработки.

      Номинальный, предельный и действительный размеры. Поле допуска, предельные отклонения. Классы точности. Зазор и натяг. Таблицы допусков и посадок.

      Классы и разряды чистоты, обозначения на чертежах. Контрольно-измерительный инструмент, приёмы измерений.

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют размеры?

2. Что такое поле допуска и отклонение?

3. Какие виды контрольно-измерительных инструментов существуют?

  

Тема 3. Слесарное дело.

Разметка металла. Подготовка поверхности к разметке. Разметка контуров по шаблонам. Кернение и заточка кернеров и чертилок.

Рубка металла. Инструменты для рубки. Приемы работы зубилом и крейцмейселем.                Рубка стали по уровню губок тисов. Прорубание канавок крейцмейселем. Заточка инструмента. Правка полосового, пруткового и листового металла. Правка труб. Проверка по линейке и на плите.

Гибка под различными углами полосового и пруткового металла вручную. Гибка с                применением приспособлений и оправок. Гибка труб и профильного металла.

Резание. Инструменты для резки металла. Резание полосовой, квадратной, профильной и круглой стали перпендикулярно и под углом. Резка металла ножницами.

Опиливание. Инструменты и выбор напильников в зависимости от характера опыливания. Опиливание параллельных плоскостей, цилиндрических деталей и фасок на них. Опиливание при помощи станков.

Шабрение. Инструмент для шабрения. Шабрение различных поверхностей. Проверка              качества пришабренной поверхности. Заточка и заправка шаберов.

Сверление и развертывание отверстий. Инструмент, подбор сверл и разверток, охлаждающих жидкостей. Установка сверл и деталей. Управление сверлильными машинами.

            Нарезание резьбы. Инструменты, оборудование и приспособления для нарезки резьбы. Подготовка отверстий для нарезания резьбы. Нарезание резьбы на болтах, шпильках, трубах. Проверка качества резьбы.

            Лужение и паяние. Назначение и область применения. Материалы для лужения. Способы лужения. Назначение и применение паяния. Твердый и мягкий припои, их назначение и устройство. Организация рабочего места и требования безопасности при выполнении лужения и паяния.

Контрольные вопросы:

1Какие применяются инструменты для разметки, их виды и устройство?

2. Какие существуют слесарные молотки, их вес и применение?

3. Что такое лужение и паяние?

4. Что такое резьба, ее назначение и элементы?

Тема 4. Материаловедение

      Основные сведения о металлах и их свойствах. Значение металлов в народном хозяйстве. Чёрные и цветные металлы. Основные механические свойства металлов. Понятие об испытании металлов. Понятие о зависимости свойств металлов от их структуры.

Чугуны. Основные сведения о производстве чугуна. Серый, белый и ковкие чугуны; их особенности, механические свойства и область применения.

Стали. Основные сведения о производстве стали. Углеродистые стали; их химический состав, механические и технологические свойства. Маркировка углеродистых сталей и их применение. Легированные стали. Механические свойства легированных сталей. Стали с особыми свойствами: жаропрочные, нержавеющие и др. Маркировка легированных сталей и их применение.

Термическая и химико-термическая обработка сталей.

Сущность термической обработки сталей.

Понятие о нагревательных устройствах.

Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск.      

Изменение свойств стали в результате обработки.

Цветные металлы и их сплавы. Цветные металлы: медь, олово, свинец, цинк, алюминий; их основные свойства и применение. Медь и её сплавы (бронза, латунь), алюминий и его сплавы: их химический состав, механические и технологические свойства. Маркировка и область применения. Антифрикционные сплавы (баббиты), их состав и применение.

Коррозия металлов. Сущность явления коррозии металлов. Химическая и электрохимическая коррозия. Потери от коррозии. Способы защиты металлов от коррозии: легирование, оксидирование, хромирование, оцинкование, лужение, никелирование, химические и лакокрасочные покрытия, металлизация, наполнение пластмассами, защитные смазки и др.

Неметаллические материалы. Пластмассы и их свойства. Применение пластмасс в машиностроении.

Абразивные материалы. Естественные и искусственные абразивы. Применение абразивов при обработке металлов. Шлифовальная шкурка.

Смазочные материалы, применяемые для смазки трущихся частей; требования, предъявляемые к ним. Зимние и летние смазки, их применение.

Контрольные вопросы:

1.Какие основные физические и химические свойства металлов?

2.Как маркируются металлы?

3.Что такое коррозия?

4. что такое абразивные материалы?

5. Какими свойствами должны обладать смазочные материалы?

Тема 5. Основные сведения из электротехники.

            Электрическая цепь. Основные сведения о составных элементах электрической цепи. Понятие о законах электричества. Электромагнетизм и электромагнитная индукция. Основные понятия о магнитном и электрическом поле в электрических машинах.

            Электрические машины постоянного тока. Основные сведения об электрических генераторах и электрических двигателях. Назначение, устройства и принцип их работы.

            Переменный ток. Основные понятия о принципе получении постоянного тока (одно- и трехфазного). Область применения одно- и трехфазного тока.

            Электрические машины переменного тока. Основные сведения об асинхронных и синхронных двигателях, их основные свойства и принцип работы. Технические характеристики электродвигателей, применяемых на станках и электроинструментах.

            Химические источники тока. Назначения, применения и принцип работы аккумуляторов.

            Пускорегулирующая аппаратура. Общие сведения о рубильниках, переключателях, выключателях, магнитных пускателях, их устройстве и принципе работы.

            Защитная аппаратура. Общие сведения о предохранителях, реле, блокирующих                     устройствах, заземления и основные требования к ним.

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют единицы измерения напряжения?

2. Какие существуют единицы измерения тока?

3. Что такое постоянный и переменный ток?

4. Что такое асинхронный и синхронный двигатель?

Тема 6. Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность.

Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда и                              промышленной безопасности. Правила внутреннего трудового распорядка. Общие положения. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих. Основные правила и обязанности администрации. Рабочее время и его использование. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Обучение и инструктаж работников по безопасности труда. Сроки обучения. Виды                   инструктажей. Опасные и вредные производственные факторы на железнодорожном транспорте. Классы условий труда.

Электробезопасность. Воздействие электрического тока на организм человека. Классификация электроустановок и помещений по электробезопасности. Защита от поражения человека электрическим током. Электрозащитные средства и требования к ним.

Промышленная санитария и гигиена труда. Задачи промышленной санитарии. Профессиональные заболевания и их основные причины. Профилактика профессиональных заболеваний. Средства индивидуальной защиты. Личная гигиена. Самопомощь и первая помощь при несчастных случаях. Медицинское обслуживание рабочих на предприятии. Профилактика производственного травматизма. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Пожарная безопасность. Основные причины возникновения пожаров в цехе и на территории предприятия. Мероприятия по предупреждению. Пожароопасные свойства веществ. Средства тушения пожаров и правила их применения. Правила поведения в опасных местах и при пожарах.

Экологическая безопасность. Воздействия предприятий угольной отрасли на состояние окружающей природной среды. Причины и характер загрязнения воздуха рабочей зоны. Методы контроля состояния окружающей среды. Защита от воздействия загрязнений воздушной среды.

         Требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях. Знаки безопасности. Требования безопасности при использовании слесарного, электрического и пневматического                инструмента. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте локомотивов и вагонов. Требования безопасности в аварийных ситуациях и при несчастном случае. Изучение инструкции по охране труда.

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете виды инструктажей по охране труда?

2. Сколько предусмотрено видов ответственности за нарушения требований по охране труда?

3. Какие классы условий труда условно относятся к безопасным?

4. Как вести себя в аварийной ситуации?

5. Как вести себя при несчастном случае?

 

Специальный курс

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

7

Устройство и ремонт локомотивов

32

8

Устройство и ремонт вагонов

16

9

ПТЭ железных дорог РФ, инструкции железнодорожного транспорта

12

 

Итого

60

Тема 7. Устройство и ремонт локомотивов.

Общая компоновка и основные параметры локомотивов.

     Устройство локомотива и расположение агрегатов. Назначение установок и оборудования.

Технические характеристики локомотивов. Назначение. Номинальная мощность по дизелю. Передача. Ширина колеи. Число сцепных осей. Скорость движения. Тип экипажной части. Число тележек. Колесо. Тип букс. Масса. Запасы топлива, песка. Количество воды, масла. Габаритные размеры. Напряжение в целях управления и освещения. Тип тормоза, принцип действия. Тип колодок. Количество главных воздушных резервуаров и их объем.

      Вспомогательное оборудование дизеля. Назначение, технические характеристики топливной, масляной и водяной системы, системы воздухоснабжения дизеля и выпуска отработавших газов; охлаждающих устройств воды, масла и надувочного воздуха.

     Электрические машины и аккумуляторные батареи. Общие сведения. Технические характеристики, назначение тяговых генераторов; тяговых электродвигателей; возбудителей и вспомогательных генераторов; вспомогательных электродвигателей; аккумуляторных батарей.

     Электрическая аппаратура. Назначение, классификация и общие требования. Основные элементы контактных аппаратов; коммутаторных аппаратов; аппаратов автоматического управления; аппаратов защиты; бесконтактных аппаратов.

      Экипаж локомотивов. Общие сведения. Назначение и конструкция колесных пар; букс и подшипников; тележек; рессорного подвешивания; кузова и главной рамы. Вспомогательное оборудование локомотива. Назначение системы воздушного охлаждения тяговых электрических машин; воздушной системы управления; песочной системы; противопожарного оборудования; приводов основного и вспомогательного оборудования.

    Ремонт локомотивов.

    Организация технического обслуживания и ремонта локомотива. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта локомотива, виды и сроки.

     Подготовка локомотива к ремонту.

     Постановка локомотива на ремонт в депо и его техническое обслуживание. Очистка деталей. Освидетельствование и проверка деталей (измерение, визуальный осмотр, опрессовка, дефектоскопия). Неисправности и ремонт дизеля и вспомогательного оборудования. Объем работ, выполняемых по дизелю при техническом обслуживании и ремонте тепловоза.

     Неисправности и технология ремонта электрических машин электровоза. Общие сведения о неисправностях и ремонте. Неисправности и технология ремонта трансформаторов и дросселей. Общие сведения о неисправностях и ремонте.

    Неисправности и ремонт экипажной части локомотива. Карта смазки экипировочной группы. Объем работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте экипажной группы локомотивов.

    Неисправности и ремонт, техническое обслуживание электрических аппаратов тепловозов и электровозов.

   Неисправности и ремонт бесконтактных блоков и полупроводниковых устройств локомотивов.

   Требования безопасности при ремонте узлов, обслуживании электрических машин и аккумуляторных батарей локомотивов.

Контрольные вопросы:

1.Какие агрегаты расположены в кузове локомотива?

2.Что такое вспомогательное оборудование на локомотиве?

3.Из каких узлов состоит экипажная часть локомотива?

4.Какие виды ремонтов локомотивов существуют?

5.Виды неисправности экипажной части?

6.Какие требования безопасности необходимо выполнять при ремонте локомотивов?

Тема 8. Устройство и ремонт вагонов.

    Общие сведения о вагонах. Характеристика вагонного парка. Классификация вагонов. Специализированные вагоны, их назначение и классификация.

     Кузов вагона. Назначение кузова. Устройство различных типов вагонов. Котлы цистерн, их устройства. Сливные приборы цистерн.

Рама вагона. Назначение рамы вагона. Рамы различных вагонов, их устройство. Неисправности рам.

Ходовые тележки, рессорное подвешивание; рессоры; пружины; клиновые амортизаторы; Основные части тележек. Неисправности тележек.

    Колесные пары; их назначение и типы. Устройство колесных пар для подшипников качения. Формирование колесных пар. Клейма на колесах и осях. Шаблоны, применяемые при проверке колесных пар.

    Буксовый узел. Буксовый узел с подшипниками качения, его устройство: передний и задний подшипники, внутреннее и наружное кольца, сепаратор, ролики, лабиринт, торцевое крепление, смотровая и крепительная крышка.

     Автосцепное оборудование. Его назначение и устройство.

     Тормоза. Назначение тормозов. Понятие об автоматических тормозах, принцип их действия. Тормозное нажатие, тормозной путь. Приборы управления тормозом, устройство и действие.

Воздухораспределители, их назначение, типы и принцип работы.

Тормозные цилиндры, устройство и принцип работы.

     Рычажная передача, ее устройство и принцип работы. Схемы рычажной передачи.

Воздухопровод, соединительные рукава, концевые и разобщительные краны, их назначение.

Авторегуляторы хода, их назначение, типы и устройства. Авторежим.

Оборудование для получения сжатого воздуха, зарядное давление тормозной магистрали.

     Ремонт вагонов.

     Подготовка вагона к ремонту, (очистка от грязи и мусора, остатков перевозимого грунта), постановка вагонов в депо. Определение неисправностей деталей, величины их износа и годности наружным осмотром и специальными средствами измерения, приспособлениями и шаблонами. Разборка вагонов.

   Неисправности и технология ремонта кузова: полувагонов (крыши люка, шарнирных соединений, запоров люка и створных дверей). Платформ (бортов, бортовых запоров, кронштейнов и увязочных устройств, пола). Цистерн (котлов, барабанов, днищ и броневого листа, стенок, крышек клапанов и их запоров). Вагонов-самосвалов (думпкаров) (верхней рамы с настилом пола, продольных бортов, лобовых стенок и механизмов открывания бортов). Хоппер-дозаторов (боковых и лобовых стен, пола, крышек люков, механизма открывания и закрывания крышек наружных и внутренних люков). Механизмов подъема и опускания дозатора; механизма дозирования. Неисправности и технология ремонта рам вагонов (хребтовой балки, шкворневых, цилиндровых и других кронштейнов. продольных и поперечных швеллеров). Неисправности и технология ремонта автосцепного устройства (тяговых и ударных поверхностей корпуса, сцепки и деталей ее механизма; зева; большого зуба; хвостовика; тяговых хомутов; клиньев и корпуса поглощающего аппарата; пружин.). Смена головки автосцепки и поглощающего аппарата.

    Неисправности и технология ремонта пневматического и тормозного оборудования вагонов, (рычажной передачи; воздухораспределителе; тормозных башмаков и колодок; кронштейнов; триангелей; тормозных тяг; рычагов; тройного клапана; концевого или разобщительного крана; выпускного клапана; тормозного цилиндра; запасного резервуара). Системы пневматической разгрузки думпкара: питательной магистрали; воздухозамедлителя; цилиндров наклона кузова одинарного и двойного действия; кранов разгрузки. Механизма управления разгрузкой хоппер-дозатора: рабочих цилиндров, рабочего резервуара, пневматической системы, блока управления).

           

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете виды и периодичность ремонта вагонов?

2. Какие бывают неисправности кузовов?

3. Какие бывают неисправности рам вагонов, способы их устранения?

4. Какие бывают неисправности тележек?

5. Какие бывают неисправности колесных пар?

 

Тема 9. ПТЭ железных дорог РФ, инструкции ж.д. транспорта

Правила технической эксплуатации железных дорог РФ

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Основные определения

Глава 3. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта

Приложение №5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ. Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава. пп:1,3,4,5,12,13,14,15, 19,21,22,23,24,30

     Приложение №7 к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ. Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ.

Глава 1. Общие положения.

Глава 2. Сигналы на железнодорожном транспорте

Глава 5. Ручные сигналы на железнодорожном транспорте

Глава 7. Сигналы, применяемые при маневровой работе. п.83

Глава 9. Звуковые сигналы на железнодорожном транспорте.

Глава 10. Сигналы тревоги и специальные указатели.

     Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах.

Общие положения. Организация безопасного выполнения работ. Работы на подвижном составе на электрифицированных линиях и в местах пересечения железнодорожных путей с воздушными ЛЭП. Меры безопасности при тушении пожара.

Контрольные вопросы

1. Каковы обязанности работников железнодорожного транспорта?

2. При каких неисправностях колесных пар не допускается выпускать в эксплуатацию железнодорожный подвижной состав?

3. Для чего предназначены сигналы на железнодорожном транспорте? Какие бывают сигналы по способу восприятия?

  

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тематический план производственного обучения.

№ п/пТемыВсего часов
1Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Изучение локальной нормативной документации.4
2Ознакомление с документацией, с расположением оборудования, со схемой маршрутов безопасного прохода.2
3Обработка, изготовление и ремонт деталей60
4Дефектовка и ремонт несложных узлов и механизмов ремонтируемых вагонов.20
5Ознакомление с определением и выполнением объема ремонтных работ на вагонах.10
6Выполнение работ под руководством рабочего наставника.8
7Квалификационная  работа.4
 Итого:108

 

Рабочая программа

1. Прохождение на рабочем месте инструктажа по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, и других видов обязательных инструктажей. Изучение локальной нормативной документации.

2.      Ознакомление с нормативно-технической документацией и инструкцией по охране труда для слесаря по ремонту подвижного состава. Ознакомление с расположением оборудования и механизмов в цехе ремонта локомотивов и вагонов. Ознакомление со схемой маршрутов безопасного прохода по территории цеха, расположением бытовых помещений и местами хранения медицинских аптечек и средств тушения пожара.

3.      Обработка, изготовление и ремонт деталей по 6-7-м квалитетам (1-2-м классам                          точности). Сверление отверстий, нарезание резьбы на крепежных деталях. Шабрение деталей с большими пригоночными площадями. Регулировка и испытание собранных узлов и механизмов. Выполнение геометрических построений при осуществлении сложной разметки деталей и узлов.

4.      Ознакомление и изучение технических условий на ремонт, сборку, испытания, регулировку и правильность установки оборудования, агрегатов и машин; выявление и устранение неисправностей узлов и механизмов рамы; ходовой части; автосцепных устройств; тормозной и рычажной передачи, колесных пар, буксовых узлов, дизеля и т.д.

5.       Самостоятельное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту локомотивов (вагонов) вагонов под наблюдением рабочего- наставника и мастера производственного обучения, предусмотренных требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава» 5 разряда.

6.      Квалификационная работа (по ЕТКС).

   

Итоговая аттестация

        Проведение итоговой аттестации осуществляется на основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в учебном пункте филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова» и «Положения о порядке производственного обучения (практики) по программам учебного пункта» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова».

       К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и прошедшие квалификационные испытания (выполнившие квалификационную работу).

         Результатом обучения является квалификационный экзамен.

          Проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах осуществляется в форме экзамена по билетам (устно или письменно) либо в форме тестирования, в т.ч. с применением компьютерных технологий. Результат проверки теоретических знаний, фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.

           Результаты производственного обучения (далее - ПО) оформляются мастером производственного обучения совместно с обучающимся в Дневнике производственного обучения.         

           По окончании ПО руководителем структурного подразделения, в котором проходил ПО обучаемый, выдаётся квалификационная работа, которую выполняет обучаемый под присмотром рабочего – наставника, после её выполнения, комиссионно производится оценка выполненной работы на соответствие нормативу времени по её выполнению согласно квалификационным требованиям и качеству исполнения. Оформляется заключение о выполнении квалификационной работы, содержащее сведения о приобретённых умениях и навыках, о выполнении квалификационной работы, о выполненном (не выполненном) нормативе времени и оценки качества работы, а также рекомендации о присвоении обучающемуся квалификационного разряда по профессии.     

           Результаты ПО фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии и учитываются при итоговой аттестации (квалификационного экзамена) обучающихся.

            Результаты квалификационных экзаменов (итоговой аттестации) оглашаются в присутствии обучающихся после окончания экзамена.

   Рабочим, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

Материально-техническое обеспечение учебного пункта

 

Наименование аудитории

   Средства обучения   

Учебные классы

компьютер, видеопроектор, экран, плакаты, чертежи, тренажер сердечно-дыхательной реанимации, учебные видеофильмы и видео инструктажи; техническая литература, правила безопасности, учебно-методические пособия

 

Сведения о педагогических работниках

        Для реализации данной программы УП привлекаются 4 педагогических работника (2 преподавателя, 2 мастера ПО), имеющие необходимое образование в соответствии с действующим законодательством.

 

Список литературы и методические материалы

 

1.                  Б.И. Петленко «Электротехника и электроника «М. Чекмарёв А.А. «Инженерная графика» (машиностроительное черчение), М., «Инфра-М», 2009г.

2.                  Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, 2018 г.

3.                  Марков М.Ф. «Сборник официальных материалов по охране труда».

4.                  Трудовой кодекс РФ.

5.                  Правила противопожарного режима (ПП РФ от 25.04.2012 № 390)

6.                  Конструкция железнодорожного пути и его содержание. М.А. Фришман, Н.А. Пономаренко, Транспорт, 2000.

7.                  Машинизация текущего содержания пути, К.С. Исаев, В.Ф. Федулов, Ю.М. Щекотков, Транспорт, 1984.

8.                  Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации №1794р от 31.08.2009 г

9.                  Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г №286р

10.              Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок утверждены Приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328 н

11.              Профессиональный стандарт "Слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 954н от 2 декабря 2015 г. Регистрационный номер 593.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

для рабочих по профессии «Слесарь по ремонту подвижного состава» 5 разряд

БИЛЕТ № 1

 

1.      Каково устройство колёсно-моторного блока (КМБ) локомотива?

2.      Каково назначение, устройство и принцип работы ТРПШ-2?

3.      Прочитать чертеж детали и рассказать о его назначении.

4.      Каковы обязанности работника и работодателя в области охраны труда?

5.      Какие существуют методы оказания первой помощи пострадавшему при артериальном кровотечении?

БИЛЕТ № 2

 

1.      Каково назначение и устройство стартер-генератора 2 ПСГ и 5 ПСГ тепловозов серии ТЭМ-7 (ТЭМ 7 А).

2.      Каково устройство механизма автосцепки?

3.      Что такое легированные стали? Каковы механические свойства легированных сталей.

4.      Какие существуют сигналы тревог?

5.      Какие существуют методы оказания первой помощи пострадавшему при химическом ожоге?

БИЛЕТ № 3

 

1.        Каково назначение, устройство и принцип работы гидравлического гасителя колебаний?

2.      Каково назначение, устройство и принцип работы переходного реактора ПРА-48?

3.      Что такое пластмассы и их свойства? Где применяются пластмассы в машиностроении?

4.      Какова минимальная толщина тормозных колодок у тепловозов и вагонов, с которыми допускается их эксплуатация?

5.      Какие существуют методы оказания первой помощи пострадавшему при отсутствии пульса на сонной артерии?

БИЛЕТ №4

 

1.      Каково устройство тягового электродвигателя ЭД-118, ЭД-120?

2.      Каково назначение, устройство и принцип работы токоприёмника Л-13У1, (Л-14М1)?

3.    Что из себя представляют плавкие предохранители, их назначение и устройство?

4.    Какие обязательные требования безопасности должны выполнятся при ремонте тормозного оборудования?

5.      Какие существуют методы оказания первой помощи при артериальном кровотечении?

БИЛЕТ №5

 

1.        Каково устройство клапанов компрессоров КТ-6, ПК-5.25, ВУ-3.5?

2.        Каково назначение, устройство и принцип работы блока дифференциальных реле БРД-356?  

3.        Что такое величина и плотность тока?

4.        Какие требования безопасности, необходимо выполнять при прохождении по ж.д. путям?

5.        Какие существуют методы оказания первой помощи пострадавшему в состоянии комы?

БИЛЕТ № 6

 

1.      Каково устройство колёсных пар локомотивов и вагонов?

2.      Как подаются сигналы тревоги?

3        Каковы основные права и обязанности работника и работодателя?

4      Какие существуют приёмы освобождения пострадавшего от электрического тока, находящего- ся под напряжением до 1000 вольт?

5      Какие обязательные требования безопасности должны выполняться перед началом и после   окончания работ?

БИЛЕТ № 7

 

1.      Каков порядок работы цилиндров дизеля 2Д49?

2.      Как подаются ручные и звуковые сигналы при маневрах?

3.      Прочитать чертеж детали и рассказать о его назначении.   

4.      Какие требования безопасности необходимо выполнять при ремонте питательной магистрали?

5.      Какие существуют методы оказания первой помощи при ожогах. Какие существуют степени ожогов?

БИЛЕТ № 8

 

1.      Каково устройство тормозной рычажной передачи вагонов и локомотивов?

2.      Каково назначение сигналов на железнодорожном транспорте?

3.      Что такое зенкование, зенкерование и развертывание отверстий?

4.      Какие ручные и звуковые сигналы применяются при маневровых работах?

5.      Какие требования безопасности необходимо выполнять, при работах, связанных с ремонтом поглощающего аппарата?

БИЛЕТ №9

 

1.      Каково назначение, устройство и принцип работы моторно-осевого подшипника (МОП) локомотива?

2.      Какие существуют виды и сроки технического обслуживания вагонов и локомотивов?

3.      Прочитать сборочный чертеж и рассказать о его назначении.

4.      Какие требования безопасности, необходимо выполнять при работе с паяльными лампами?

5.      Какие существуют методы оказания первой помощи пострадавшему при переохлаждении?

БИЛЕТ №10

 

1. Каково устройство ходовых тележек тепловозов, электровозов, вагонов?       

2. Расскажите общие обязанности работников железнодорожного транспорта.

3. Что такое сечения, разрезы и линии обрыва и их обозначения на чертеже?

4. Какие меры безопасности применяются при работе со слесарным и электроинструментом?

5. Какие существуют методы оказания пострадавшему первой помощи при переломе конечностей?


Возврат к списку

Наверх